1) Понятие «мышление», его виды
2) Основные мыслительные операции
3) Сознательное и бессознательное
4) Деятельность, структура деятельности
5) Способности, задатки, талант, гениальность
6) Виды деятельности
7) Общение как вид деятельности
8) Творчество как вид деятельности
1) Понятие «мышление», его виды
Процесс человеческого мышления и сознания волнует ученых на протяжении уже мно- гих лет. Некоторые из них предполагают и доказывают, что люди в повседневной жизни используют лишь 10% всех возможных способностей своего мозга. И лишь немногие дости- гают более высокого уровня как, например, Уильям Джеймс Сидис.
У ильям Джеймс Сидис родился в 1898 году в Нью-Йорке, в семье еврейских эмигрантов с Украины. Отцом его был Борис Сидис, доктор философии и преподаватель Гарварда; мать Уильяма, Сара Сидис, также имела ученую степень магистра от Медицинской школы Бостонского Университета. <…>
Борис и Сара начали обучать сына еще с пеленок, и к полутора годам юный Уильям уже увлеченно читал New York Times. Известно, что обучение мальчика шло на восьми язы- ках – латинском, греческом, французском, русском, немецком, иврите, турецком и армян- ском, которыми он овладел в совершенстве, а к 8 годам Уильям уже стал автором четы- рех книг, одна из которых монография по анатомии. Кстати, Сидис впоследствии владел
40 языками.
Его IQ выражался цифрами от 250 до 300, что является наивысшим зафиксирован- ным показателем IQ в истории.
К 9-летнему возрасту Уильям уже освоил школьную программу и был готов учиться в университете. Известно, что с первого раза определить сына в Гарвард его отцу не уда- лось – университет был не готов принять такого молодого студента. Так, в Гарвард он попал в 11 лет, в 1909 году, и это был рекорд, сделавший Уильяма самым молодым сту- дентом, когда-либо поступавшим в этот университет. Очень скоро Уильям уже читал свои работы в Математическом клубе, кроме того, он публиковал собственные изыскания в области американской истории, космологии и психологии. <…>
Челпанова П. Уильям Джеймс Сидис
Мышление – это процесс восприятия окружающей действительности, анализ проис- ходящего на основе личного приобретенного опыта, выстраивание логических связей между предметами и явлениями.
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека. Процесс мыш- ление не прекращается даже во сне.
Различают три основных вида мышления:
1) Наглядно-действенное мышление. На основе действий разрабатываются теорети- ческие знания. Например, ученый, проводя какой-либо эксперимент, наблюдает за его ходом, происходящими реакциями с внешней средой, последствиями, составляет и разрабатывает теории и гипотезы на основе полученных результатов. Итак, сначала практика, затем – тео- рия.
2) Наглядно-образное мышление. Часто, исследуя какой-либо объект, у человека нет возможности его наблюдать, поэтому объект зрительно представляется, воображается. Например, при исследовании вселенной, других планет.
3) Понятийное мышление, т.е. мышление в форме понятий. Как уже было сказано выше, в процессе мышления человек переводит образы мира в слова (понятия). Понятие включает в себя определенные характеристики и свойства предмета или явления. Например, при произнесении понятия «кубик», у каждого в мыслях возникнут различные образы с оди- наковыми характерными особенностями – квадрат, игровая кость, кубик Рубика и т. д.
Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 10 20 е диниц информации. В переводе на общепонятный язык это означает – каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеки им. Ленина.
На первый взгляд, такое заявление, такие подсчеты кажутся фантастическими.
Но, обратимся к фактам, к фактам существования феноменальной памяти, поражающей воображение, кажущейся немыслимой. Они взяты из разных эпох, это разные люди, в раз- ных ситуациях и запоминали они разное.
Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 000 человек. Этими же способностями обладал и пер- сидский царь Кир. По имени и в лицо знал каждого из 20 000 жителей греческой столицы знаменитый Фемистокл. А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой совершенно отдельных слов, услышанных лишь раз.
