Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной

Структурой дефекта

Программа формирования

Продуктивных видов деятельности у детей

В условиях интегративного обучения

Программа развития движений у детей

С нарушением интеллекта дошкольного возраста

В интегративной группе

 

 

Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой

 

Москва

Российский университет дружбы народов

2007

 

ББК 74.2 + 81.2Р

К 66

Автор-составитель:

кандидат педагогических наук, доцент А.А. Еремина

(Московский городской педагогический университет, г. Москва)

Под общим научным руководством:

кандидата педагогических наук, профессора Т.В. Волосовец,

кандидата педагогических наук, доцента Е.Н. Кутеповой

Подготовлено и опубликовано в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Российской Федерации «Содействие в восстановлении

и развитии системы образования Чеченской Республики»

К 66 Коррекционно-педагогическая работа с детьми со слож-
       ной структурой дефекта: Программа формирования продук-
       тивных видов деятельности у детей в условиях интегративно-
       го обучения. Программа развития движений у детей с нару-
       шением интеллекта дошкольного возраста в интегративной
       группе / авт.-сост. А.А. Еремина. Под ред. Т.В. Волосовец,
       Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 30 с.

 

ISBN 978-5-209-02675-4

 

Данные программы адресованы работникам дошкольных групп, отделений психолого-педагогических и медико-социальных центров (ППМСЦ) и раскрывают содержание работы по формированию продуктивных видов деятельности в разновозрастной группе при работе с детьми с различными функциональными возможностями.

Материал программ распределен по этапам обучения, в которых учитываются особенности становления продуктивных видов деятельности, возможности к обучению детей с учетом актуального уровня развития. Сроки прохождения каждого этапа определяются индивидуально. В основе выбора определенного этапа обучения для конкретного ребенка лежит состояние его целенаправленной деятельности как показателя психического развития.

Каждая программа строится на использовании основных видов детской деятельности, в том числе и продуктивной: рисовании, лепке, конструировании. Предложены методические материалы по развитию ориентировки в пространстве, развитию общих движений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Названия, употребляемые в данной публикации, как и содержащиеся в ней материалы, не являются выражением каких-либо мнений со стороны ЮНЕСКО по поводу юридического статуса каких-либо стран, территорий, городов или областей или их властей, а также в отношении определения государственных или административных границ.







Авторы несут полную ответственность за выбор и форму изложения фактов и мнений, содержащихся в данной книге, которые необязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО и не могут обязывать Организацию к чему-либо.

 

© ЮНЕСКО, 2007

© А.А. Еремина, автор-составитель, 2007

© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2007

 

 

Multiple disorders

Correction work

(games and work activities development,

Movement development)

P rogramme

 

 

Under the editorship of T.V. Volosovets, E.N. Kutepova

 

 

 

 

Moscow

Peoples’ Friendship University of Russia

2007

Author:

A.A. Eremina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor (Moscow State University)

 

 

Under scientific guidance by T.V. Volosovets, Professor, Candidate of Pedagogy,

and E.N. Kutepova, Associate Professor, Candidate of Pedagogy

 

Developed and published within the framework of UNESCO

And Russian Federation Project «Support for the restoration

The designations employed and the presentation of material throughout this publication do not imply the expression of any opinion whatsoever on the part of UNESCO concerning the legal status of any country, territory, city or area of its authorities, or the delimitation of its frontiers or boundaries.

Authors are responsible for the choice and the presentation of facts contained in this publication and for the opinions expressed therein, which are not necessarily those of UNESCO and do not commit the Organization.

 

 

© UNESCO, 2007

© A.A. Eremina, аuthor, 2007

© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2007

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящий момент в образовательной области сложилась сложная ситуация, связанная с экономическими, политическими, социальными сферами. Среди них неспособность органов социальной поддержки обеспечить адекватную коррекционную помощь детям, оказавшимся в различных трудных жизненных ситуациях; отсутствие четких медицинских, психологических, педагогических критериев успешности адаптации ребенка в образовательной среде; недостаточно проработаны варианты коррекционно-педагоги-ческого воздействия на возможности развития детей различных групп нарушений в системе интеграции и др.

Данные программы адресованы работникам дошкольных групп, отделений психолого-педагогических и медико-социальных центров (ППМСЦ) и раскрывают содержание работы по формированию продуктивных видов деятельности в разновозрастной группе при работе с детьми различных функциональных возможностей.

