Учить детей выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объемными формами из детского конструктора («Поставь, как я»). Используются две-три формы (кубик, «крыша»), ребенок, подражая действиям педагога, располагает их определенным образом.
Учить детей выполнять по показу и одновременной словесной инструкции педагога в сопряженных действиях с ним элементарные конструкции.
Второй этап работы
После подготовительного I этапа у детей возникает положительное отношение к занятиям. Они знают назначение предметов рисования, определяют последовательность работы, способы действий по просьбе педагога. Движение рук становятся более дифференцированными. Детям доступно соотнесение цветов, красный они выделяют по названию.
Продолжительность занятий на II этапе обучения увеличивается с 10 до 15 минут. Происходит переход от индивидуальных занятий к занятиям в группе. Образец для деятельности педагог выполняет непосредственно перед детьми. Это в большей степени заинтересовывает детей, привлекает их внимание. Предмет изображения для ознакомления может предъявляться детям либо до, либо после того, как педагог выполнит рисунок перед детьми. Детям постоянно напоминают правила работы с предметами рисования. Нa занятиях у них вырабатываются аккуратность и усидчивость в работе. На II этапе педагог предлагает детям рисовать в контуре.
Основные задачи при формировании продуктивной деятельности на данном этапе следующие:
· продолжать формировать интерес к процессу изображения;
· формировать предметные действия совместно с педагогом (красить, штриховать, примакивать, раскатывать, месить).
Элементарное рисование и конструирование
Учить детей складывать фигуры из брусков по показу и по образцу (башня, молоток, ворота, дорожка, забор, домик). Складывание разрезных картинок из двух и трех частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.
Учить детей по показу и одновременной словесной инструкции педагога обрисовывать постройки из детского строительного материала на вертикальной и горизонтальной поверхности с последующим обыгрыванием.
Работа с мозаикой
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных деталей на ножках и панели с отверстиями.
Познакомить детей с мозаикой, учить правильно обращаться с нею: брать детали аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Учить выполнять следующие действия:
- заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее педагогом (без выкладывания узора);
- выкладывание прямого ряда из деталей мозаики одного цвета;
- выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов;
- выкладывание «чередующегося» ряда через один элемент: красный – синий – синий – красный и т.д.
Работа с бумагой, элементарная лепка и аппликация
- Знакомство с бумагой, основные свойства.
- Выработка умений и навыков действий с бумагой: мять бумагу и разглаживать ее ладонью; разрывать произвольно; отрывать небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), дуть на бумажные шарики, размачивать в воде.
- Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, прямоугольник, треугольник).
- Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т. д., правильно соотнося части.
- Знакомство с пластическими материалами: тесто, пластилин, глина и др.
- Учить обмазывать геометрические формы, фигуры по контуру.
Третий этап работы
Дети III этапа могут выполнить предметный рисунок с помощью и под контролем педагога. Большинство детей могут правильно пользоваться предметами рисования: кистью, красками, карандашами. Дети уже выделяют такие цвета, как красный, желтый, синий, зеленый, а самостоятельно называют два цвета – красный и синий. Большинство детей выделяют и называют такие формы, как круг и квадрат. Их движения становятся более согласованными. Они могут одной рукой держать лист бумаги, а другой рисовать. На этом этапе обучения у дошкольников появляется большое желание выполнить поделку.
Время проведения занятий увеличивается до 20 минут. В процессе занятий педагог побуждает детей к речи по поводу предстоящей работы, по ходу ее выполнения и в результате ее завершения, а также при подведении итогов. Доля совместных с педагогом действий уменьшается. Постепенно намечается переход к самостоятельному выполнению изображения.
Занятия проходят в групповой форме, но некоторые дети требуют еще определенного индивидуального подхода.