Пекелис В. Твои возможности человек!
2) Основные мыслительные операции
Ежедневно в голове человека возникают сотни мыслей, которые различаются не только информацией, но и по способу ее содержания. В процессе умственной деятельности мысли- тельные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознавать. Рассмотрим основные мыслительные операции.
Анализ – это логический прием, в основе которого лежит изучение объекта, путем разложение его на составные части (например, исследуя какой-либо механизм, необходимо изучить детали, из которых он состоит).
Синтез – процесс мысленного объединения частей в единое целое (например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.).
Обобщение – это процесс объединения общих качеств или свойств предмета или явле- ния (например, «лилия», «гладиолус», «тюльпан» – это «цветы»).
Сравнение – это метод исследования, при котором выделяется общее (схожее) или различное между двумя или более объектами.
Другими словами, это сопоставление двух или нескольких объектов друг другу. Срав- нение всегда взаимосвязано с анализом и синтезом. Так, сначала путем анализа выделяется то свойство объекта, которое необходимо сравнить, затем находятся общие черты и разли- чия, делается вывод, совмещая полученные результаты (синтез).
Систематизация или классификация – это объединение предметов или явлений по какому-либо признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).
А бстракция (абстрагирование) – это мысленный уход от основных качеств исследу- емого объекта и рассмотрение одной какой-либо части или свойства.
Так, например, человек, глядя на облако, рассматривает лишь его форму, мысленно не погружаясь в то, что это частицы воды и льда в атмосфере.
Абстрагирование необходимо для более полного и глубокого изучения предмета или явления. В результате абстрактного мышления создаются художественные образы, поэтому оно составляет основу любой творческой деятельности.
А б страгирование осуществляется в два приема: с одной стороны, внимание отвле- кается от мелких, незначительных деталей, с другой стороны – концентрируется на более общих и более важных вещах.
Как метафора: можно рассматривать предмет вблизи – и будет заметно много маленьких деталей, а если предмет поставить подальше – мелкие детали видны не будут, но зато проще рассмотреть общие очертания и форму предмета.
А б страгирование наоборот – это конкретизация. Если абстракция – это удаление от изучаемого предмета, то конкретизация – это наоборот: приближение и выделение мельчайших деталей.
Например: Буду вести здоровый образ жизни – общие слова и абстракция.
Б уду делать зарядку 15 минут в день и обливаться каждый день холодной водой – это конкретика.
Психологос. Энциклопедия практической психологии
К онкретизация – это мыслительная операция противоположная абстрагированию, которая заключается в выявлении определенного предмета, детали, качества, свойства или явления, это уточнение необходимое для наиболее полного раскрытия его содержания.
В науке также используются индуктивный и дедуктивный методы мышления.
Индукция – это логическая форма мысли, размышление от частных суждений к общему умозаключению, т.е. от фактов к выводу. Например, на основе нескольких фактов о каком-либо качестве или свойстве одного или более объектов, мы можем сделать вывод о том, что у всех подобных объектов существует данное свойство или качество. Так, если взять все числа от 1 до 9 и каждое последовательно разделить на 2, то выявится закономер- ность того, что каждое четное число делиться на два, из этого делается вывод о том, что все четные числа делятся на два. Знаменитый сыщик Шерлок Холмс в своем методе опирался как раз на индукцию, т.е. от изучения конкретных улик приходил к общей картине преступ- ления и раскрытию дела.
Дедукция – это форма логической мысли, при которой частный вывод складывается на основе общих суждений. Например, на основе общих знаний физики и личном опыте мы можем сделать вывод об устройстве маятника или любого другого устройства:
1) Все часы отчитывают время.
2) Хронометр – это часы.
Вывод: хронометр отсчитывает время.
Становиться очевидным, что дедукция – это обратный по отношении к индукции ход мыслей.