Ранний и дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, в котором формируются многие виды психической деятельности, является основой для дальнейшего развития, подготавливает ребенка к полноценному школьному обучению. Программы основываются на специальных психологических исследованиях, выявивших потенциальные возможности детей с глубокой умственной отсталостью, которые могут быть реализованы в процессе коррекционного обучения.

Основной целью воспитательной работы в дошкольных группах является коррекция психофизических нарушений, подготовка детей к школьному и трудовому обучению и к адекватному включению в окружающую социальную среду.

Имеются общие задачи, которые реализуются на всех этапах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Такими задачами являются, прежде всего, развитие собственной активности детей, их интереса к окружающему, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, а также поэтапное формирование продуктивных видов деятельности. Решение всех этих задач будет способствовать подготовке к школьному обучению.

Исходя из того, что контингент детей с нарушениями умственного развития в раннем и дошкольном возрасте имеет большие различия в состоянии познавательной деятельности, умений и навыков, по клиническим проявлениям органических нарушений центральной нервной системы, предлагать программу, жестко привязанную к годам обучения с определением конкретных сроков усвоения, как это принято для нормативно развивающихся детей, нецелесообразно. Представленные программы достаточно гибкие, ориентировочные, оставляющие возможность практическим работникам применять их творчески, адаптируя к конкретному составу данной обучающейся группы.

Материал программ распределен по этапам обучения, в которых учитываются особенности становления продуктивных видов деятельности, возможности к обучению детей с учетом актуального уровня развития. Сроки прохождения каждого этапа определяются индивидуально для конкретно каждого ребенка, исходя из его возможностей. Предлагаются лишь ориентировочные сроки работы с детьми по каждому этапу обучения. Так, для I этапа работы это срок от
6 месяцев до 1 года, для II этапа – от 1 года до 1,5 лет и для
III этапа – 1,5 года.

 



Программа формирования

Первый этап работы

На первом этапе обучения не идет речь об обучении ребенка собственно рисованию, лепке, конструированию. Это подготовительный период, целью которого является создание предпосылки к овладению рисованием, пробуждение заинтересованности к изображению, развитие зрительно-моторной координации и ознакомление с основными средствами изображения, начальными этапами и правилами действий с предметами изображения (кисть, мел, краски, карандаш, пластилин).

Первые занятия привлекают внимание детей к процессу манипуляции с кистью, мелом, карандашом, появлению «черточек». Это заставляет детей соотносить свои действия с силой нажима в зависимости от насыщенности цвета. Первые рисунки детей представляют собой «каракули», подчиненные хаотичному движению рук. На данном этапе необходимо поощрять детей на манипуляции с предметами рисования, вызывать у них положительную реакцию на улыбку взрослого и желание продолжить работу. Подготовительный этап позволяет вступить в контакт с ребенком, учит слушать инструкции взрослого, прислушиваться к его интонации, развивает зрительно-моторную координацию. Все задания выполняются совместно с ребенком, его руками. Длительность занятия не должна превышать 10 минут.

Начинать необходимо с элементарной работы у доски, предложив ребенку «чиркать» мелом в любом направлении. Доска может быть расположена как вертикально, так и горизонтально. На этом этапе важно научить детей пользоваться предметами-орудиями (губка, сачок, палочка). Данным целям способствуют следующие упражнения:

- вытирать доску палочкой со щеткой;

- ловить сачком губку в емкости с водой;

- доставать предмет из банки с узким горлом;

- открывать и закрывать коробки, доставать предметы (мел, карандаш);

- учить ставить точки мелом;

- собирать крошки от мела в кулак;

- перебирать вату или крошки пенопласта;

- чиркать палочкой по воску, пластилину, получать стружку;

- перебирать в мешочках камешки, песок.

После соответствующей подготовки рук, настроя детей можно приступить к обучающим занятиям:

- работа с мелом (демонстрация мела, доски, губки, показать свойства мела и губки, черкание штрихов, определение позиции мела в руке, показ цветных лент, дорисовка их, рисование красной ленты, нитки, дорожки, салюта);

- работа с краской (демонстрация краски и кисти, наблюдение за появлением цветовых пятен, продолжение красной ленты краской на бумаге, рисование вертикальных линий – забор, лестница, тесьма);

- работа с карандашами (демонстрация карандаша, его
свойств, виды упражнений для закрепления рисования вертикальных и горизонтальных линий).


Второй этап работы

После подготовительного I этапа у детей возникает положительное отношение к занятиям. Они знают назначение предметов рисования, определяют последовательность работы, способы действий по просьбе педагога. Движение рук становятся более дифференцированными. Детям доступно соотнесение цветов, красный они выделяют по названию.

