1) Прогресс, регресс, стагнация
2) Реформа и революция как формы социального прогресса
3) Критерии прогресса
1) Прогресс, регресс, стагнация
Постепенное совершенствование общества, переход на более высокую ступень разви- тия, который отражается во всех сферах общественной жизни, называется прогрессом.
Не смотря на то, что весь материальный мир динамичен, постоянно изменяется, не все изменения являются прогрессом. Как таковой прогресс свойственен только обществу и отра- жается в деятельности и условиях жизни людей.
В чем состоит исторический прогресс?
Прогресс в скорости и в возможностях передвижения: приручение лошади, изобрете- ние колеса, колесной повозки, лодки, парусного корабля, паровоза, железной дороги, паро- хода, автомобиля, самолета, вертолета, космической ракеты, космического корабля.
Прогресс в возможностях действия: овладение огнем (генерирование тепла, приго- товление пищи, изменение формы материала), изобретение стрелы и других метательных снарядов, изобретение пороха, машин и механизмов (водяной и ветряной мельниц, ткац- кого станка, самопрядки и т. д.), паровой машины, электрогенератора, электродвигателя, динамита, атомной бомбы, атомного реактора.
Прогресс в возможностях физического развития: возникновение и развитие физиче- ской культуры и спорта.
Прогресс в возможностях профилактики болезней и их лечения: возникновение и раз- витие медицины, в частности, изобретение антибиотиков, пересадка сердца и других орга- нов.
Прогресс в способах добывания пищи и добывания и выращивания различных матери- алов для одежды и т. д.: охота с применением орудий, скотоводство, земледелие, совре- менное сельское хозяйство.
Прогресс в возможностях получения информации: зрительной: изобретение очков, телескопа, микроскопа, подзорной трубы, бинокля; внечувственной: ультразвука, радиоло- кации, радиотелескопов.
Прогресс в возможностях сохранения и передачи информации: изобретение члено- раздельной речи, письменности, переход от иероглифической к буквенной письменности, изобретение глиняных плиток, бумаги, книгопечатания, телеграфа, телефона, радио, кино, телевидения, проигрывателей, магнитофонов, ксерокопирования, видеотехники.
Прогресс в возможностях сохранения, передачи и переработки информации: изобре- тение ЭВМ, персонального компьютера, интернета.
Прогресс в возможностях эмоционального общения: развитие искусства и художе- ственной литературы.
Прогресс в возможностях познавательной деятельности и общения: возникновение и развитие науки.
Прогресс в возможностях интеллектуальной деятельности и общения: развитие философии.
Балашов Л. Е. Философия
Научно-технический уровень страны определяется на основе инновационного потен- циала.
Инновации – введение научных и технических новшеств, которые способствуют уси- лению прогресса и разностороннего развития общества.
Другими словами, инновации – это создание и внедрение новой техники, технологии, разработка новых материалов, развитие новых отраслей производства и т. д.
История показывает, что процесс развития обществ не всегда идет по направлению к прогрессу, зачастую рост и процветание может обернуться распадом и деградацией (упад- ком), вследствие каких-либо событий (например, военные действия или революция, природ- ные катаклизмы и др.). Такой «откат» назад называется регрессом.
Р егресс – упадок в развитии, переход от более высоких форм развития к низшим, менее совершенным, движение назад.
Также как и все существующее, общество может не только замедлиться в развитии, но и вообще утратить динамику, не прогрессируя и не регрессируя. Такое положение при- нято называть стагнацией.
С т агнация – это застой в развитии общественной жизни, остановка.
