Особенности комплектования групп по этапам обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учитывая специфику обучения детей с нарушениями развития (фрагментарность, замедленность усвоения и др.), вопрос об обучении ребенка по тому или иному этапу решается в зависимости не от возраста, а от уровня его развития. Перевод детей на следующий этап обучения производится лишь после усвоения ими программы предыдущего этапа. При этом педагоги должны четко представлять, что не всем детям дошкольного возраста доступно усвоение данной программы в полном объеме. Так, III этап обучения рассчитан главным образом на детей с умеренным интеллектуальным нарушением. Определенная часть сможет освоить лишь программу обучения двух или даже одного этапа.

Как правило, в реабилитационные центры направляются дети различного возраста и степени выраженности нарушения. Комплектование групп обучения проводится, прежде всего, исходя из реальных возможностей учреждения – педагогического состава, количества детей и т.д. Дети одного возраста нередко оказываются совершенно различными по своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню. Дети с однородными дефектами, но разного возраста также часто находятся на разных уровнях развития.

Поэтому слишком большая разница в уровне развития детей в одной группе значительно затрудняет проведение педагогической работы по определенной программе.

В связи с этим наиболее целесообразно комплектовать дошкольные группы, учитывая возраст и уровень общего и интеллектуального развития детей. Принимается во внимание сохранность познавательных процессов ребенка, запас знаний и представлений, возможности самообслуживания.

Для выявления у детей познавательных возможностей необходимо тщательное изучение их в течение первых дней пребывания ребенка. Это изучение должно проводиться в первое время пребывания ребенка в группе совместно социальным педагогом, воспитателем, специальными педагогами (логопедом, учителем-дефектологом) и врачом, которые должны тесно контактировать между собой. При этом необходимо выявить уровень психофизического развития, речи, запас общих представлений и навыков ребенка, опираясь на характеристики детей на различных этапах обучения, которые даются в настоящей программе. В соответствии с выявленным уровнем развития ребенка, а также с учетом возраста он определяется в группу детей, обучающихся по определенному этапу.

Следует иметь в виду, что в любом случае в группе окажутся дети, отличающиеся друг от друга в некоторой степени по уровню развития и возможностям обучения и в значительной степени – по отдельным характеристикам. Например, это могут быть дети с относительно сохранными моторными функциями, различным уровнем знаний, умений и навыков.

Как правило, в одну мини-группу могут быть включены: 2-3 ребенка условно-нормативного развития, 1 ребенок
с нарушениями двигательной, эмоционально-волевой сфер; 1-2 ребенка с нарушениями интеллекта. Комбинации таких групп могут быть самыми разнообразными.

Для детей, обучающихся по III этапу, характерно, как правило, положительное отношение и интерес к занятиям, наличие речи, удовлетворительное понимание инструкций, они быстрее ориентируются в заданиях, легкие знакомые задания могут выполнять самостоятельно. у некоторых детей появляется «осмысленное выполнение» с использованием приемов сравнения, самоисправления ошибок, более эффективное восприятие помощи.

В многообразных видах деятельности, предусмотренных программой, с применением разнообразного наглядного материала у детей необходимо формировать и закреплять умения целенаправленного систематического поиска, тщательного сличения предметов, использования образца, самоконтроля и оценки результата собственных действий и действий других детей.

На этом этапе детям предлагается действовать с увеличенным количеством предметов. Индивидуальная работа с каждым ребенком, которая занимала большое место на первых этапах, здесь сочетается с работой одновременно с группой, подгруппой детей, контактирующих между собой.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 234.