(по этапам обучения)
Одним из ведущих показателей способности детей к обучению, овладения ими различными бытовыми и социальными навыками является возможность включения их в целенаправленную деятельность. Такая возможность связана как с уровнем развития психических функций ребенка (внимание, память, мышление, сенсорное восприятие), так и с особенностями эмоционально-волевой сферы. В первую очередь это проявляется в основных видах детской деятельности, в том числе и продуктивной: рисовании, лепке, конструировании. В основе выбора определенного этапа обучения для конкретного ребенка лежит состояние его целенаправленной деятельности как показателя психического развития.
К I этапу обучения нами были отнесены дети с полной невозможностью включения их в какую-либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Интерес к предметам чрезвычайно нестойкий,
сконцентрировать их внимание на чем-либо удается лишь на очень непродолжительное время. В плане поведения эта группа детей не является однородной. Здесь выделяются две подгруппы. Для одной части детей характерно так называемое «полевое поведение» – выраженная недифференцированная активность: они расторможены, бегают по комнате, хватают предметы, тянут в рот. У другой части детей, напротив, уровень активности низок: интерес к окружающему почти полностью отсутствует. В группе они пассивны, не реагируют на новых людей и игрушки, контакт с ними чрезвычайно затруднен. Все попытки поиграть с детьми оказываются безуспешными. Даже при жесткой организующей помощи взрослого возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию. Характеризуя речевые проявления детей данной группы, можно отметить следующие особенности: дети не понимают обращенную речь, возможно понимание с подкреплением жестом. Иногда при целенаправленном обучении могут показать части тела – руки, ноги, глаза, по названию выделяют предметы одежды. Собственная речь детей находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний. При стимуляции взрослого возможно возникновение собственной речевой активности в виде отдельных назывных слов.
Основными задачами I этапа обучения будут следующие:
1. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему, взрослым, сверстникам.
2. Формирование привычки находиться в группе и следовать ритму жизни группы.
3. Формирование предметных действий по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрос-лого.
Для детей II этапа обучения в сравнении с детьми I этапа характерна прежде всего более высокая способность к регуляции собственного поведения, что находит отражение в определенном уровне сформированности целенаправленных предметных действий, которые ребенок в состоянии выполнить с помощью взрослого.
Ребенок способен понять, принять инструкцию к простейшим заданиям. Дети проявляют готовность к действиям с игрушками. Самостоятельные игровые действия этим детям еще не доступны.
Большинство детей данной группы хорошо понимают простые речевые инструкции. Речь перестает быть лишь ситуативной. Дети могут назвать уже не только предметы окружающего быта, но и животных, а в некоторых случаях и явления окружающей действительности (снег, солнце, дождь), знают назначение ряда предметов (показывают на картинках), многие способны выделять детали предметов (крышка, ручка, чайника, ножка стола и т. д.). Состояние собственной речи весьма различно. Иногда речь может полностью отсутствовать. В целом же у детей II этапа обучения понимание речи значительно превосходит уровень собственной активной речи.
Более высокий уровень сформированности предметной деятельности детей II этапа обучения отражает и определенные изменения в развитии всех психических функций: внимания, памяти, мышления, сенсорного восприятия. Дети данного этапа развития способны к усвоению элементарной продуктивной деятельности (элементов рисования, лепки
и др.).
Этим детям доступно зрительное соотнесение предметов по цвету, форме и величине. Некоторые из них при обучении могут выделять по названию 1–3 цвета, 1–2 формы. Иногда дети сами называют цвет (чаще всего красный) и форму (обычно круг). Многие дети II этапа обучения могут показать по просьбе взрослого правую и левую руку, верх и низ. Однако активно этими понятиями не владеет никто.
Обобщенные понятия у этих детей не сформированы. Они не в состоянии разложить по группам карточки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, животных.
Можно отметить также, что эти дети частично владеют некоторыми навыками самообслуживания.
Основными задачами обучения и воспитания детей на II этапе являются следующие:
1. Расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающем мире.
2. Формирование целенаправленных предметных действий.
Для детей III этапа обучения характерно качественное отличие. Наиболее важным здесь представляется то, что на основе относительно стойкого, последовательного усвоения при обучении у детей формируется способность к выполнению некоторых видов продуктивной деятельности, а это является свидетельством относительно высокого уровня развития всех психических функций. Возможность формирования такой деятельности определяется, помимо операционных возможностей, наличием определенной мотивации к ее выполнению. У детей этой группы, как правило, наблюдается не только стойкий интерес к предметам, игрушкам, но и к тем заданиям, которые им предлагает взрослый. Дети оказываются способны понять задание и выполнить его от начала до конца, помощь взрослого необходима лишь в качестве контроля за действиями ребенка. У детей можно отметить дифференцированные реакции на похвалу и порицание взрослого.
У детей данного этапа обучения достаточно хорошее понимание обращенной речи, однако собственной развернутой фразовой речью они не пользуются.
Уровень пассивной речи детей все же превосходит их собственную речь. Дети достаточно хорошо понимают обращенную к ним речь взрослого, знают названия окружающих их предметов, явлений живой и неживой природы, их функциональное назначение. Все это приводит к тому, что речь взрослого начинает регулировать поведение детей, а хорошая ориентировка в окружающем позволяет многим из них в относительно короткий срок освоить большое число новых навыков.
Уровень конкретных знаний, так же как и на предыдущем этапе, зависит от уровня знаний детей. Многие из них знают названия от четырех до шести цветов, названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). У них сформированы понятия «большой» и «маленький». Дети способны самостоятельно сложить разрезную картинку из двух, а некоторых – из трех частей. Возможности пространственной ориентировки таких детей ограничиваются показом по просьбе взрослого направлений: право, лево, вверх, вниз, вперед, назад. Активно этими понятиями никто из детей не пользуется.
Важным показателем уровня развития мышления является способность к формированию обобщающих понятий. Несмотря на то, что некоторые дети могут назвать по просьбе взрослого овощи, фрукты, посуду, одежду, самостоятельно разложить по группам карточки с изображением этих предметов не может никто. Лишь очень немногие из них могут это сделать при наличии значительной помощи взрослого.
Несмотря на то, что большинство этих детей могут подробно описать какой-либо простой сюжет, изображенный на картинке, назвать всех персонажей и действия, которые они совершают, установление причинно-следственных зависимостей детям совершенно недоступно. Более того, как выяснилось, понимание смысла сюжета детям недоступно даже при наличии значительной помощи и разъяснений взрослого. Дети не в состоянии адекватно реагировать на картинки с неправильными действиями (нелепицы).
Большинство навыков самообслуживания у детей хорошо сформированы на предметно-практическом уровне.
Основными задачами III этапа обучения являются:
1. Дальнейшее расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающей действительности.
2. Продолжение формирования навыков адекватного поведения и общения в ситуации взаимодействия со взрослыми и детьми.
3. Формирование различных видов элементарной предметной, продуктивной деятельности.
Программа формирования
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.