Общественные отношения – всевозможные взаимодействия и взаимоотношения между индивидами, социальными общностями и группами, народами в ходе жизнедеятель- ности.
Общественные отношения – важнейший специфический признак общества и вместе с тем, что делает общество системой, объединяет индивидов. Содержание и уровень этих отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы всту- пают в отношения между собой, и, тем самым, человек оказывается субъектом многочис- ленных и разнообразных отношений.
Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты. Соот-
ветственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые (внутри- государственные) и международные.
По предметному содержанию общественные отношения могут классифицироваться как: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др.
Функционируя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют над- личностный, надиндивидуальный характер. Они строятся на основе симпатий и антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе.
6) Науки об обществе
Все научные знания принадлежат человечеству, соответственно каждая из наук, так или иначе, освещает какую-либо сторону жизни общества, общественных отношений или взаимосвязей общества с окружающим миром. Рассмотрим некоторые из них:
Социология – наука, изучающая общество, его структуру, связи, общественные отно- шения и их закономерности. Таким образом, социологи исследуют весь комплекс обще- ственных процессов и явлений, социальные группы и общности, нации и народы, сословия и касты, мужчин и женщин, семью и брак, различные виды общественных объединений и образований, их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение.
История – наука, изучающая периоды существования общества, его жизнь и разви- тие в хронологической последовательности. История является одной из древнейших обще- ственных наук. Для наиболее полного изучения исторического процесса были созданы еще ряд вспомогательных исторических дисциплин: генеалогия, нумизматика, геральдика и др.
Ку льтурология – наука, которая изучает «вторую природу», созданную руками чело- века – культуру, во всем многообразии форм ее проявлений. Культурология призвана создать культурную картину мира, определяющую целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи.
Антропология – наука, изучающая процесс происхождение и развитие человека.
Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, ору- жие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые архео- логическими раскопками, на основании чего воссоздает картину исторических эпох и собы- тий, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.
Этнография – наука, которая исследует происхождение, расселение, быт, культуру и нравы народов (этносов) мира.
Д емография – наука, изучающая население, его численность, состав (возрастной, половой, по роду деятельности и т.д.) и социологические показатели (коэффициент рожда- емости, коэффициент смертности и т.д.).
Экономика – наука о хозяйстве, исследующая совокупность общественных отноше- ний в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции.
Политология – отрасль знания о политике, структуре, закономерностях, функциони- рования и развития политической жизни государства и общества.
Правоведение – наука, которая посвящена изучению правовой системы общества, исследует право как основной регулятор общественных отношений и его влияние на функ- ционирование и развитие общества в целом.
Психология – наука, исследующая внутренние духовные процессы человека, мотивы его поведения, особенности межличностных отношений и взаимодействий в обществе.
Философия – наука, стремящаяся исследовать бытие и смысл человеческой жизни. Философия создает определенную картину миру, особое мировоззрение, стремиться «загля- нуть» в сущность вещей и происходящего.
Педагогика – наука о принципах, методах и формах воспитании и обучении, способах и средствах передачи опыта поколений.
Т еология – совокупность дисциплин, которые исследуют и объясняют основы учений о Боге, религий и религиозных догматов (непрекословных «вечных» истин веры).
Обществознание – совокупность наук, целью которых является исследование различ- ных сторон жизни общества, общественные процессы и закономерности. В обществознание входят такие дисциплины как философия, социология и политология, а также право, эконо- мика, история, культурология, социальная психология.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 303.