1) Наука. Классификация наук. Фундаментальные и прикладные науки
2) Особенности научного познания
3) Функции науки
4) Профессиональная ответственность ученого
1) Наука. Классификация наук. Фундаментальные и прикладные науки
Наука – система знаний об окружающем мире: природе, культуре, обществе и чело- веке, зафиксированная в виде научных законов, теорий и гипотез.
Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, т.е. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.
Наука – это социальный институт со своей системой общественных отношений, норм и правил, комплексом учреждений (академии, лаборатории, институты, научные центры, ботанические сады, испытательные станции и т.д.), а также важной функцией, выполняемой ими в обществе – поиск новых достоверных знаний, совершенствование общества.
Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.
Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.
Прикладные науки – это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.
Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли – возраст- ная, клиническая, семейная, юридическая – прикладными.
Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:
– естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
– общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психо- логия, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
– технические – науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностро- ение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).
Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отне- сти ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время миро- воззрения – взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.
2) Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, т.е. истина, которая не зависит от интересов и воли познаю- щего.
Особенностями научного познания являются:
1) стремление к получению достоверных знаний;
2) строгая доказанность научных фактов;
3) непротиворечивость;
4) проверяемость;
5) большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
6) отражение существенных свойства и объективных законов;
7) формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
8) использование специальных материальных средств, таких как приборы, инстру- менты и другое научное оборудование.
Научное познание также состоит из двух уровней – эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень составляют такие научные методы как наблюдение, эксперимент, измерение и описание.
Под наблюдением понимается целенаправленный и постоянный контроль исследуе- мого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружаю- щем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты дан- ного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент – это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.
Рис.16. Методы научного познания.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями явля- ется то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необхо- димости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естествен- ных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, напри- мер, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называ- ется моделированием.
Измерение – это исследование, которое заключается в определении числового значе- ния качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стан- дартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т. п.
Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записыва- ются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц – этот метод получил название научного описания.
С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы – это своеоб- разный научный язык.
Далее все описания синтезируются в теорию.
Т еоретический уровень научного познания опирается на следующие методы: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификацию, что впоследствии становится осно- вой научных теорий и гипотез.
Г ипотеза (греч. «hypothesis» – «догадка») – это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
В основе своей гипотеза имеет обоснование, но истинность ее еще не доказана – это скорее вероятность, а не твердо установленный факт.
Итак, сведения, полученные эмпирическим путем, анализируются и обобщаются на теоретическом уровне, и в результате составляют гипотезу. В ходе последующих экспе- риментов и логических проверок гипотеза либо опровергается, либо становиться теорией.
Т еория – это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком.
Вопросы ЕГЭ
1. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (иссле- дования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози- цию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) доказательство выводов
Б) сбор фактов
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной концепции
Д) выдвижение гипотез
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) эмпирический
2) теоретический
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий пред- ставленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Организация наблюдений;
2) проведение экспериментов;
3) применение методов;
4) построение теорий;
5) выдвижение гипотез.
3. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от дру- гих видов познания человеком мира.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
4. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия народа от прибал- тийского племени.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной эконо- мики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера
Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий появлению заболевания.
5. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности?
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
3) Функции науки
Наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:
1) Познавательно-объяснительная функция. Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и дока- зательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира.
2) Прогностическая функция (прогноз, предвидение). На основе уже приобретен- ных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п.
3) Производственная функция. Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоре- тические научные знания материализуются – появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д.
4) Социально-преобразовательная функция. С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каж- дого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества.
5) Культурно-мировоззренческая функция. В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколе- ний. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расши- рению границ мировоззрения.
Вопросы ЕГЭ
6. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкрет- ными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) экологи предупредили об опасном загрязнении вод озера
Б) учёные разработали новую конструкцию самолета и организовали производство
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банков- ской системы на 2015—2025 года
Г) поля агрофирмы засеяли пшеницей, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения кли- мата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара
Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата
ФУНКЦИИ НАУКИ
1) производственная
2) прогностическая
7. Установите соответствие между функциями науки и их характеристиками: к каж- дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) показывает возможные направления развития общества
Б) предлагает рекомендации по преодолению экологических проблем
В) способствует построению целостной системы взглядов на мир
Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и мно- гообразии
Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира
ФУНКЦИИ НАУКИ
1) мировоззренческая
2) прогностическая
4) Профессиональная ответственность ученого
Для того чтобы стать ученым важно обладать определенными задатками и способно- стями. Кроме того, необходимо обладать глубокими знаниями в той области, в которой чело- век намерен делать открытия и изобретения. Ученый – это представитель научного сооб- щества, труды которого получили признание в научном мире.
