ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Лекция 1.

 

Экономическая сущность и функции бюджета

 

Понятие финансовой системы

В экономической и научной литературе существуют различные подходы к определению финансовой системы. Это связано с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений.

В словаре С.И. Ожегова под системой понимается и «форма организации чего - нибудь» и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое, или форма общественного устройства».

Так же финансовую систему рассматривают либо как «форма организации..», либо как «совокупность организаций…». Так, например, американский ученый Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, оказывающих услуги фирмам, гражданам, правительству.

 

Российские экономисты толкуют финансовую систему по-разному. По мнению Г.Б. Поляка: «Финансовая система – это совокупность различных финансовых отношений, в процессе, которых разными методами формируются и распределяются фонды денежных средств государства, хозяйствующих субъектов и домохозяйств». Л.А. Дробозина считает: «Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».

 

Исходя из этого, наиболее точным следует считать следующее определение: финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особыми формами и использованием фонда денежных средств.

 

Общая характеристика и структура финансовой системы

В период зарождения финансовых отношений финансовая система ограничивалась только одним звеном - государственным бюджетом. В условиях капитализма финансовая система большинства цивилизованных государств, в том числе и России, состояла уже из двух основных звеньев - государственного бюджета и местных финансов. В целом количество звеньев финансовой системы остается неизменным до тех пор, пока последняя позволяет государству с достаточной степенью эффективности формировать необходимые для осуществления своей деятельности фонды денежных средств. Поэтому по мере усложнения хозяйственных связей в рамках национальных экономических систем в современном мире в целом происходило усиление роли и значение государства в регулировании экономических процессов. Соответственно росло и число выполняемых им функций, а также потребность в дополнительных денежных средствах. В результате этого финансовая система продолжала совершенствоваться как количественно (за счет появления новых звеньев, таких, например, как финансы государственных предприятий), так и качественно, путем создания дополнительных финансовых инструментов в рамках уже существующих звеньев (например, государственное страхование, государственный кредит и т.д.).

Кроме того функциональное построение финансовой системы должно удовлетворять следующим основным принципам:

 

во-первых, каждое звено, взятое в отдельности, не может охватывать более широкий круг денежных отношений, чем вся система;

 во-вторых, финансовая система, взятая в целом, в каждый конкретный момент должна в точности соответствовать принципиальным сущностным характеристикам и функциональному назначению финансов как объективной экономической категории.

 

Финансовая система России

В настоящее время финансовую систему России можно представить в виде двух блоков, каждый из которых имеет внутреннюю структуру.

 

1 блок - централизованые финансы– это государственные и муниципальные финансы, которые представляют совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании централизованных фондов финансовых ресурсов на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Государственные и муниципальные финансы являются центральным звеном финансовой системы. Они представлены:

 

- бюджетной системой. Бюджетная система состоит из федерального, региональных и местных бюджетов, а так же бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);

- государственным и муниципальным кредитом.

2 блок - децентролизованные финансы – это      денежные        средства хозяйствующих субъектов и домохозяйств.

 

 

4. Экономическая сущность и содержание бюджета

 

Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических, экономических и социальных функций.

 

В бюджете концентрируется значительная часть финансовых ресурсов страны, поэтому его можно рассматривать, как с экономической, так и юридической точки зрения.

Так, с экономической точки зрения бюджет    БЮДЖЕТ является совокупностью экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как юридическая категория БЮДЖЕТ представляет основной финансовый план формирования, распределения и использования государственных финансов, т.е. БЮДЖЕТ – это план, который принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона, который закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений. Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст.6) БЮДЖЕТ – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

 

Функции бюджета

 

Бюджету присущи следующие функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.

Содержание распределительной функции бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использование для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяется как в сферу

материального производства, имеющее приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящегося на содержании бюджета.

Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Дайте определение финансовой системы.

2.Как проходило становление финансовой системы?

3.Из чего складывается финансовая система России.

4.Что вы понимаете под бюджетом.

5.Охарактеризуйте функции бюджета.

 

Список литературы:

 

1.Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для бакалавров / Н. В. Уколова, Л. Н. Алайкина, Н. А. Новикова. - Саратов: Буква, 2015. - 176 с.

2.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Инфра-М, 2013. - 393 с. Дополнительная литература:

3.Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / под ред. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 375 с.

4.Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Кнорус, 2016. - 336 с.

5.Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2016– 480 с.

6.Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.– 319 с.

 

Лекция 2.