Стагнация – явление характерное, в первую очередь, для экономической сферы обще- ства. Так, стагнация может характеризоваться и как длительное состояние застоя экономики. При стагнации, экономическая ситуация в стране, а также в мировой экономике, практиче- ски не изменяется. Зачастую стагнация возникает в период перехода от одного вида эконо- мики к другому и может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Если окунуться в историю этой философской проблемы, то можно выделить три различных мнения: одни философы утверждают, что общество постоянно регрессирует (Гесиод, Демокрит, Лукреций); другие пытаются доказать на примерах истории, что внутри общества происходит постоянная смена прогресса на регресс и наоборот (Шпен- глер, Сорокин, Тойнби); третьи убеждены, что внутри общества происходят только про- грессивные явления (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов, Тюрго, Гордер, Бжезинский, Кан, Арон), и даже гибель старого общества является проявлением прогрессивных изменений; четвертые убеждены, что длительный прогресс общества через миллионы лет сменится регрессом, а длительный регресс и инволюция общества (тоже на протяжении многих мил- лионов лет), в конце концов, приведет цивилизацию к гибели.
М о л отов В. Прогресс и регресс цивилизации.
2) Реформа и революция как формы социального прогресса
Общество – это динамичная система, в которой постоянно происходит большое коли- чество изменений. Различают две основные формы развития: эволюционную и революци- онную.
Эволюция – это постепенные изменения, которые характеризуются накладыванием нового на старое.
Так, например, появление новой техники по возделыванию земли, не повлияло на использование лопат.
Изменения в обществе могут носить незначительный (реформа) или радикальный характер (революция).
Р е форма – (от лат. «reformo» – «преобразовываю») преобразование, изменение в какой-либо сфере общества.
Соответственно и виды реформ классифицируются по сферам жизни общества: поли- тические, социальные, экономические и духовные. Примерами реформ в различных сферах общественной жизни являются отмена крепостного права, введение новой валюты, установ- ление социальных пособий и др.
Реформы не подразумевают коренных и резких изменений, они направлены на улуч- шение жизни общества. Любая реформа является способом введения инноваций в сферы
общественной жизни и модернизации общества в целом. Реформы могут стимулировать раз- витие общества (прогрессивные) или вызывать застои и упадок (регрессивные).
Более радикальные перемены в общественной жизни вызывают революции.
Р еволюция – это резкие и глубокие изменения, затрагивающие все сферы жизни обще-
ства.
В исторической науке под революцией понимается насильственная смена власти, так
как именно это влечет собой дальнейшее переустройство общественной жизни, вызывая такие последствия как гражданские войны, репрессии, смуту.
В отличие от реформ революции осуществляются народом, а не правящей элитой, т.е. проводятся «снизу». Революция бывает буржуазной, социалистической или нацио- нально-освободительной, в зависимости от целей, которые преследует общество.
И реформы, и революции являются неотъемлемой частью эволюционного процесса.
3) Критерии прогресса
Напомним, что критерий – это средство проверки истинности и достоверности зна- ний. Определить степень прогресса общества в целом невозможно. Так, например, в нрав- ственной сфере может происходить деградация, а в сфере развития науки и техники стреми- тельный рост, что отчасти характеризует современное состояние общественного развития. Так как общество – это большая система взаимосвязанных элементов, то подобрать единый критерий, по которому было бы возможно судить о том, прогрессирует дан- ное общество в целом очень затруднительно. Поэтому критериев прогресса общества несколько.
Так, одним из критериев является производство, а точнее уровень развития произво- дительных сил и темпы роста производительности труда. Второй критерий – степень сво- боды людей данного общества и, соответственно, уровень демократизации. Можно выде- лить и такие критерии, как уровень возможности индивидов для самореализации, а также степень роста человеческого счастья и добра. Не на последнем месте находится и крите- рий уровня развития науки и техники.
Выделяют также и гуманитарные критерии, такие как уровень образованности насе- ления и продолжительность жизни.
Общественному прогрессу свойственны такие качества, как относительность и проти- воречивость. Относительность обозначает, что не всё в жизни можно сопоставить с поня- тием прогресс. Так, например, картина, написанная в XVI веке, не потеряет свою ценность в XXI веке, только потому, что сейчас лучше технология производства красок, холстов и сама техника рисования. Она ценна своей историчностью. Противоречивость прогресса заклю- чается в том, что с одной стороны он даёт обществу благо, а с другой – наносит вред. Например, открытие ядерной энергии дало возможность человечеству получить альтерна- тиву общепринятым исчерпаемым источникам, но стало одним из самых страшных оружий, способных уничтожить всё существующее на земле.
