1) Понятие культуры. Материальная и духовная культура
2) Формы культуры
3) Разновидности культуры: субкультура, контркультура
1) Понятие культуры. Материальная и духовная культура
В современной культурологии и философии существует более ста различных опреде- лений понятия «культура»:
– особый способ организации и развития человеческой жизнедеятельности;
– исторически-конкретные формы развития человеческого общества;
– особенности сознания людей и т. д.
Наиболее широкое определение культуры – все, созданное человеком.
Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искус- ственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, верования, ценности, модели поведения), которые создаются и устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение.
Культура также включает в себя институты и учреждения, которые призваны обес- печивать сохранность и преемственность ее основ, а также создание новых материальных и духовных ценностей. Каждое общество создает свою собственную культуру, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных видов культур, но существуют элементы пронизывающие все мировые культуры – это культурные универсалии.
Ку льтурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культу- рам. Их исследованием занялся американский социолог Дж. Мердок, который впоследствии выделил большое разнообразие культурных универсалий таких как язык, религия, искус- ство, воспитание, обычаи, нормы поведения и т. д.
Культура охватывает материальный и духовный мир человека.
Материальная культура включает в себя результаты практической деятельности человека – это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д.
Другими словами, это все материальные предметы, созданные руками человека. Пред- меты материальной культуры ежедневно и постоянно используются людьми, и в ходе исто- рического процесса непрерывно совершенствуются.
Духовная культура охватывает духовную сферу жизни общества и духовное произ- водство – это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.
Духовная культура также включает в себя моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания, философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, лите- ратуру, мифологию.
Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимо- связаны.
Культура служит особым способом освоения мира, что воплощается в практической деятельности людей – в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности (познавательная функция). Посредством социальных норм, ценностей, традиций и знаний культура создает устойчивые условия жизни, упорядочивает опыт и регулирует поведение
людей в обществе (регулятивная функция). Культура способствует общению, взаимодей- ствию индивидов, так как ее основой является язык (коммуникативная функция). Основы материальной и духовной культур накапливаются в ходе истории и передаются в знаниях и практическом опыте другим поколениям (функция социализации). Культура выступает средством развлечения, удовлетворения эстетических и духовных потребностей (гедони- стическая функция).
В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог куль-
тур».
Диалог культур – это процесс взаимовлияния различных культур как форма сосуще-
ствования народов.
Так, например, в российских школах обучают различным иностранным языкам; в СМИ транслируют телепередачи и кинофильмы разных стран мира; в городах проводятся нацио- нальные праздники и этнические (народные) фестивали; ежегодно проводятся международ- ные спортивные состязания – олимпийские игры, чемпионаты мира; на праздничных столах можно встретить блюда разных национальностей; популярными становятся книги зарубеж- ных писателей – все это проявление взаимосвязи культур.
Вопрос ЕГЭ
1. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура – одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное твор- чество.
4) Духовная культура – это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные чело- веком.
2) Формы культуры
Культура может быть представлена в элитарной, народной или массовой форме.
Э литарная культура. Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» – «лучший») – это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем обра- зованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экзем- пляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произ- ведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.
Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.
Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или Сальвадора Дали, книги Франца Кафки и т. д.
М ассовая культура. Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом кон- тексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедо- ступна и популярна – это культура масс. Она появилась в середине XX века с распростра- нением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны прожи-
вания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям. Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образо- вания.
Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т. п.
В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры – экранная (ком- пьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютер- ные игры и социальные сети.
Народная культура . Народная культура создается народом, а ее разновидность наци- ональная – нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произ- ведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценно- сти. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна – она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, ментали- тета и религиозных воззрений.
Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.
Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешива- ются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и мас- совой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур).
Вопросы ЕГЭ
2. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каж- дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ А) премьера телесериала
Б) конкурс фольклорных коллективов
В) празднование масленицы
Г) скандал с участием поп-звезды
Д) переиздание детектива-бестселлера
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) массовая
2) народная
3. К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классиче- скую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
1) самовыражение и свобода творчества авторов
2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поко- лений.
4) высокая степень обобщения коллективного опыта
5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
6) ориентация музыки на широкую аудиторию
3) Разновидности культуры: субкультура, контркультура
В обществах развитых стран взаимодействуют все формы культуры, однако одна из них преобладает. В это же время в обществах функционируют культурные образования, охватывающие сравнительно небольшие группы людей – субкультуры.
С у бкультура – это культура какой-либо социальной группы, характеризующаяся сово- купностью своих специфичных норм и ценностей, образцов поведения и особым мировоз- зрением, идеологией и кругом интересов.
Ценности субкультур не противоречат основной форме культуры, принятой в данном обществе, а скорее дополняют ее.
Участников субкультуры часто можно отличить по внешнему виду, манере поведения и общения. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды, в соответствии с которыми и будет создаваться культурный образ участников.
Субкультуры могут формироваться во всех сферах жизни общества. Большое распро- странение в мире получают молодежные субкультуры. Молодежь, как наиболее активная и восприимчивая социальная группа, зачастую первой воспринимает и перенимает новые формы и веяния современного развития, поэтому становятся главными участниками и носи- телями субкультуры.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.