 

Бюджетная система и бюджетное устройство

 

Виды бюджетного устройства

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух уровней - государственный бюджет и местный бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Например, Великобритания, Чехия, Болгария, Франция.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической состоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств является трехуровневой и состоит из государственного бюджета (федеративный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджетов членов федерации (штатов в США, земель (ландов) в Германии, провинции в Канаде) и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях.

 

Федеральный бюджет

 

Федеральный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Федеральный бюджет разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением

обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

 

Бюджеты субъектов РФ

 

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются по форме законов субъектов РФ .

 

С 1 января 2008 года в России 83 субъекта.

Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается:

· наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета;

· правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти;

· правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета.

 

Местные бюджеты

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. При этом каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, предназначенный для исполнения своих расходных обязательств.

 

Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается:

1. достаточным уровнем собственных доходов;

2. правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления;

3. правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета.

4.

Лекция 3.

 

Доходы и расходы бюджетов: федерального, субъектов РФ,

Доходы бюджетов: понятие

 

Согласно Бюджетному кодексу РФ под доходами понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс РФ разделяет все бюджетные доходы на три вида:

1 вид – налоговые доходы. К ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений.

2 вид – неналоговые доходы. К ним относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- прочие неналоговые доходы.

3 вид – безвозмездные и безвозратные перечисления. К ним относятся: дотации; субсидии; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

Индикатором устойчивости финансового состояния бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ является объем их собственных доходов. Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст.47) в России к собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений (за исключением субвенций).

 

2.Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налоговых доходов;

- неналоговых доходов.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам .

 

Доходы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов (бюджетов                    муниципальных образований) формируются за счет:

• доходов от местных налогов и сборов;

• доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

• неналоговых доходов;

• безвозмездных поступлений в виде межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций.

 

Понятие и принципы расходов

 

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Организационное построение системы государственных расходов строится на определенных принципах, устанавливаемых государством. К ним относятся:

1. Целевое направление средств. Этот принцип означает, что расходы государства осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах.

2. Безвозвратность расходования государственных ресурсов. Этот принцип означает, что средства, использованные государством на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не должны быть возвращены государству в обязательном порядке.

3. Соблюдение режима экономии. Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение, режима экономии.

 

Расходы Федерального бюджета РФ

 

Расходы федерального бюджета вызваны самим фактом наличия государства. Они представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы Федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

1. обеспечение деятельности Президента РФ, Федеральной Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов

исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2. функционирование федеральной судебной системы;

3. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

5. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7. государственная поддержка атомной энергетики;

8. обслуживание и погашение государственного долга РФ;

9. федеральная инвестиционная программа;

10. финансовая поддержка субъектов РФ;

11. и другие расходы.

 

Расходы местных бюджетов

 

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

1. содержание органов местного самоуправления;

2. формирование муниципальной собственности и управление муниципальной собственностью;

3. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

4. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

5. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

6. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

7. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

8. организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

9. обеспечение противопожарной безопасности;

10. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

11. реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

12. обслуживание и погашение муниципального долга;

13. содержание муниципальных архивов;

14. проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

15. прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления.

 

Резервные фонды

 

Резервные фонды бюджетов — это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Источником финансирования резервных фондов бюджета являются средства аккумулированные в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета.

федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти России и субъектов РФ, в местных бюджетах — резервные фонды органов местного самоуправления.

Согласно ст. 81 Бюджетного кодекса РФ общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденного объема бюджетных расходов; размер резервных фондов в бюджетах субъекта РФ утверждается законодательной власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год. Использование средств резервного фонда происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжение которых они были созданы и средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.

В России в состав резервных фондов входят:

а) резервный фонд Президента РФ;

б) резервные фонды президентов республик в составе РФ;

 в) резервные фонды органов исполнительной власти.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как трактует доходы Бюджетный кодекс РФ?

2. За счет каких источников формируются доходная часть федерального бюджета.

3. За счет каких источников формируются доходная часть региональных бюджетов.

4. За счет каких источников формируются доходная часть местных бюджетов.

5. Охарактеризуйте принципы расходов.

6. Какие мероприятия финансируются из федерального бюджета?

7. Какие мероприятия финансируются из регионального бюджета?

8. Какие мероприятия финансируются из местного бюджета?

9. В чем особенность резервных фондов.

 Список литературы:

Основная:

1. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие /И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Инфра-М, 2013. - 272 с.

2. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для бакалавров / Н. В. Уколова, Л. Н. Алайкина, Н. А. Новикова. - Саратов: Буква, 2015. - 176 с.

3. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Инфра-М, 2013. - 393 с.

б) дополнительная литература:

1. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 375 с.

2. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Кнорус, 2016. - 336 с.

Лекция 4.

 

Сбалансированность бюджетов

 

1. Понятие сбалансированности доходов и расходов Сбалансированность бюджета — это когда расходы равны доходам. Отсутствие

 

бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Так если расходы превышают доходы – это дефицит, а если доходы превышают расходы то это профицит.

 

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми). Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

 

Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет.

 

Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит). Увеличение бюджетных расходов или снижения налоговой нагрузки на предпринимателей ведет к появлению структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением налоговой базы в условиях падения производства в фазах экономического кризиса и депрессии.

 

Различают активный и пассивный бюджетный дефицит. Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономикой. Пассивный дефицит возникает в случаях падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.

 

Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источников его финансирования. Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

 

2. Источники финансирования федерального бюджета

 

Дефицита федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

 

Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета. При этом источники финансирования дефицита федерального бюджета могут быть как внутренние, так и внешние,.

 

К внутренним источникам относят:

-поступления от размещения государственных ценных бумаг РФ в валюте РФ;

-бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы РФ;

-кредиты кредитных организаций;

-изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

-поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

-поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней.

К внешним источникам финансирования относят:

-государственные внешние заимствования в виде государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

-кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.

 

Лекция 5.

 

Бюджетный федерализм

 

Лекция 6.

 

Бюджетный процесс в РФ

 

Исполнение бюджета

 

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в уставленном порядке, в России с 1 января.

Исполнить бюджет, значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы. Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ и вся система органов управления финансами РФ..

С 1998 года в России казначейское исполнение бюджета.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. уплате поступлений в бюджет.

 

Бюджетный (финансовый) год, завершается в России 31 декабря.

 

Отчет об исполнении бюджета

 

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении бюджета начинается с того, что в конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности.

 

Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов РФ бюджетную отчетность. Министерство финансов РФ предоставляет ее в Правительство РФ. Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.

 

Решение об отчете, об исполнении бюджета должно быть опубликовано в средствах массовой информации

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите участников бюджетного процесса.

2.С чего начинается составление проекта федерального бюджета.

3. Какая система исполнения бюджета в России.

4.Кто составляет отчет об исполнении бюджета.

Список литературы:

1.Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. -М.: Инфра-М, 2013. - 272 с.

2.Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для бакалавров / Н. В. Уколова, Л. Н. Алайкина, Н. А. Новикова. - Саратов: Буква, 2015. - 176 с.

1. 3.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Инфра-М, 2013. - 393 с.

 

Лекция 7.

 

Лекция 8.

 

Лекция 9.

 

Лекция 10

«Особенности технологии финансового планирования в органах местного самоуправления»

 

Функционирование органов местного самоуправления в городе Москве обладает особенностями, которые обусловлены особым статусом города Москвы, как субъекта Российской Федерации, а именно – статусом города федерального значения. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ[1]. В соответствии с пунктом 3 статьи 79 вышеуказанного закона «источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства». Во внутригородских муниципальных образованиях города Москвы местное самоуправление в своей деятельности руководствуется положениями Закона города Москвы от 06.11.2002 №56 [2] и Устава муниципального округа.

Функции органа местного самоуправления выполняет Совет депутатов муниципального округа Восточное Измайлово, состав которого сформирован из депутатов, избранных жителями округа сроком на 5 лет, и его исполнительно-распорядительный орган – аппарат Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово (далее – аппарат Совета депутатов).

В соответствии со статьей 61 Устава муниципального округа Восточное Измайлово [3] доходы местного бюджета формируются в соответствии с Бюджетным кодексом, законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах и правовыми актами города Москвы, принятыми с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами для городов федерального значения.