Любые достижения ученого могут отразиться на всем обществе, изменить жизнь людей, поэтому он должен нести ответственность за свою деятельность, как перед всем научным сообществом (профессиональная ответственность), так и перед обществом (социальная ответственность). В своих работах, открытиях и изобретениях он должен стремиться к достижению истины, быть объективным и рациональным. Еще в древности древнегреческий мыслитель Аристотель произнес следующую фразу: «Платон мне дорог, но истина дороже» – указав тем самым на профессиональную ответственность за свои дей- ствия. На настоящем этапе развития общества у ученых возрастает ответственность за свои открытия, так как последствия какой-либо инновации не только могут принести благо обще- ству, но и нанести невосполнимый ущерб, как, например, ядерная промышленность.
Вопрос 12. Образование, его значение для личности и общества
1) Образование
2) Система образования в РФ
3) Самообразование
4) Тенденции развития образования в России
1) Образование
С татья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образо- вательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обес- печивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образова- тельные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
К онституция РФ
Образование – это целенаправленный организованный процесс передачи системати- зированных наукой знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, при- общение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении, необходимая часть социализации.
Образованность личности – это показатель уровня усвоения индивидом знаний и опыта, а также возможность и способность использовать их в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, депар- таменты, управления) и обширной системы норм и правил.
Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций:
– ликвидация неграмотности;
– передача знаний и опыта предшествующих поколений;
– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
– социализация личности;
– обеспечение профессионального становления молодежи;
– способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобре- тений;
– социальный контроль.
В современном мире большую популярность приобрело дистанционное образова- ние, предполагающее осуществление образовательного процесса посредством компьютер- ных технологий и сети Интернет. Учитель и ученик находятся на большом расстоянии друг от друга, и может быть, в разных странах. Это сделало возможным получение качественного образования в любой точке планеты.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следова- тельно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифи- цированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий,
прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.
Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уро- вень качества образованности населения.
2) Система образования в РФ
Система образования РФ включает в себя совокупность образовательных учрежде- ний, органов, осуществляющих управление в сфере образования и комплекс образователь- ных программ и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется учебный процесс (рис. 17).
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: феде- ральном, региональном и муниципальном.
Государственной политикой и правовым регулированием в сфере образования и науки занимается федеральный орган исполнительной власти Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) и Федеральное агентство по обра- зованию (Рособразование), а также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В каждом регионе Российской Федерации функционируют краевые и областные министерства, департаменты, управления.
В городах действуют управления в сфере образования и науки (УОН) при местных администрациях, которые осуществляют контроль и управление образовательным процес- сом на местах.
Рис.17. Система образования в РФ.
К образовательным учреждениям относятся:
1) дошкольные учреждения (ясли, детские сады, центры дошкольного разви- тия ребенка) осуществляют помощь семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от 1 до 6 лет), а также их подготовку к школе;
2) общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) предполагают овла- дение элементарным уровнем научных знаний в различных областях, необходимых для понимания основных явлений природы и общества, разностороннее развитие личности и помощь в дальнейшем участии в общественной, профессиональной и трудовой деятельно- сти. Образование в общеобразовательных учреждениях осуществляется на трех ступенях:
1. Начальное образование (1—4 класс);
2. Основное общее образование (5—9 класс);
3. Среднее (полное) общее образование (10—11 класс).
Основное общее образование является основой для получения профессионального образования, самообразования, карьерного роста и является обязательным в РФ.
3) учреждения профессионального образования (профессиональные лицеи, учи- лища, колледжи, техникумы, институты, университеты) необходимы для подготовки работ- ников квалифицированного труда, переквалификации специалистов, повышения уровня образования населения. Профессиональное образование в РФ представлено тремя уров- нями:
1. Начальное профессиональное образование предоставляют профессионально-тех- нические лицеи, профессионально-технические училища, которые реализуют базовую под- готовку специалистов.