Дедуктивный метод мышления считается основным в юриспруденции, так как на основе общих законов осуществляются расследования и судебные процессы по частным конкретным случаям. То же можно сказать и про математические дисциплины, где на основе общих формул решаются конкретные примеры.
Методы индукции и дедукции широко распространены в научной деятельности, так как такие объекты как вселенная или прошлое не подвластны практическим методам иссле- дования.
Вопрос ЕГЭ
1. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они ука-
заны.
1) Абстрагирование необходимо для более полного и глубокого изучения предмета.
2) Объективной материальной формой мышления является язык.
3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.
4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны.
5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.
3) Сознательное и бессознательное
В мозг человека непрерывно поступает информация об окружающем мире и о физиче- ском состоянии тела. Часть этой информации попадает в кратковременную и долговремен- ную память, другая часть – в те отделы мозга, которые отвечают за физическое состояние и деятельность и лишь малая доля этой информации осознается человеком. Почему лишь малая доля? Потому что поток этой информации в миллионы раз больше, чем тот, который может переработать сознание человека.
Сознание — совокупность переживаний, ощущений, эмоций, представлений и мыс- лей, которые выделяются из всего пережитого, и которое человек воспринимает как соб- ственное «Я».
Сознание как высшая форма психических процессов свойственна только человеку. Оно участвует в осмыслении индивидом своей жизни и окружающего мира.
Одним из элементов сознания является интеллект. Под интеллектом понимается спо- собность человека воспринимать, обрабатывать и применять информацию в процессе дея- тельности, находить выход из различных ситуаций и принимать верные решения на основе уже приобретенного личностного опыта.
Еще одна важная составляющая сознания, – это воля, т.е. способность человека к само- определению. Иными словами, можно сказать, что воля – это способность человека регули- ровать свою деятельность и поведение. Воля необходима человеку для достижения цели. Примером проявления сильной воли являются Паралимпийские чемпионы России, кото- рые, не смотря на травмы, нашли в себе силы продолжать заниматься спортом и достигли больших успехов – это Алексей Ашапатов (метание диска, толкание ядра), Рима Баталова (рекордсменка мира по беговым дисциплинам среди спортсменов-инвалидов по зрению), Ирек Зарипов (биатлон, лыжные гонки) и мн. др.
Уникальным примером проявления силы воли является человек по имени Ник Вуйчич. Я хочу познакомить вас с уникальнейшим человеком. Это Ник Вуйчич, биография которого насыщенна примерами самого настоящего проявления силы духа. Он является известным в мире проповедником, оратором, человеком, способным передать свои мысли тысячам людей. Его выступления всегда пользуются огромной популярностью, он заря- жает людей своей положительной энергией и позитивом. Но… Он отличается от обычных
ораторов – у него нет ни рук, ни ног с самого рождения!
Рис.9. Ник Вуйчич
Несмотря на это, он не сдался. Ник нашел свое место в мире. На сегодняшний день Ника знают миллионы людей по всему миру и питаются энергией его выступлений. Выступ- ления Ника всегда отличаются позитивностью, эмоциональностью, желанием помочь людям, которые его слушают.
Это человек, который будоражит мозг людей, которые считают, что у них «все плохо». Он помогает многим начать радоваться жизни. Ник Вуйчич – это человек, кото- рый каждую секунду своей жизни проявляет силу воли, радуется каждому мгновенью своей жизни. Он не винит никого в том, что он «такой», потому что уверен, что все в мире делается со своей целью.
М азитова М. С. Ник Вуйчич – биография человека, ставшего настоящим примером силы воли
Человек способен осознавать не только то, что его окружает, но и самого себя. Само- сознание – осознание человеком своих поступков, мыслей, эмоций, оценка своего положе- ния в обществе и себя как личности.
По мере того, как человек взрослеет и приобретает новый жизненный опыт в его сознании происходит глубокое переосмысление жизни. Такое переосмысление и обобщение практического знания человека о других людях является основой формирования отношений к себе как личности.