В доходы местного бюджета поступают отдельные виды налоговых доходов и (или) отчисления от определенных налоговых доходов бюджета города Москвы. Согласно Положению о бюджетном процессе в муниципальном округе Восточное Измайлово [4], источники формирования доходов бюджета муниципального округа Восточное Измайлово и нормативы отчислений от федеральных, региональных, местных налогов и сборов в местный бюджет определяются законом города Москвы о бюджете данного города на соответствующий финансовый год и плановый период. Также, источником доходов местного бюджета являются субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты, устанавливаемые законами города Москвы. Этот вид доходов имеет целевое назначение и за их счет возможно исполнение расходных обязательств, возникающих только при осуществлении соответствующих полномочий. Неиспользованные суммы таких межбюджетных трансфертов подлежат возврату в бюджет города Москвы в полном объёме. Таким образом, расходы и доходы, связанные с исполнением переданных полномочий всегда равны между собой, поэтому предметом анализа настоящей работы являются только налоговые поступления в доходную часть местного бюджета.

Рассмотрим, как формируется доход местного бюджета, полученный за счет налоговых поступлений, рассмотрим на примере бюджета муниципального округа Восточное Измайлово за 2015 год. Единственный вид налоговых поступлений, отчисления с которых предусмотрены в местный бюджет, это налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Для оценки общей суммы поступлений НДФЛ за год по конкретным округам города Москвы используется прогноз Департамента экономического развития города Москвы. Как следует из приложения 2 к Пояснительной записке Департамента финансов города Москвы проекта Закона №54 от 19.11.2014 года [5] «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», сумма поступлений НДФЛ в 2015 году по муниципальному округу Восточное Измайлово должна была составить 1 571 119,7 тыс. рублей.

Расчет минимальных расходов бюджета муниципального округа Восточное Измайлово на 2015 год осуществлялся на основании нормативов обеспечения расходных обязательств, утвержденных Законом города Москвы от 19.11.2014 № 54 (приложение 13). Расходы муниципального округа складываются их трех составляющих:

1) норматив 1 – учитывает все расходы на содержание муниципальных служащих, в том числе на выплату заработной платы и отчислений в государственные внебюджетные фонды, материально-техническое обеспечение муниципальных служащих, исполнение основных и дополнительных государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством, на исполнение прочих расходных обязательств, связанных с исполнением муниципальными служащими своих обязанностей, и составил в 2015 году по МО Восточное Измайлово 12 449,3 тыс. рублей;

2) норматив 2 – устанавливает расходы на обеспечение государственных гарантий, установленных для депутатов Совета депутатов на 2015 год в размере 18,2 тыс. рублей на 1 депутата;

3) норматив 3 – устанавливает минимальные расходы для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения в 2015 году из расчета 36,0 рубля на одного жителя муниципального округа.

Исходя из этого расчета, минимальные расходы бюджета муниципального округа Восточное Измайлово в 2015 году должны были составить 15 462,2 тыс. рублей.

Далее, в расчете Департамента финансов города Москвы производится простое арифметическое действие деления суммы минимальных расходов на ожидаемую сумму поступлений НДФЛ и получается значение «норматива отчислений». На 2015 год он составил 0,9842% и является неизменным для ежедневных отчислений НДФЛ. Аналогичным образом этот норматив рассчитывается и для показателей других лет планирования бюджета.

Из изложенного выше следует, что прогноз доходов местного бюджета является величиной неизменной для каждого финансового года и устанавливается Законом города Москвы на уровне, необходимом для покрытия минимальных расходов муниципального округа. Рассмотрим изменения прогноза доходов в динамике. Попробуем выяснить, какие факторы способны повлиять на величину прогноза доходов. В нашем распоряжении есть данные муниципального округа Восточное Измайлово за период с 2012 по 2017 год, как по уже исполненным бюджетам, так и по утвержденным бюджетам на текущий год и плановый период. Проанализируем их. В таблице 1 приводятся показатели некоторых параметров, способных повлиять на прогноз доходов местного бюджета.

 

Таблица 1. Показатели, влияющие на бюджет муниципального округа

№ п/п Наименование показателя 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
  Население, чел. 74.400 77.021 77.105 77.624 77.524 77.624
  Норматив 1 (тыс. руб.) 12.446 12.303 12.935 12.449 12.449 12.449
  Норматив 2 (тыс. руб.) 30.6 30.0 30.0 18.2 18.2 18.2
  Норматив 3 (тыс. руб.) 30.0 32.0 34.0 36.0 37.0 37.0
  Норматив отчислений (%) 1.2276 0.9809 1.0228 0.9842 0.9332 1.0157
  План (прогноз) по доходам (тыс. руб.) 14.985.00 15.069.40 15.917.20 15.462.20 15.539.80 15.539.80

 

Как видно из таблицы 1 корреляция прогноза по доходам местного бюджета в значительной степени наблюдается с величиной норматива 1, который рассчитывается исходя из минимальной обеспеченности местного бюджета. Существенно меньше прослеживается связь прогноза доходов с изменениями норматива 3 и количеством населения, проживающего на территории муниципального округа. А вот сравнение величин изменений прогноза доходов и «норматива отчислений» показывает почти полное отсутствие их корреляции.