Вопросы ЕГЭ
1. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке воз- ник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями обще- ственного прогресса?
1) совершенствование техники
2) культурная унификация
3) рост влияния транснациональных корпораций
4) повышение уровня образованности населения
5) расширение рынка рекламы
6) рост продолжительности жизни людей
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложня-
ются или исчезают старые. Существует две формы
(А): эволюция и революция. Учё-
ные называют
(Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных
образований. В процессе
(В) социальная система оказывается в неустойчивом состо-
янии, нарушается баланс социальных сил.
Важным является вопрос о
(Г) социальных изменений и о факторах, их обуслов-
ливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низ-
шего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею
(Д).
В результате этого социального явления происходит переход общества к более высо-
кому уровню материального
Список терминов:
1) направленность
2) социальные изменения
3) процесс
4) потребности
5) эволюция
6) информация
7) общественный прогресс
8) социальная революция
9) благосостояние
(Е) и духовного развития».
Вопрос 17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1) Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество
2) Индустриальное (промышленное, техногенное) общество
3) Информационное (постиндустриальное, технотронное) общество
Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях (рис.19).
Рис.19. Стадии развития обществ.
1) Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество
Общества, которые в процессе своего исторического пути находятся на низком уровне экономического развития, в обществоведении называются доиндустриальные или традици- онные (аграрные).
Т радиционное общество – это общество, которое основано на натуральном хозяйстве и ручном труде.
Возникновение таких обществ восходит к самым ранним этапам развития человече- ства, к первобытной культуре, когда основным занятием населения было добывание пищи. Быт людей организован родовой или соседской общиной и основывался на традициях и обычаях. Основа хозяйства аграрного общества – земледелие.
Еще одной особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов про- изводства, а также жесткое расслоение общества на касты или сословия.
Сословие – это группа людей с определенными правами и обязанностями, закреплен- ными в законах и передающимися по наследству.
В духовной, социальной и даже политической сферах одну из главных ролей играет религия и религиозные обряды. Так, зачастую политический и военный лидер является в традиционном обществе и духовным.
Для примера рассмотрим Древнюю Русь. Основным занятием большей части населе- ния было земледелие, и принципы правильного возделывания земли передавались из поко- ления в поколение, даже религиозные воззрения, обычаи и праздники славян напрямую зави- сели от сезонности и урожаев. Так, языческие божества, в сущности, представляли собой
явления природы: Перун – бог грома и молнии, Стрибог – бог ветра, Ярило – бог солнца и т.д., новый год праздновался 1 марта, что означало начало нового цикла полевых работ, существовали и такие праздники как Зажинки (начало сбора урожая) и Дожинки (день окон- чания жатвы). Сложная структура языческих обрядов также зависела от традиций, принятых в данном обществе. Земледельцы трудились не ради стремления к богатству и накопления благ, а для пропитания семьи. Структура общества была основана на сословном разделении: князья, знать, земледельцы, воины, волхвы (жрецы). Управлением данного общества зани- малась небольшая группа людей (знать, бояре, совет старейшин), но вся власть находилась в руках одного, в нашем случае, – Великого князя.
В настоящее время в ряде стран сохранилась подобная организация обществ – это, так называемые, страны «третьего мира», основная часть которых находится в Африке, Азии и Латинской Америке.
Но, не смотря на низкие темпы развития, мыслители и мастера традиционного обще- ства совершили немало важных открытий практически во всех областях научного знания, что сыграло важную роль в переходе стран на более высокий уровень развития – к инду- стриальному обществу.
2) Индустриальное (промышленное, техногенное) общество
В XVIII в. в Англии началась промышленная революция, которая затем распространи- лась по всему миру. Это событие обозначило переход к становлению промышленности, мас- совому машинному производству, т.е. к индустриальному обществу. Такой переход от менее развитого общества к более развитому получил название модернизация.
Индустриальное общество – общество с широким разделением труда и опорой на крупное машинное производство.