Продолжительность занятий на II этапе обучения увеличивается с 10 до 15 минут. Происходит переход от индивидуальных занятий к занятиям в группе. Образец для деятельности педагог выполняет непосредственно перед детьми. Это в большей степени заинтересовывает детей, привлекает их внимание. Предмет изображения для ознакомления может предъявляться детям либо до, либо после того, как педагог выполнит рисунок перед детьми. Детям постоянно напоминают правила работы с предметами рисования. Нa занятиях у них вырабатываются аккуратность и усидчивость в работе. На II этапе педагог предлагает детям рисовать в контуре.

Основные задачи при формировании продуктивной деятельности на данном этапе следующие:

· продолжать формировать интерес к процессу изображения;

 

 

· формировать предметные действия совместно с педагогом (красить, штриховать, примакивать, раскатывать, месить).

Работа с мозаикой

Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных деталей на ножках и панели с отверстиями.

Познакомить детей с мозаикой, учить правильно обращаться с нею: брать детали аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Учить выполнять следующие действия:

- заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее педагогом (без выкладывания узора);

- выкладывание прямого ряда из деталей мозаики одного цвета;

- выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов;

- выкладывание «чередующегося» ряда через один элемент: красный – синий – синий – красный и т.д.

Третий этап работы

Дети III этапа могут выполнить предметный рисунок с помощью и под контролем педагога. Большинство детей могут правильно пользоваться предметами рисования: кистью, красками, карандашами. Дети уже выделяют такие цвета, как красный, желтый, синий, зеленый, а самостоятельно называют два цвета – красный и синий. Большинство детей выделяют и называют такие формы, как круг и квадрат. Их движения становятся более согласованными. Они могут одной рукой держать лист бумаги, а другой рисовать. На этом этапе обучения у дошкольников появляется большое желание выполнить поделку.

Время проведения занятий увеличивается до 20 минут. В процессе занятий педагог побуждает детей к речи по поводу предстоящей работы, по ходу ее выполнения и в результате ее завершения, а также при подведении итогов. Доля совместных с педагогом действий уменьшается. Постепенно намечается переход к самостоятельному выполнению изображения.

Занятия проходят в групповой форме, но некоторые дети требуют еще определенного индивидуального подхода.

С помощью педагога осуществляется переход от предметного изображения к изображению простейшего сюжета, который составляется из отдельных предметов. Например: елка, снежинки, домик или снеговик – зимний пейзаж и т. д. Сюжет комбинируется педагогом в зависимости от того, что умеют изображать дети. Причем, следует иметь в виду, что изображение сюжета не есть обязательный итог занятия. Многие дети могут оказаться не в состоянии это сделать. Можно практиковать дорисовывание сюжета детьми. Предлагается простенький сюжет, уже заранее подготовленный педагогом, где детям нужно дорисовать один какой-нибудь предмет. Например: «Зимний пейзаж», где педагогом уже сделаны снежинки и домик. Детям предлагается дорисовать снеговика.

Особенно большое внимание на этом этапе работы педагог уделяет пространственному расположению предметов по отношению друг к другу на листе бумаги. Начинать следует с расположения двух предметов относительно друг друга, правильно соотнося их по величине. Следует учить детей располагать на листе бумаги в горизонтальной плоскости два предмета, постепенно переходя к изображению трех предметов.

В ходе обучения и формирования продуктивных видов деятельности у детей на этом этапе необходимо решать следующие задачи:

- продолжать закреплять у детей интерес к изготовлению поделок, рисунков;

- формировать последовательность предметных действий в ходе изготовления поделки, рисования с постепенным переходом детей к самостоятельному рисованию, учить правильно располагать несколько стилизованных изображений предметов на одном рисунке, связывая их единым содержанием;

- закреплять навыки обращения с пластическими материалами и выполнения определенных правил при работе с ними;

- закрепить навыки раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями;

- приобрести новые навыки лепки: вдавливать углубления на поверхности шара (яблоко); делить глину (пластилин) на части; сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка, гриба); соединять две части (баранки, гриб со шляпкой, снеговик).

Рисование                                                                                            

- Учить детей рассматривать иллюстрации и книги; учить обводить заданный рисунок.

- Учить закрашивать обведенный рисунок.                                                 

- Учить изображать большие и маленькие предметы рядом (дом, мяч, елка и т. д.).