Интересно проследить динамику изменения «норматива отчислений», устанавливаемого для муниципального округа Восточное Измайлово в части сопоставления утвержденного значения норматива с прогнозируемым значением. Начиная с 2012 года в Законах города Москвы, утверждавших бюджет города на текущий финансовый год и плановый двухлетний период, «норматив отчислений» также начали устанавливать на трехлетний срок. В таблице 2 приведены значения этого норматива. Полужирным выделены значения, утвержденные на текущий финансовый год, курсивом – прогноз на ближайшие два года.

 

Таблица 2.Динамика изменения «норматива отчислений»

Год утверждения бюджета

Год исполнения бюджета

2012 год    2013 год 2014 год  2015 год 2016 год 2017 год

2012 1.3252 1.0615 0.9754      
2013   0.9809 0.9051 0.8369    
2014     1.0743 0.9899 0.9210  
2015     0.9842 0.9332 1.0157

 

 

Как видно из таблицы утвержденные значения норматива весьма существенно отличаются от прогнозируемых величин. Корректировка порой достигает 15% от установленных значений. При сравнении нормативов отчислений установленных в 2014 году с нормативами, установленными годом позже можно заметить, что норматив на 2015 год понизился, а норматив (относительно прогноза в 2014 году) на 2016 год - увеличился.

Отсюда можно сделать следующий вывод: ежегодное изменение «норматива отчислений» имеет своей целью «подогнать» уровень доходов местного бюджета под уровень минимально необходимой величины расходных обязательств.

 При этом любые попытки органов местного самоуправления повысить уровень доходов бюджета, либо путем увеличения численности населения муниципального округа, создавая благоприятные социально-экономических условия для проживания, либо путем увеличения налоговой базы НДФЛ, повышая привлекательность муниципального округа для бизнеса, наталкиваются на неуклонную корректировку «норматива отчислений» и приведение доходов местного бюджета в соответствие с уровнем минимально необходимой величины расходной части бюджета.

Проведенный анализ процесса формирования и результатов исполнения местного бюджета, (на основании данных бюджета муниципального округа Восточное Измайлово полученных в период с 2012 года по 2015 год) может определить круг проблем и вопросов, которые необходимо решить для создания эффективного механизма взаимодействия органов местного самоуправления с населением внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Российской Федерации.

 Учитывая, что муниципальный округ Восточное Измайлово можно отнести к некоему усредненному внутригородскому муниципальному образованию, можно предположить с большой долей вероятности, что выявленные проблемы будут характерны и для других округов, а пути их решения актуальны для многих внутригородских муниципальных образований города Москвы.

Одной из важнейших по значимости проблем является то, что у внутригородских муниципальных образований города Москвы для пополнения доходной части бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений существует единственный источник – отчисления от НДФЛ. Это серьёзно сужает возможности органов местного самоуправления для влияния на величину доходов местного бюджета.

 В этом случае остаются два пути увеличения доходов: либо рост населения округа за счет повышения социально-экономической привлекательности района для жителей города, либо стимулирование руководителей предприятий и организаций округа на рост фонда оплаты труда их сотрудников, а, следовательно, и налоговой базы, путем создания в районе благоприятных условий для бизнеса.

 Однако и эти шаги становятся бессмысленными, так как величина отчислений от НДФЛ ежегодно меняется и определяется «нормативом отчислений», который устанавливается Законами города Москвы, а в основе его расчета, как показал анализ, лежит задача предоставить округу средства лишь для минимальной обеспеченности расходных обязательств.

С этой проблемой тесно связана и другая: прогноз налоговых поступлений от НДФЛ на очередной финансовый год, используемый при расчете «норматива отчислений», имеет высокую погрешность, в результате реальные поступления в местный бюджет могут отклоняться от прогноза на величину +/- 15%. Это приводит к необходимости в середине финансового года прибегать к корректировке расходной части бюджета, чтобы выдержать его сбалансированность. А любая корректировка приводит к ухудшению социально-экономической ситуации в округе.

