Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие виды расходов:
1. обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
3. проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
4. обеспечение реализации региональных целевых программ;
5. формирование государственной собственности субъектов РФ;
6. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
7. содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
8. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
11. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.
Расходы местных бюджетов
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
1. содержание органов местного самоуправления;
2. формирование муниципальной собственности и управление муниципальной собственностью;
3. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
4. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
5. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
6. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
7. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
8. организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
9. обеспечение противопожарной безопасности;
10. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
11. реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
12. обслуживание и погашение муниципального долга;
13. содержание муниципальных архивов;
14. проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
15. прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления.
Резервные фонды
Резервные фонды бюджетов — это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.
Источником финансирования резервных фондов бюджета являются средства аккумулированные в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета.
федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти России и субъектов РФ, в местных бюджетах — резервные фонды органов местного самоуправления.
Согласно ст. 81 Бюджетного кодекса РФ общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденного объема бюджетных расходов; размер резервных фондов в бюджетах субъекта РФ утверждается законодательной власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год. Использование средств резервного фонда происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжение которых они были созданы и средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.
В России в состав резервных фондов входят:
а) резервный фонд Президента РФ;
б) резервные фонды президентов республик в составе РФ;
в) резервные фонды органов исполнительной власти.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как трактует доходы Бюджетный кодекс РФ?
2. За счет каких источников формируются доходная часть федерального бюджета.
3. За счет каких источников формируются доходная часть региональных бюджетов.
4. За счет каких источников формируются доходная часть местных бюджетов.
5. Охарактеризуйте принципы расходов.
6. Какие мероприятия финансируются из федерального бюджета?
7. Какие мероприятия финансируются из регионального бюджета?
8. Какие мероприятия финансируются из местного бюджета?
9. В чем особенность резервных фондов.
Список литературы:
Основная:
1. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие /И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Инфра-М, 2013. - 272 с.
2. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для бакалавров / Н. В. Уколова, Л. Н. Алайкина, Н. А. Новикова. - Саратов: Буква, 2015. - 176 с.
3. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Инфра-М, 2013. - 393 с.
б) дополнительная литература:
1. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 375 с.
2. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Кнорус, 2016. - 336 с.
Лекция 4.
Сбалансированность бюджетов
1. Понятие сбалансированности доходов и расходов Сбалансированность бюджета — это когда расходы равны доходам. Отсутствие
бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Так если расходы превышают доходы – это дефицит, а если доходы превышают расходы то это профицит.
Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми). Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.
Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет.
Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит). Увеличение бюджетных расходов или снижения налоговой нагрузки на предпринимателей ведет к появлению структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением налоговой базы в условиях падения производства в фазах экономического кризиса и депрессии.
Различают активный и пассивный бюджетный дефицит. Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономикой. Пассивный дефицит возникает в случаях падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.
Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источников его финансирования. Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).
2. Источники финансирования федерального бюджета
Дефицита федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета. При этом источники финансирования дефицита федерального бюджета могут быть как внутренние, так и внешние,.
К внутренним источникам относят:
-поступления от размещения государственных ценных бумаг РФ в валюте РФ;
-бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы РФ;
-кредиты кредитных организаций;
-изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
-поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
-поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней.
К внешним источникам финансирования относят:
-государственные внешние заимствования в виде государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
-кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.