- Учить рисовать геометрические формы – круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

- Учить располагать два предмета в горизонтальной плоскости на одной линии, соотносить их величину при изображении (дом – человек, человек – елка и т. д.).

- Учить располагать два предмета в горизонтальной плоскости в пространстве верх – низ (солнце, небо, трава, цветы и т. д.).

Рекомендуемые виды работ:

1. Предметное рисование: неваляшка, цыпленок, снеговик, дом, машина и др. по усмотрению педагога.

2. Сюжетное рисование: составление картин из двух, по возможности, трех предметов, объединенных общим содержанием. Темы: улица, лес, пейзажи времен года, праздник Елки и т. д.

3. Декоративное рисование: составление орнаментов из геометрических фигур в кругу, полоске, овале. Расписывание чашки, разделочной доски, платья для праздника и т. д.                       

Работа с мелом

Самостоятельный выбор красного мелка, черкание на доске, рисование лестницы по точкам, «забора», «железной дороги». Введение формы – круг (рисование тарелки, солнца, помидора).

строительные постройки из детского строительного материала: башня из 3-х кубов одинакового размера, дорожка из брусков («кирпичиков») одинакового размера, башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине), дом из двух частей (куб и «крыша»), ворота из трех частей.

Работа с красками

Самостоятельный выбор краски, рисование штрихов, рисование горизонтальных и вертикальных линий по точ-
кам – полочка, лестница, бордюр (рисование яблока, фонарика, цветка).

Работа с карандашами

Самостоятельный выбор карандаша, рисование горизонтальных и вертикальных линий по точкам, рисование предметов округлой формы.

Знакомство с цветом карандашей, рисование способом «примакивание и штрих».

Рисунок может быть соотнесен с явлениями природы: снег, дождь, ручей, следы зверей на тропинках, солнышко и др. После знакомства с синим цветом детям предлагаются следующие виды работ: два цвета в одном рисунке, цветок с разными лепестками, сливы и яблоки на тарелке, шарики в небе и др.

                                                                                                                 


Программа

В интегративной группе

Дети с нарушениями развития (тяжелыми, глубокими, ранним детским аутизмом и др.) способны самостоятельно передвигаться, но походка остается неустойчивой, движения плохо координированы, плохо регулируют мышечные усилия.

В основе любого движения лежат комплексы ощущений – зрительные, слуховые, тактильно-мышечные. Развитие двигательных функций с первых дней жизни ребенка является показателем его психического статуса.

Становление моторных навыков у детей идет с большим опозданием. У них нарушены функции движения: направляемость, четкость, объем. Развитие движения у данной группы детей способствует развитию комплексу ощущений, что, в свою очередь, влияет на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций и облегчает овладение речевыми формами, что определяет важность данного раздела при обучении.

В нем можно выделить следующие направления работы:

· развитие основной группы движений (выработка целенаправленного полного четкого движения);

· развитие ориентировки в пространстве (учить ощущать положение тела в пространстве, собственно тело, мышечную силу).

 

Для успешной работы по развитию основных движений в реабилитационном учреждении должны быть созданы необходимые условия – произведен подбор и размещение оборудования с учетом гигиенических, методических требований. Чтобы поддерживать активность детей на занятиях, необходимо применять элементы игры на фоне эмоционального общения со взрослым, используя все виды занятий, индивидуальной работы и самостоятельной двигательной активности детей.

Количество и дозировка упражнений увеличиваются по мере возрастания готовности детей, их обучения и физического состояния.

Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме. С детьми целесообразно проводить занятия в первой половине дня, при выполнении необходимых гигиенических требований – влажная уборка, чистый воздух и др.

П ервый этап

Развитие основных движений – выполняется с ребенком. Сюда входит обучение ребенка ходить в прямом направлении по жесту взрослого до игрушки, залезать на лесенку и спускаться с нее при помощи рук, отталкивать от себя мешочек с песком, мячик, машинку, ловить воздушный шар, подвязанный мяч, ходить по дорожке между двух лавочек, веревочек, учить переносить предмет, держать его руками, учить ползти и переползать через лавочку с помощью рук, переступать из обруча в обруч с помощью взрослого.

На занятиях используют упражнения имитационного характера: «птички машут крыльями», «мишка топает», «зайка хлопает» и др.

Развитие ориентировки в пространстве – выполняется совместно с ребенком, его руками.