Сознательное в человеке граничит с бессознательным или подсознанием (рис. 10).
Бессознательное – это те состояния или действия, которые не осознаются человеком, но оказывают влияние на его поведение.
Рис.10. Сознательное и бессознательное.
Ежедневно бессознательные (неосознанные) действия проявляются непрерывно. Так, человек не осознает такие физические явления как дыхание, биение сердца, рефлексы, инстинкты, также за пределами нашей осознанности остаются действия, которые мы совер- шаем уже автоматически, не задумываясь над тем, как и почему мы это делаем, например, ходьба, чтение, вождение автомобиля, плавание и т. п. Сновидения, эмоции, интуиция и даже оговорка, «описка», забывание также являются проявлениями бессознательного.
4) Деятельность, структура деятельности
Д еятельность – это совокупность действий человека, направленных на достижение поставленных целей и преобразование окружающего мира.
Рис.11. Структура деятельности.
Структура деятельности предполагает наличие субъекта и объекта, а также цель, кото- рую человек преследует, совершая действие, и мотив. Получить необходимый результат, т.е. достигнуть поставленной цели, помогают различные методы и средства, и, конечно же, сами действия – процесс деятельности (рис. 11).
Следуя данной схеме можно рассмотреть абсолютно любую деятельность. Например, ученик готовит доклад к уроку химии: субъектом деятельности является ученик, объ- ектом – доклад. Мотивом деятельности будет выступать – получение хорошей отметки, одобрение учителя и родителей. Цель – написать доклад. Поход в библиотеку, чтение книг, подбор информации в Интернете – это методы и средства, которые школьник будет исполь- зовать для написания доклада. Средствами данной деятельности будут также листы бумаги, компьютер, на котором будет печататься текст, принтер и т. д. Само составление, оформле- ние, набор текста и распечатывание – это и есть процесс деятельности. Результат – готовый доклад.
В основе любой деятельности лежит мотив.
Мо тив (от лат. «movere» – «приводить в движение», «толкать») – материальный или нематериальный предмет, ради которого человек совершает те или иные действия.
Другими словами, это то, что подталкивает человека к деятельности. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность или какой-либо предмет, который нам хочется получить. Мотивами могут выступать потребности, социальные уста- новки, убеждения, интересы и желания, влечения и эмоции, идеал.
Вопросы ЕГЭ
2. Артем поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факуль- тет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участ- вует в различных выставках. Много внимания Артем уделяет изучению математики, увле- кается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Артемом цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт
2) занятия в художественной студии
3) изучение математики
4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ
6) выбор профессии
3. Артисты драматического театра играют новый спектакль по пьесе современного автора. Укажите субъекта этой деятельности.
1) театральное представление
2) театральная труппа
3) артисты
4) декорации
5) драматический театр
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий пред- ставленного ниже ряда.
1) объекты деятельности; 2) результаты деятельности; 3) мотивы деятельности; 4)
субъекты деятельности; 5) структура деятельности
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с
(А). Основ-
ное ее содержание – изменение и
(Б) мира в интересах людей. Деятельность харак-
теризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на материальной или духовной культуры.
(В) продукта
Деятельность всегда вязана с определенной
(Г), она и осуществляется ради ее
удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны
такие черты, как цель, средства, поступков».
(Д), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя
(Е), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или
1) окружающий мир
2) приспособление
3) преобразование
4) результат
5) производство
6) сознательность
7) потребление
8) потребность
5) Способности, задатки, талант, гениальность
Творческий человек проходит следующий путь формирования и развития своих спо- собностей:
ЗАДАТОК→ СПОСОБНОСТЬ→ ТАЛАНТ→ ГЕНИАЛЬНОСТЬ
Задатки – это заложенная генетически предрасположенность человека к какому-либо виду деятельности (например, музыкальный слух).
