Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на: унитарное, федеративное и конфедеративное.
Виды бюджетного устройства
Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух уровней - государственный бюджет и местный бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Например, Великобритания, Чехия, Болгария, Франция.
Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической состоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств является трехуровневой и состоит из государственного бюджета (федеративный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджетов членов федерации (штатов в США, земель (ландов) в Германии, провинции в Канаде) и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях.
Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и конституции республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:
1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2 уровень - бюджетов субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 уровень - местные бюджеты. Он представлен двумя подуровнями: первый - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второй – бюджеты городских и сельских поселений.
Таким образом, бюджетная система РФ – это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет
Федеральный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
Федеральный бюджет разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением
обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Бюджеты субъектов РФ
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются по форме законов субъектов РФ .
С 1 января 2008 года в России 83 субъекта.
Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается:
· наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета;
· правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти;
· правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета.
Местные бюджеты
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. При этом каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, предназначенный для исполнения своих расходных обязательств.
Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается:
1. достаточным уровнем собственных доходов;
2. правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления;
3. правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета.
4.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.