2. Среднее профессиональное образование предоставляют техникумы и колледжи, которые направлены на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей хозяйства страны. Обучение осуществляется на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
3. Высшее профессиональное образование предоставляют институты и универси- теты, которые ставят своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов во всех сферах жизни общества, а также удовлетворение потребностей личности в интел- лектуальном, культурном и нравственном развитии.
4. Послевузовское профессиональное образование – это аспирантура и докторантура. Данная ступень создана для желающих углубить свои знания и достижения в области науки, а также получить научное звание или степень. Обучение на данной ступени образо- вания предполагает написание научного исследования в интересующей области знания – диссертации. Так, аспирантура способствует получению звания доцента и степени канди-
дата наук, докторантура – звания профессора и степени доктора наук.
4) учреждения дополнительного образования для взрослых – это курсы повышения квалификации или переквалификации работников, где готовят специалистов-практиков для различных отраслей хозяйства, науки и культуры.
5) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии – это интернаты, школы для слабовидящих, глухих, глухоне- мых воспитанников, детей-инвалидов. Данные учреждения обеспечивают лечение, воспи- тание и обучение, помощь в развитии и социализацию детей с отклонениями.
6) учреждения дополнительного образования – это развивающие курсы и центры, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. д. Их целью является выявление одаренных детей и создание условий для их совершенствования в области выбранного вида искусства, а также получение нового опыта творческой деятельности и осуществление их подготовки к получению профессионального образования в области искусства.
7) учреждения для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) — это детские дома, в которых осуществляется обучение, лечение, оздоровление, воспитание и отдых детей оставшихся без родителей.
Вопрос ЕГЭ
1. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто- рого столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления
Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточ- ных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания обра- зования
Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования
Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здо- ровья детей
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1) дошкольное образование
2) среднее общее образование
3) начальное общее образование
3) Самообразование
Не менее важным в жизни каждого человека является самообразование.
Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.
Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях. Самообразование дает человеку очень много преимуществ. В совре- менном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти живший в XVIIIв. в Италии. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообра- зования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935) еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.
4) Тенденции развития образования в России
В России существует ряд направлений развития системы образования. Одной из таких тенденций является развитие сети образовательных учреждений и обеспечение возможно- сти непрерывного образования, т.е. возможности постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и положения. Таким образом, человек при желании может повышать свой уровень образованности всю жизнь.
Современное образование приобретает гуманистический характер (гуманизация образования). В соответствии с принципом гуманизма обучающийся – это центр всего учеб- ного процесса. Вся система образования построена для него и вокруг него. Гуманистический принцип предполагает также индивидуальный подход к каждому обучающемуся, другими словами, преподаватель должен уделить внимание каждому ученику. Система образования становится стимулом и основной поддержкой в развитии и становлении личности. Для сво- бодного развития каждого создается большая сеть учреждений дополнительного образова- ния.
Наравне с гуманизацией в современном обществе осуществляется также демократи- зация всей системы образования, которая ставит своей целью признание человека высшей ценностью, отстаивание его неотъемлемого права на образование. Процесс демократизации
предусматривает необходимость создания каждому равных возможностей получения обра- зования независимо от пола, расы, возраста, национальности и вероисповедания.
Еще одной тенденцией развития современного образования является его гуманитари- зация. Это означает, что от уровня освоения гуманитарных наук зависит степень приобще- ния личности к культурным ценностям и к культуре в целом. Поэтому возрастает роль таких наук как история, социология, культурология, обществоведение, психология, политология, право и т. д.
Информационное общество предполагает также интернационализацию образова- ния – создание единой системы образования для разных стран, интеграцию образователь- ных систем, а также информатизацию и компьютеризацию всего образовательного про- цесса – масштабное внедрение компьютеров и интерактивных систем, использование новых современных технологий обучения. Все это призвано обеспечить высокий уровень образо- ванности населения России.
Вопросы ЕГЭ
2. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) особое внимание нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
3. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
Вопрос 13. Религия
1) Религия в жизни общества
2) Возникновение религий
3) Особенности национальных религий
4) Мировые религии
5) Религия в России
1) Религия в жизни общества
Р елигия – это вера человека в сверхъестественные существа, т.е. в то, что существует как бы «над» материальным миром и действует вне законов природы.