Индустриальная революция кардинально преобразила всю систему производства, быстрыми темпами возрос уровень развития технологий. Мануфактуры (первые производ- ства, основанные на простейшем машинном и ручном труде) заменяются полностью механи- зированными заводами и фабриками. Появились новые источники энергии, паровые двига- тели, а затем и электричество, и двигатели внутреннего сгорания. В производство постоянно начинают внедряться новшества – станки, механизмы, оборудование, а производственные технологии непрерывно совершенствуются, что в свою очередь повлияло и на людей, застав- ляя их постоянно расширять свои знания и навыки, повышать интеллектуальный уровень. Для возможности получения образования всеми слоями населения повсеместно создается большое количество учебных заведений – школ, колледжей, университетов, расширяется вся система образования.
Такие изменения в производстве влекут за собой переход от преобладания сельскохо- зяйственного производства к промышленному, соответственно возрастает доля работников занятых в новой сфере.
Происходит коммерциализация производства (коммерция – деятельность, направ- ленная на получение выгоды). На первое место выходит рынок. В отличие от традицион- ного общества, где в торговлю поступает лишь небольшая доля производимого продукта, а остальное потребляется самими производителями, в индустриальном – на рынок посту- пает большая часть произведённых товаров. Так происходит становление капиталисти- ческого общества, т.е. общества, основой которого становится стремление к накоплению капитала – это эра предпринимательства.
Непрерывный и устойчивый экономический рост, а также стремительное развитие массового производства приводит к улучшению качества жизни и постоянному росту эко- номического благосостояния населения. Быстрыми темпами разворачивается процесс урба-
низации – роста городов и значительное повышение роли крупных городских поселений в жизни общества. Из деревень и поселков люди устремляются в города.
Еще одной характерной чертой индустриального общества является становление поли- тической системы и оформление избирательных прав. В ряде государств происходят соци- алистические революции, в результате которых законодательно закрепляются права и сво- боды граждан, появляются конституции.
В духовной жизни происходит секуляризация – процесс потери религией всео- хватывающего влияния в силу возрастания значения науки. Общество приобретает свет- ский характер (свободный от религиозных предрассудков), что законодательно выражается в отделении государства от церкви и церкви от школы, а также провозглашении свободы совести и свободы вероисповедания.
Таким образом, мы понимаем, что само название «индустриальное» общество приоб- рело в ходе индустриальной (промышленной) революции. Но, в современном обществозна- нии данное общество стали называть также техногенным («genesis» – «происхождение»), так как именно на этом этапе зародились все необходимые для будущего прогресса техника и технологии.
3) Информационное (постиндустриальное, технотронное) общество
Информационное общество – общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельско- хозяйственной продукции.
В середине XX в. в западных странах и в СССР происходит научно-техническая рево- люция.
Научно-техническая революция (НТР) – это кардинальные изменения в науке и тех- нике, которые вызывают глубокие перемены во всем мире – в материальном производстве и науке, политике и социальном положении людей, культуре и международных отношениях.
Революционный переворот в промышленности был вызван созданием элек- тронно-вычислительных машин (ЭВМ) и на их основе автоматизированных производствен- ных комплексов, что резко сократило время изготовления различных материалов и продук- тов.
На лидирующее место в обществе выходит информация, а точнее, вся совокупность накопленных к этому моменту знаний и опыта. Значение промышленного производства как основной формы экономической деятельности снижается, возрастает потребность в услу- гах, сервисе и производстве информации.
Таким образом, если в традиционном обществе основным общественным благом счи- тается земля и природные ресурсы, в индустриальном – капитал (деньги, дома, заводы), то в постиндустриальном – информация. Ведь уровень механизации и автоматизации произ- водственных процессов стал настолько высоким, что решение конкретных задач потребо- вало от любого работника серьезной профессиональной подготовки, современных научных знаний.
Технической базой информационного общества выступают компьютерные техноло- гии и средства коммуникации. Современные средства хранения, переработки и передачи информации позволяют человеку практически мгновенно получать требуемую информацию в любой момент из любой точки земного шара.
