Экономическая сущность и функции бюджета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие финансовой системы

В экономической и научной литературе существуют различные подходы к определению финансовой системы. Это связано с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений.

В словаре С.И. Ожегова под системой понимается и «форма организации чего - нибудь» и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое, или форма общественного устройства».

Так же финансовую систему рассматривают либо как «форма организации..», либо как «совокупность организаций…». Так, например, американский ученый Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, оказывающих услуги фирмам, гражданам, правительству.

 

Российские экономисты толкуют финансовую систему по-разному. По мнению Г.Б. Поляка: «Финансовая система – это совокупность различных финансовых отношений, в процессе, которых разными методами формируются и распределяются фонды денежных средств государства, хозяйствующих субъектов и домохозяйств». Л.А. Дробозина считает: «Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».

 

Исходя из этого, наиболее точным следует считать следующее определение: финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особыми формами и использованием фонда денежных средств.

 

Общая характеристика и структура финансовой системы

В период зарождения финансовых отношений финансовая система ограничивалась только одним звеном - государственным бюджетом. В условиях капитализма финансовая система большинства цивилизованных государств, в том числе и России, состояла уже из двух основных звеньев - государственного бюджета и местных финансов. В целом количество звеньев финансовой системы остается неизменным до тех пор, пока последняя позволяет государству с достаточной степенью эффективности формировать необходимые для осуществления своей деятельности фонды денежных средств. Поэтому по мере усложнения хозяйственных связей в рамках национальных экономических систем в современном мире в целом происходило усиление роли и значение государства в регулировании экономических процессов. Соответственно росло и число выполняемых им функций, а также потребность в дополнительных денежных средствах. В результате этого финансовая система продолжала совершенствоваться как количественно (за счет появления новых звеньев, таких, например, как финансы государственных предприятий), так и качественно, путем создания дополнительных финансовых инструментов в рамках уже существующих звеньев (например, государственное страхование, государственный кредит и т.д.).

Кроме того функциональное построение финансовой системы должно удовлетворять следующим основным принципам:

 

во-первых, каждое звено, взятое в отдельности, не может охватывать более широкий круг денежных отношений, чем вся система;

 во-вторых, финансовая система, взятая в целом, в каждый конкретный момент должна в точности соответствовать принципиальным сущностным характеристикам и функциональному назначению финансов как объективной экономической категории.

 

Финансовая система России

В настоящее время финансовую систему России можно представить в виде двух блоков, каждый из которых имеет внутреннюю структуру.

 

1 блок - централизованые финансы– это государственные и муниципальные финансы, которые представляют совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании централизованных фондов финансовых ресурсов на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Государственные и муниципальные финансы являются центральным звеном финансовой системы. Они представлены:

 

- бюджетной системой. Бюджетная система состоит из федерального, региональных и местных бюджетов, а так же бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);

- государственным и муниципальным кредитом.

2 блок - децентролизованные финансы – это      денежные        средства хозяйствующих субъектов и домохозяйств.

 

 

4. Экономическая сущность и содержание бюджета

 

Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических, экономических и социальных функций.

 

В бюджете концентрируется значительная часть финансовых ресурсов страны, поэтому его можно рассматривать, как с экономической, так и юридической точки зрения.

Так, с экономической точки зрения бюджет    БЮДЖЕТ является совокупностью экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как юридическая категория БЮДЖЕТ представляет основной финансовый план формирования, распределения и использования государственных финансов, т.е. БЮДЖЕТ – это план, который принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона, который закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений. Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст.6) БЮДЖЕТ – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

 

Функции бюджета

 

Бюджету присущи следующие функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.

Содержание распределительной функции бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использование для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяется как в сферу

материального производства, имеющее приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящегося на содержании бюджета.

Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Дайте определение финансовой системы.

2.Как проходило становление финансовой системы?

3.Из чего складывается финансовая система России.

4.Что вы понимаете под бюджетом.

5.Охарактеризуйте функции бюджета.

 

Список литературы:

 

1.Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для бакалавров / Н. В. Уколова, Л. Н. Алайкина, Н. А. Новикова. - Саратов: Буква, 2015. - 176 с.

2.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Инфра-М, 2013. - 393 с. Дополнительная литература:

3.Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / под ред. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 375 с.

4.Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Кнорус, 2016. - 336 с.

5.Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2016– 480 с.

6.Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.– 319 с.

 

Лекция 2.

 

Бюджетная система и бюджетное устройство

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.