Ребенка учат ощущать и соотносить части тела (руки, ноги, голова), поднимать руки вверх, вниз, перед собой, гладить себя по голове, «полежать», «обнять товарища». Необходимо учить ориентироваться в пространстве, принимая за точку отсчета себя (подойти к окну, стулу, посмотреть вверх на лампу, вниз, на ноги, подойти к двери, постучать).

В занятия включаются игровые упражнения: «найди флажок», «посади цветы», «большие-маленькие» и др.

Второй этап

Развитие основных движений

Закрепление и повторение движений I этапа обучения:

- Учить ходить и бегать в группе, не наталкиваясь на других детей, находить свое место на лавочке, садиться.

- Учить образовывать круг, браться за руки, ходить по кругу в обе стороны, вместе со взрослым.

- Учить передавать предмет-игрушку стоящим рядом детям.

 

- Учить вставать на колени и подниматься с колен, ползти на четвереньках, толкая перед собой игрушку, направлять игрушку в ворота.

- Учить катать предмет-игрушку по прямой (по дороге), в широком обруче с высокими стенками с помощью рук, пальцев.

- Учить бросать мяч или шар педагогу, другим детям, бросать мяч в ящик.

- Учить ловить мяч, шар.

- Учить подниматься и спускаться по обычной лестнице без помощи рук, лазить по шведской лестнице вверх и вниз.

- Учить подниматься на носки, ходить на «цыпочках».

- Учить поднимать ноги попеременно, перешагивать через широкую (30-40 см) полосу.

- Учить ходить по лавочке, спрыгивать с нее.

- Учить ходить по наклонной лавочке, поднятой на высоту 20-30 см.

- Учить запрыгивать на тумбу высотой 20 см с помощью педагога.

- Учить прыгать на двух ногах, перепрыгивать через узкую дорожку.

- Учить ощущать части тела, поглаживая их, называть и показывать руки, ноги, голову, живот, спину.

- Учить отводить руки назад, брать предмет из рук взрослого, стоящего сзади, поднимать руки вверх, вперед, в стороны.

- Учить ложиться на спину, поднимать ноги, выполнять попеременно движение ногами в воздухе с помощью педагога («велосипед»).

Подвижные игры

«Посмотри, где звенит», «Ох и Ах», «Наш веселый, звонкий мяч», «Поезд и вагоны», «Каравай», «Цветы растут», «По мостику», «Идет бычок...», «Красный, синий», «Фонарики», «Мяч в кругу» и др.

 

Третий этап

Развитие основных движений

Закрепление и повторение движений второго этапа обучения

- Учить детей действовать совместно в общем для всех темпе.

- Учить детей сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, при ходьбе.

- Учить держаться за перекладину, лазать, не пропуская реек.

- Учить детей идти в заданной последовательности к предметам (вперед – назад, направо – налево).

- Учить детей строиться друг за другом (в последовательности, заданной педагогом).

- Учить ловить, бросать, катать предметы.

- Учить детей выполнять движения по команде взрослого.

- Учить детей ходить (во всех направлениях) на носках, пятках, попеременно, по кругу, змейкой, приставным шагом.

 

- Учить детей бегать в группе по двое, держась за руки, по
кругу, змейкой.

- Учить прыжкам на двух ногах, с продвижением вперед, из круга, в круг, в стороны, вокруг предмета на одной ноге, с высоты лавочки, вверх, с места, доставая предмет, подвешенный на определенной высоте.

- Учить детей подползать под препятствие (2/3 роста), не касаясь пола руками, вставать в обруч с переступанием.

- Учить ходьбе по лавочке и ребристой доске вниз и вверх,
учить ходьбе с перешагиванием через предметы.

- Учить детей кружиться с предметом в руках в обе стороны.

- Учить стоять на одной ноге.

- Учить детей совершать наклоны вперед–назад, влево–вправо, поглаживая одновременно бока, живот, спину.



Предлагаемые игры

«Каравай», «Кошки-мышки», «Платочек», «Курица и цыплята», «Попали в обруч», «На полянке», «Цапельки», «Достань ягодку», «Поймай рыбку», «Наш веселый мяч», «Поскачи», «Попади в ворота», «Толкни мяч» и др.

Представленный программный материал может быть использован в работе медико-педагогических комиссий при отборе и комплектовании детских учреждений для аномальных детей, при подготовке педагогических кадров для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

 

 

Автор-составитель

Анна Александровна Еремина

 

 

Программа формирования

В интегративной группе

 

 

Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной

Структурой дефекта

Программа формирования

Дата: 2019-05-28, просмотров: 236.