Задаток является первоосновой для развития способности, но для этого нужна не только генетика, но и благоприятные обстоятельства. Так, например, для того, чтобы стать хорошим пианистом не достаточно иметь длинные пальцы, кроме этого необходимо долгие годы заниматься музыкой и оттачивать навык игры. В противном случае это так и останется задатком.
Способности – это индивидуальные особенности, позволяющие человеку успешно заниматься какой-либо деятельностью.
Каждый человек является обладателем своего уникального набора способностей. Они формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека.
Т а лант – это выдающаяся способность или высшая степень способности.
Для проявления таланта необходимо сочетание нескольких способностей, которые позволяют человеку идеально и оригинально самому осуществлять какую-либо деятель- ность. У разных людей талант проявляется в разной мере.
О даренность – это способность данная человеку «от бога», т.е. человек не приклады- вал усилия для получения данной способности, а получил ее в дар от природы.
Одарённым людям присущи некоторые особенности личности: внимательность, собранность, трудолюбие, высокая продуктивность умственной деятельности, логическое мышление.
Г ениальность – это высшая степень таланта, способность создавать что-то принци- пиально новое, это исключительно высокие интеллектуальные способности.
Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число гениев за все время существования нашей цивилиза- ции едва ли превысит 400—500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменито- стей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США, если из числа этих знаменитостей вычесть тех, кто попал в историю из-за знатности или по другим случайным заслугам.
Ифроимсон В. П. Генетика гениальности
Признанных во всем мире гениев немного, их список пополняют такие выдающиеся люди России как ученый Д. И. Менделеев, ученый-естествоиспытатель М.В.Ломоносов, великий полководец А.В.Суворов, поэт А.С.Пушкин и мн. др.
6) Виды деятельности
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формиро- вание его как личности – это общение, игра, учение и труд.
Игра – это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потреб- ностей и целью которого является отдых, развлечение.
Учение – это деятельность человека направленная на получение, закрепление, совер- шенствование и углубление знаний, умений и навыков.
Т р у д – это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материаль- ные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определён- ный подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Деятельность также делится на материальную и духовную (рис. 12).
Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего- либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную. Материально-произ- водственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогаще- ние культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло. Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обще- стве. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, про- ведение реформ.
Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая дея- тельность. Познавательная деятельность связана с получением новых знаний о мире, собы- тиях и закономерностях. Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам – это ценностно-ориентировочная деятельность. Про- гностическая деятельность – это составление прогнозов или планов на будущее, предви- дение результатов своих действий или будущих событий.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произ- ведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Рис.12. Материальная и духовная деятельность.
Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искус- ство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство – это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.
Духовное производство – производство духовных ценностей, т.е. идей, представле- ний, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного про- дукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.
Вопросы ЕГЭ
6. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность
1) прогностическую
2) социально-преобразовательную
3) познавательную
4) ценностно-ориентировочную
5) социальную
7. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потреб- ности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью явля- ется изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
7) Общение как вид деятельности
Общение – процесс передачи информации от одного индивида к другому, обмен мыс- лями, чувствами и эмоциями.
Общение – это необходимое условие для формирования и развития общества и лич- ности.
Слово общение схоже по смыслу с понятием «коммуникация» – общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Функции общения:
1) коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуаль- ного, группового и общественного взаимодействия);
2) информационная (обмен информацией между людьми);
3) социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе).
Виды общения (рис.13).
Рис.13. Виды общения.
Вопрос ЕГЭ
8. Установите соответствие между особенностями и видами деятельности: к каж- дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
А) создание необходимых людям благ Б) наличие воображаемой обстановки В) обязательное использование языка
Г) необходимость специальной подготовки
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) игра
2) общение
3) труд
8) Творчество как вид деятельности
Т в орчество – это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание не существовавших ранее предметов, ценностей.
Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое тво- рение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изоб- ретений, в искусстве – новых произведений. В процессе творчества не только создаются
материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершен- ствование человека.
Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 292.