1) Понятие «социальный институт», его функции
2) Виды социальных институтов
3) Развитие социальных институтов и институциализация
1) Понятие «социальный институт», его функции
Во всех сферах жизни общества задействованы различные социальные институты
(«institutum» – «устройство»).
Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных зна- чениях:
1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельно- сти людей;
2) система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
3) совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функ-
цию;
4) система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в кон-
кретных ситуациях.
Круг явлений и процессов, которые социологи обозначают понятием «социальный институт», достаточно широк. Как отмечал в свое время Морис Корнфорт, в Вели- кобритании английский язык, капиталистическая система, крокетный клуб, состязание по гребле, лондонский универмаг, британские железные дороги, совет по контролю цен и доходов, парламент, министерство торговли, тред-юнионы, политические партии и тай- ная полиция – «все это социальные институты».
Г л отов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация
Социальный институт – это система норм, ценностей, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, стандартов поведения в определенных ситуациях, а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различ- ных сферах жизни общества.
Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, вхо- дящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требова- ния. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чинов- ника – занимаемой должности и т.д.).
Социальные институты выполняют в обществе ряд ф ункций:
1) воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил обществен- ных отношений);
2) регулятивная (регулирование взаимоотношений между людьми);
3) социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
4) интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
5) коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).
Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контроли- руется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме, первичную социализацию прохо- дит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечи- вают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддержи- вают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
К о зырев Г. И. Основы социологии и политологии.
На основе вышесказанного выделим признаки социального института:
– наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный);
– наличие определенных норм и правил поведения;
– наличие функции, выполняемой в обществе;
– наличие сети учреждений.
2) Виды социальных институтов
Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребно- стей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:
1) политические (власть, государство, политические партии, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
2) экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, разделение труда, материальное производство, биржи и т.д.);
3) институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцов- ство, воспитание и т.д.);
4) институты образования и культуры (образовательные, культурные и художе- ственные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
5) духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, обра- зование, церковь, науку, право.
С е мья – важнейший социальный институт родства, основанный на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Г осударство – основной институт политической системы, наделенный высшей зако- нодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила обществен- ной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.
Образование – социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценно- стями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессио- нальной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и матери- альные достижения человечества.
Церковь – социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и куль- товых обрядов.
Наука – особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.
Право – социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкрет- ными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоня- ющегося поведения.
Вопросы ЕГЭ
1. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институ- тами, которые эти потребности удовлетворяют.
ПОТРЕБНОСТИ
А) потребность в первичной социализации подрастающего поколения
Б) потребность в безопасности и социальном порядке
B) потребность в обеспечении управления
Г) потребность в координировании общественных процессов
Д) потребность в воспроизводстве населения
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1) институт семьи и брака
2) институт государства
2. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ А) государство
Б) религия
В) образование Г) производство Д) семья
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1) экономика
2) политика
3) духовная культура
4) социальные отношения
3) Развитие социальных институтов и институциализация
Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Процесс становления социальных институтов в обществе называется институциализация.
Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовыва- ются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспо- сабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих стра- нах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парла- ментаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.
К о зырев Г. И. Основы социологии и политологии.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 243.