В экономике действуют три главных субъекта:
1) семьи;
2) фирмы;
3) государства.
В зависимости от объекта исследования экономику разделяют на микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику (мегаэкономику).
Микроэкономика – это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств, а также отдельных рынков.
Макроэкономика связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики.
Мировая экономика исследует важнейшие формы международных экономических отношений (международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).
Как и всякая наука, экономика выполняет ряд функций:
1. Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различ- ные экономические процессы и их последствия).
2. Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алго- ритмы действий).
3. Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов соци- ально-экономического развития общества).
Экономика – общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни обще- ства и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социоло- гией, политологией, юриспруденцией и т. д. Экономика – историческая наука; она постоянно развивается, способствуя углублению знаний об экономической стороне жизни общества. Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она является основой для большинства других общественных наук. Экономическая наука – это единственная отрасль социальных исследований, за достижения в которой присуждается Нобелевская премия.
Вопросы ЕГЭ
1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию
«микроэкономика».
1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская при- быль; 6) налоговая система страны.
2. Установите соответствие между частями экономической науки и изучаемыми про- блемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози- цию из второго столбца.
ИЗУЧАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ A) безработица
Б) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг
B) экономический рост
Г) роль государства в экономике
Д) экономические отношения между потребителями
ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1) макроэкономика
2) микроэкономика
2) Основные этапы развития экономической науки
Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведе- ния, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон. Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отры- вочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сло- жилась в эпоху Возрождения.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).
М еркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII
вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли.
Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
торговля.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было учение физиократов.
Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818
—1883)).
У . Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимо- сти, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богат- ства».
Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемеще- нии товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмеша- тельство государства в экономику должно быть минимальным.
Г о дичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потреб- ляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зави- симости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ ока- зывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различ- ными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.
А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.
Мыслитель и общественный деятель К. Маркс стал основоположником теории «марк- сизма». Согласно Марксу, труд является единственным источником богатства. Развивая идеи трудовой теории стоимости, Маркс полагал, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой экс-
плуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственно- сти. Марксизм всесторонне исследовал капиталистическую систему хозяйствования, дока- зывал неизбежность ее гибели и становления новой экономической системы – социализма. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реаль- ная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представле- ний и идей марксизма.
Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдаю- щимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное поло- жение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государ- ству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.
С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наи- более распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетари- сты, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития эко- номики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздей- ствовать на экономическое развитие страны.
3) Экономика как хозяйство
Экономика – система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения, обмена и потребления различных благ, необходимых для удовлетворения потребностей, как отдельного человека, так и фирмы и государство.
Другими словами, экономика – система хозяйствования, включающая отрасли матери- ального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематери- альной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.
Б лага – материальные и нематериальные средства, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей.
Блага подразделяются на экономические и неэкономические.
Неэкономические блага – блага, имеющиеся в достаточном количестве, не являющи- еся результатом чьей-либо деятельности (воздух, солнечный свет, вода и т.д.).
Экономические блага – результат экономической деятельности (материальные – это товары, нематериальные – это услуги).
Большинство экономических благ создается в процессе производства. Экономика как хозяйство предполагает:
Рис.22. Экономика как хозяйство.
Производство – процесс создания экономических благ (продуктов и услуг), необхо- димых человеку и обществу для существования и развития.
Распределение – это разделение производственного продукта, дохода между участву- ющими в его производстве.
Обмен – это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.
Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей.
Блага, создаваемые в производстве, служат средством удовлетворения потребностей. Таким образом, конечной целью всякого производства являются потребности людей. Сам процесс удовлетворения потребностей – это потребление.
Т о вар – это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведенное для обмена.
У слуга – это экономическое благо, выступающее в форме труда, консультации, искус- ства управления. Другими словами, это действие, приносящее пользу, помощь другому.
Вопросы ЕГЭ
3. Выберите верные суждения об экономике как науке.
1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.
2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.
3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйству- ющими субъектами.
4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.
5) Экономика как наука зародилась в античные времена.
4. Установите соответствие между проявлениями и видами экономической деятельно- сти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ
А) начисление банковского процента по вкладам
Б) покупка акций
В) получение прибыли
Г) продажа именных облигаций
ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) распределение
2) обмен
Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.