Нельзя не отметить и неравномерность налоговых поступлений в бюджет в течение года. Из-за этого возникают серьёзные сложности со своевременным исполнением расходных обязательств муниципального округа, что также негативно сказывается на социально-экономической обстановке и приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств.

Кратко проанализируем расходную часть бюджета МО Восточное Измайлово города Москвы. Расходная часть местного бюджета формируется в жесткой привязке к части доходной. Проект местного бюджета, как правило, основывается на сбалансированном варианте, когда расходы равны доходам. С фактическими расходами бюджета дело обстоит несколько иначе и в течение года практически всегда бюджет приходится корректировать, «подстраивать» под складывающуюся ситуацию.

Как показал анализ, в январе бюджет обычно профицитный, но, уже начиная со второго месяца года, в большинстве случаев, величина расходов превышает налоговые поступления в бюджет. Дефицит местного бюджета может достигать 2,5 млн. рублей. Эта тенденция тоже достаточно легко объяснима. В апреле заканчивается срок подачи налоговых деклараций гражданами и, соответственно, увеличиваются налоговые поступления за счет самообложения. Такая ситуация продолжается всю первую половину года. Однако к апрелю многие предприятия заканчивают подведение итогов прошедшего финансового года и выплачивают итоговые (годовые) премии сотрудникам и дивиденды акционерам, налоги с которых также пополняют бюджет. Июнь-июль традиционно считаются месяцами отпусков. Выплаты отпускных существенно увеличивают налоговую базу НДФЛ, и баланс наступает только к сентябрю-октябрю месяцу. В конце года (декабрь) бюджет становится профицитным. Это объясняется тем, что многие предприятия стремятся «закрыть» финансовый год до окончания года календарного и стараются перечислить все налоги до 31 декабря. 

Одновременно наблюдается резкий рост расходов в муниципальных округах. Весьма невысокий уровень налоговых поступлений в бюджет в январе месяце компенсируется двукратными, по сравнению со среднемесячными значениями, поступлениями в декабре. При этом часть средств переходит на январь следующего года, этот факт позволяет сохранить профицит бюджета в январе следующего года.

Вместе с тем были выявлены некоторые аномалии. Так в феврале-марте 2012 года был отмечен резкий рост расходов, связанный с расходами на проведение выборов в органы местного самоуправления города Москвы, прошедших в марте 2012 года. Также, нехарактерным выглядит год 2013, когда в связи с предстоящей реорганизацией и передачей отдельных полномочий городу Москве, в декабре произошло сокращение должности и выход на пенсию сотрудника с выплатой всех причитающихся в таких случаях компенсаций. Эти дополнительные расходы не были предусмотрены в начале года и привели к образованию дефицитного бюджета. 

Выводы в такой ситуации оказываются неутешительными. Чтобы справиться с дефицитом бюджета, образующимся в первой половине года, необходимо на начало финансового года либо иметь свободный остаток, способный покрыть возникающий дефицит бюджета и составляющий 15-20% суммы бюджета, либо, для обеспечения исполнения расходных обязательств, привлекать бюджетный кредит. Средства на оплату этого кредита придется выкраивать из местного бюджета. Кроме этого, в условиях дефицита бюджета приходится корректировать расходную часть местного бюджета, а инструментов для этого существует не так много.

В связи с обозначенными проблемами, с которыми сталкиваются местные бюджеты внутригородских муниципальных образований, становится очевидным факт, что для приведения в соответствие доходных и расходных полномочий органов местной власти и обеспечения условий для развития местного самоуправления в городах федерального значения нужно создать устойчивую собственную финансовую основу местных бюджетов. Помимо этого, необходимо создание законодательно закреплённых условий для обеспечения возможностей органам местного самоуправления влиять на объем поступлений в местные бюджет. Наибольший удельный вес в структуре доходов местных бюджетов должны, в первую очередь, занимать реальные налоговые поступления, которые закреплены за местными бюджетами на долгосрочной основе, а не различного рода финансовая помощь.

Среди основополагающих принципов совершенствования финансовой основы местного самоуправления можно выделить следующие:

1) формирование местных бюджетов необходимо проводить в таких размерах, которые бы полностью удовлетворяли имеющиеся социально-экономические потребности в рамках муниципального образования, а также обеспечивали бы исполнение, делегированных местным властям полномочий от вышестоящих уровней власти;

2) образование финансовой основы местных бюджетов необходимо осуществлять посредством учёта не только горизонтального, но и вертикального финансового выравнивания объемов налоговых поступлений в бюджет МО;

3) необходимо выполнение принципа единства взимания и расходования налоговых поступлений для конкретного муниципального образования;

4) система местных налогов и сборов должна играть роль стимула положительных тенденций в развитии экономики и обеспечения населения конкретной территории необходимыми социальными гарантиями.