С помощью педагога осуществляется переход от предметного изображения к изображению простейшего сюжета, который составляется из отдельных предметов. Например: елка, снежинки, домик или снеговик – зимний пейзаж и т. д. Сюжет комбинируется педагогом в зависимости от того, что умеют изображать дети. Причем, следует иметь в виду, что изображение сюжета не есть обязательный итог занятия. Многие дети могут оказаться не в состоянии это сделать. Можно практиковать дорисовывание сюжета детьми. Предлагается простенький сюжет, уже заранее подготовленный педагогом, где детям нужно дорисовать один какой-нибудь предмет. Например: «Зимний пейзаж», где педагогом уже сделаны снежинки и домик. Детям предлагается дорисовать снеговика.
Особенно большое внимание на этом этапе работы педагог уделяет пространственному расположению предметов по отношению друг к другу на листе бумаги. Начинать следует с расположения двух предметов относительно друг друга, правильно соотнося их по величине. Следует учить детей располагать на листе бумаги в горизонтальной плоскости два предмета, постепенно переходя к изображению трех предметов.
В ходе обучения и формирования продуктивных видов деятельности у детей на этом этапе необходимо решать следующие задачи:
- продолжать закреплять у детей интерес к изготовлению поделок, рисунков;
- формировать последовательность предметных действий в ходе изготовления поделки, рисования с постепенным переходом детей к самостоятельному рисованию, учить правильно располагать несколько стилизованных изображений предметов на одном рисунке, связывая их единым содержанием;
- закреплять навыки обращения с пластическими материалами и выполнения определенных правил при работе с ними;
- закрепить навыки раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями;
- приобрести новые навыки лепки: вдавливать углубления на поверхности шара (яблоко); делить глину (пластилин) на части; сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка, гриба); соединять две части (баранки, гриб со шляпкой, снеговик).
Рисование
- Учить детей рассматривать иллюстрации и книги; учить обводить заданный рисунок.
- Учить закрашивать обведенный рисунок.
- Учить изображать большие и маленькие предметы рядом (дом, мяч, елка и т. д.).
- Учить рисовать геометрические формы – круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
- Учить располагать два предмета в горизонтальной плоскости на одной линии, соотносить их величину при изображении (дом – человек, человек – елка и т. д.).
- Учить располагать два предмета в горизонтальной плоскости в пространстве верх – низ (солнце, небо, трава, цветы и т. д.).
Рекомендуемые виды работ:
1. Предметное рисование: неваляшка, цыпленок, снеговик, дом, машина и др. по усмотрению педагога.
2. Сюжетное рисование: составление картин из двух, по возможности, трех предметов, объединенных общим содержанием. Темы: улица, лес, пейзажи времен года, праздник Елки и т. д.
3. Декоративное рисование: составление орнаментов из геометрических фигур в кругу, полоске, овале. Расписывание чашки, разделочной доски, платья для праздника и т. д.
Работа с мелом
Самостоятельный выбор красного мелка, черкание на доске, рисование лестницы по точкам, «забора», «железной дороги». Введение формы – круг (рисование тарелки, солнца, помидора).
строительные постройки из детского строительного материала: башня из 3-х кубов одинакового размера, дорожка из брусков («кирпичиков») одинакового размера, башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине), дом из двух частей (куб и «крыша»), ворота из трех частей.
Работа с красками
Самостоятельный выбор краски, рисование штрихов, рисование горизонтальных и вертикальных линий по точ-
кам – полочка, лестница, бордюр (рисование яблока, фонарика, цветка).
Работа с карандашами
Самостоятельный выбор карандаша, рисование горизонтальных и вертикальных линий по точкам, рисование предметов округлой формы.
Знакомство с цветом карандашей, рисование способом «примакивание и штрих».
Рисунок может быть соотнесен с явлениями природы: снег, дождь, ручей, следы зверей на тропинках, солнышко и др. После знакомства с синим цветом детям предлагаются следующие виды работ: два цвета в одном рисунке, цветок с разными лепестками, сливы и яблоки на тарелке, шарики в небе и др.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.