Р е лигия является формой общественного сознания, так как существует в виде общего верования, прежде всего, в Бога (богов) и предполагает наличие норм и правил поведения, отстаивает моральные и нравственные ценности человечества и каждого отдель- ного народа. Религия – это и особая форма мировоззрения человека, основанная на вере и во многом определяющая образ мысли, поведение и жизнь человека в целом. Кроме веро- ваний религия включает систему ритуалов и обрядов, а также формы объединения людей, таких как церковь.
Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. Посте- пенно в ней выделялись следующие элементы: религиозное сознание, деятельность, отно- шения, институты и организации.
Р елигиозное сознание включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Ключевым феноменом религиозного сознания является вера.
Р елигиозная деятельность – это система мероприятий (действий) по реализации вероучения в общественной жизни. Существует два вида религиозной деятельности: культо- вая (богослужение, обряды) и внекультовая (разработка религиозных идей, миссионерство, преподавание богословия).
Р елигиозные отношения – это вид общественных отношений, складывающихся в соответствии с религиозным сознанием, и реализуются путем религиозной деятельности.
Р елигиозные институты служат для упорядочивания, организации религиозной дея- тельности, связей и взаимоотношений верующих как между собой, так и с представителями других исповеданий и неверующими.
Р елигиозные организации – объединения представителей определенной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Важнейшей религиозной органи- зацией является церковь.
В настоящее время в мире насчитывается сотни различных религиозных организаций, объединений и сект. Тем не менее, все религии разделяются на монотеистические (моно- теизм – почитание единого бога) и политеистические (политеизм – многобожие, почита- ние нескольких или многих богов).
Функции религии:
1) регулирующая (религиозные нормы регулируют поведение человека);
2) компенсаторная (религия дает верующему человеку облегчение в страданиях);
3) коммуникативная (религия объединяет людей одной конфессии);
4) мировоззренческая (является основой мировоззрения личности).
Вопросы ЕГЭ
1. Роман и Мария являются прихожанами протестантской церкви. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Святого Писания является единственно верным. Выбе-
рите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запи- шите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая
2) компенсаторная
3) коммуникативная
4) эстетическая
5) хозяйственная
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий пред- ставленного ниже ряда. Запишите это слово.
вера, догматы, заповеди, религия, обряды, паства, храмы
2) Возникновение религий
Религия зародилась в глубокой древности, еще в первобытном обществе и первыми ее формами были анимизм, тотемизм, магия и фетишизм. Существует мнение, что человек предположил, что у него есть душа, видя сны и понимая, что они нереальны и существуют в другом мире, но в то же время и в человеке. Так появилась вера в существование души – анимизм («anima» – «душа»), а в дальнейшем и одушевление явлений и предметов окружа- ющего мира (деревьев, камней, солнца и т.д.).
В процессе своей деятельности и охоты люди, пытаясь понять закономерности жизни, и в стремлениях принести племени больше добычи, стали верить в некую таинственную связь между человеком и определенным видом животных, что впоследствии получило назва- ние тотемизм.
У каждого племени были предметы, которые их оберегали – фетиши. Фетишизм – наделение волшебными свойствами различных вещей и явлений (камни, растения, обереги, талисманы). И, конечно же, всегда человек стремился оказать влияние на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и духов с помощью ритуальных действий и различных обрядов (магия). Как разновидности магии существовали колдовство, ведов- ство, шаманство, знахарство.
Каждая из этих первоначальных религиозных форм в какой-то мере сохранилась по настоящее время в разных частях света.
3) Особенности национальных религий
Национальные или национально-государственные религии – это религии, сложив- шиеся в рамках определенных государств или народов.
В современном мире сосуществуют множество национальных религиозных верова-
ний.
Признаки национальных религий:
– возникли на этапе формирования раннего государства;
– поклонение богам или богу – покровителю своего народа;
– наличие сложных обрядов, ритуалов;
– появление служителей религиозного культа (жрецы, брахманы). К ним относятся:
1) синтоизм (Япония);
2) джайнизм (Индия);
3) конфуцианство (Китай);
4) даосизм (Китай);
5) зороастризм (Иран);
6) иудаизм (Палестина, Израиль);
7) индуизм (Индия) и многие другие.
4) Мировые религии
Мировые религии – это религии, получившие признание среди народов многих стран. К ним относят христианство, буддизм и ислам.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.