Для преодоления выявленных проблем можно предложить следующие мероприятия:

1) расширить перечень источников налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты внутригородских муниципальных образований, прежде всего за счет средств самообложения населения в роли дополнительного источника доходов местных бюджетов, а также отчислений от налога на недвижимость;

2) устанавливать фиксированный процент отчислений от всех источников налоговых поступлений не на один год, а хотя бы на период планового периода (3 года);

3) предоставление представительным органам местного самоуправления права устанавливать дифференцированный процент отчислений в течение года в рамках установленных фиксированных значений;

4) расширение полномочий органов местного самоуправления в городе Москве, позволяющих влиять на улучшение социально-экономической ситуации в округе.

На основании проведенного анализа доходов бюджета муниципального округа Восточное Измайлово в рамках данной статьи можно сделать следующие выводы. На протяжении 2011-2013 гг. прослеживалась тенденция роста доходов (как утвержденных, так и исполненных). Наибольший объем исполненных доходов бюджета муниципального округа Восточное Измайлово отмечался в 2012 году. Данный факт был связан с тем, что в этот период на территории внутригородского муниципального образования осуществлялась избирательная кампания, на проведение которой были предоставлены необходимые средства из бюджета города Москвы. Динамика изменения налоговых доходов бюджета внутригородского муниципального образования Восточное Измайлово характеризовалась неоднородностью, то есть на протяжении анализируемого периода отмечалось и их увеличение (2012 год), и их сокращение (2013 год).

Анализ предполагаемых доходов бюджета муниципального округа Восточное Измайлово в 2015-2017 годах позволил выявить следующие тенденции. Доходы бюджета будут формироваться за счет налоговых доходов и безвозмездных поступлений. Наибольшую долю в общей величине доходов будут составлять налоговые доходы. В этот период они будут формироваться исключительно за счет отчислений от налога на доходы физических лиц а их величина будет определяться нормативом отчислений, установленным Законом города Москвы.

В ходе рассмотрения проблем формирования доходов местных бюджетов было установлено, что общей проблемой для местных бюджетов различного уровня является недостаточность собственной доходной базы данных бюджетов, которая, в свою очередь, вызвана отсутствием у органов местной власти реальных способностей по формированию таких средств в рамках бюджета. Зачастую данная проблема обостряется тем, что органы местной власти не имеют возможности оказывать влияние на объем доходов соответствующего бюджета. В частности, такая проблема особо остро стоит перед бюджетами внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга. Другим проблемным аспектом является то, что особо остро проявляется тенденция высокой зависимости местных бюджетов от нормативов, установленных бюджетами более высокого уровня. Это, в свою очередь, сдерживает процесс укрепления и роста собственной доходной базы местных бюджетов.

В процессе описания возможных рекомендаций по решению проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, были выделены возможные пути совершенствования финансовой основы местного самоуправления:

1) создание условий для рационального использования системы самообложения населения в роли дополнительного источника доходов местных бюджетов;

2) закрепление соответствующего фиксированного процента отчислений от налога на доходы физических лиц, за местными бюджетами;

3) расширение базы налогов (в частности налог на недвижимость), отчисления от которых могут поступать в местный бюджет.

Без решения указанных проблем путь развития местного самоуправления становится тупиковым, невозможность влиять на улучшение ситуации в своем муниципальном округе порождает апатию и безразличие, как у населения, так и у муниципальных служащих. Органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных округов должны действовать слажено и эффективно, что позволит сделать свой город и муниципальный округ более комфортабельным и благоустроенным для проживания в нем москвичей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_44571/.

 2. Закон города Москвы от 06.11.2002 N 56 (ред. от 08.07.2015) «Об организации местного самоуправления в городе Москве», base.consultant.ru›Консультант Плюс›? req=doc; base=MLAW;.

3. Решение Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово от 04.03.2014 №17 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального округа Восточное Измайлово».

4. Решение Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово от 26.03.2013 №25 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном округе Восточное Измайлово». 

5. Закон города Москвы от 19.11.2014 № 54 «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», base.consultant.ru›Консультант Плюс›CGI/online.cgi?req=doc…

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Лекция 1.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 156.