Теперь именно наука становится определяющим фактором в развитии общества. Про- исходит отток рабочей силы из сельского хозяйства и промышленности в сферу научных знаний и информационных технологий. В постиндустриальном обществе благодаря новым технологиям один человек занятый в сельском хозяйстве может обеспечить до ста человек,
занятых в других секторах и уже нет необходимости задействовать в промышленности боль- шую часть населения.
Так, например, если в традиционном обществе сельским хозяйством будут заняты 80
—90% населения, в индустриальном произойдет разделение – сельское хозяйство – 30%, промышленность – 50%, то в информационном основная часть населения – 60% будет занята предоставлением услуг, а промышленность и сельское хозяйство разделят 20% (рис.20).
|
новлению и утверждению демократии. Общество становится гражданским (свободным), уровень вмешательства государства в жизнь населения снижается.
В современной науке постиндустриальное общество получило название технотронное. Технотронное (постиндустриальное, информационное) общество – концепция совре- менной западной социологии и социальной философии. Согласно данной концепции, техно- тронное общество является принципиально новой стадией развития общества, основан- ной на применении высоких, прежде всего информационных, технологий. Характерными
чертами технотронного общества являются:
1) переход от технологий изготовления предметов, преобразования и использова- ния материальных, природных ресурсов к технологиям производства, распространения и использования информации;
2) изменение целей и структуры экономической деятельности, переход от матери- ального производства к производству услуг;
3) преобразование системы политической жизни;
4) изменение ориентиров повседневной жизни людей. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники Вопрос ЕГЭ
1. Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные при- знаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа?
1) происходит механизация и автоматизация производства и управления
2) преобладает экстенсивная технология
3) господствует общинная форма собственности
4) формируется рыночная экономика
5) общественное сознание базируется на религиозных ценностях
6) ведущей отраслью экономики является промышленность
2. В стране Z большими темпами развивается промышленность. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа?
1) Происходит механизация и автоматизация производства и управления.
2) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.
3) Существует разделение труда.
4) Формируется класс промышленных рабочих.
5) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.
3 В стране Z производство товаров массового потребления сочетается со сложной системой разделения труда. Основная часть населения проживает в городах и трудится в сфере промышленного производства. К какому типу обществ можно отнести страну Z?
1) традиционному
2) индустриальному
3) постиндустриальному
4) информационному
5) техногенному
4. В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуни- кации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения. К какому типу относится общество Z?
1) индустриальному
2) постиндустриальному
3) традиционному
4) аграрному
5) технотронному
5. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози- цию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
А) появление массовой культуры
Б) аграрно-сырьевой тип хозяйства
В) развитие глобальных компьютерных сетей
Г) создание конвейера
Д) ведущая роль науки в производстве
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
1) традиционное
2) индустриальное
3) информационное
Вопрос 18. Угрозы XXI века
1) Сущность процесса глобализации, его причины и последствия
2) Причины появления глобальных проблем
3) Сущность и взаимосвязь глобальных проблем, возможные пути решения
1) Сущность процесса глобализации, его причины и последствия
С конца ХХ века в мире все больше начинает происходить процесс сближения всех стран. Этот процесс получил название глобализации. Термин «глобализация» происходит от слова «глобус» (модель земного шара) или «глобальный» (всеобщий), так как охватывает все страны и государства, все человечество.
Итак, глобализация – процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.
Процесс, в ходе которого мир превращается, как утверждается, в единую глобаль- ную систему. В экономической сфере глобализация, прежде всего, проявляется в формиро- вании мировых производительных сил и производственных отношений, мировых рынков. Современная мировая экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам. А главной движущей силой этого рынка становятся транснациональные корпорации, производящие и распространяющие свой товар во многих странах. Транснациональные корпорации (ТНК) – компании, владеющие производствами в нескольких странах. Примерами ТНК в современном мире являются следующие компании: Google, Apple, LG, BMW, Coca-Cola, Microsoft и др. Все больше набирает силу международное сотрудничества в сфере про- изводства и торговли. В настоящее время действуют различные международные экономи- ческие организации. Например, Всемирная торговая организация (ВТО) объединившая более 150 стран, была создана с целью регулирования торговых отношений между государ- ствами; Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – международная организация, созданная для регулирования и контроля цен на нефтепродукты, Организация Черномор- ского экономического сотрудничества и др.
В политической сфере глобализация представляет собой взаимодействие государств и международных организаций, созданных для поиска решений международных проблем и разрешения конфликтов. К таким организациям относятся:
– Организация объединенных наций (ООН), созданная с целью обеспечения мира и безопасности, разрешения международных конфликтов и способствования развитию сотрудничества между странами (193 государства). В состав ООН входят Всемирная метео- рологическая организация, Всемирная организация здравоохранения, Международная мор- ская организация, Международная организация труда, Международный валютный фонд и др.;
– Азиатская парламентская ассамблея (АПА), целью которой является обеспечение мира в азиатском регионе и решение актуальных политических проблем (41 государство);
– Совет Европы (СЕ) – международная организация, целью которой является нала- живание сотрудничества между странами по вопросам реализации прав и свобод человека (47 государств);
– Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – международ- ная организация, поддерживающая мир и занимающаяся вопросами безопасности (57 госу- дарств);
– Организация Североатлантического договора (НАТО) – военно-политическая международная организация, цель которой – укрепление стабильности, сохранения мира и безопасности (28 государств);
– Международная организация уголовной полиции (Интерпол), созданная с целью борьбы с общеуголовной преступностью и др.
В области культуры между странами происходит обмен материальными и духовными ценностями, взаимовлияние нравов и быта. Большое значение и влияние в этой области получили СМИ и компьютерные технологии, которые облегчили доступ к различной инфор- мации и установление контактов между людьми разных народов и национальностей. В обла- сти культурного взаимодействия также действуют международные соглашения и организа- ции – это Международная авиационная федерация (по вопросам авиации и космонавтики), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная ассоци- ация работников культуры и искусства (МАРКИС) и др.
Основными причинами возникновения процесса глобализации стали:
1) переход от индустриального общества к информационному,
2) переход от национальной экономики к мировой;
3) использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.
Г лобализация – противоречивый процесс, так как имеет как позитивные, так и негативные последствия:
Рис.21. Позитивные и негативные последствия глобализации.
Вопрос ЕГЭ
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с поня- тием «глобализация».
1) Локальная цивилизация;
2) сепаратизм;
3) интернет-сети;
4) мировые рынки;
5) интернационализация;
6) международное разделение труда.
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« (А) современные ученые называют процесс формирования единого человече-
ства. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы
(Б), внед-
ряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, рас-
пространяется
(В). Глобализация –
(Г) процесс, оказывающий как позитивное,
так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, проис-
ходит становление
(Д) общества, с другой, – обостряются экономические разногласия
стран Запада со странами „третьего мира“, обостряется проблема
(Е)».
1) диалог культур
2) разделение труда
3) общество
4) глобализация
5) противоречивый
6) массовая культура
7) сельское хозяйство
8) информационное
9) компьютер
2) Причины появления глобальных проблем
Г лобальные проблемы человечества – это проблемы, затрагивающие все человече- ство и, от решения которых зависит дальнейшее его существование.
Глобальные проблемы возникли во второй половине ХХ века из-за ряда причин: Исчерпаемость природных ресурсов;
Разрушительная деятельность человека по отношению к природе; Урбанизация (рост городов);
Создание оружие массового поражения;
Разрыв в социально-экономическом развитии между развитыми и развивающимися странами (странами «третьего мира»).
Сущность глобальных проблем их состоит в том, что, во-первых, они касаются всех стран, каждого человека; во-вторых, они не могут быть решены усилиями одной страны, а, по крайней мере, большинства стран; в-третьих, существует необходимость быстрого реше- ния этих проблем, так как от этого зависит дальнейшее существование человечества.
3) Сущность и взаимосвязь глобальных проблем, возможные пути решения
Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.