1) Понятие «истина», ее виды
2) Заблуждение и ложь
3) Критерии истины
1) Понятие «истина», ее виды
Еще в древние времена сложилось определение истинного знания – это сведения, кото- рые не противоречат действительности.
Истина – это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.
Истина – это соответствие знаний о предмете и явлении окружающего мира самому предмету или явлению.
Первый и основной признак истины – это ее объективность.
Объективная истина – это истина, которая соответствует объекту познания и не зави- сит от воли познающего.
Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире явля- ется сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.
Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, зако- нах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она – субъ- ективна.
С у б ъективная истина – это факты, которые не могут существовать без субъекта
(познающего).
Субъективность истины – это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения чело- века, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.
Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места. Различают абсолютную и относительную истину.
А бсолютная истина – это идеальное знание, т.е. наиболее полное, комплексное, исчер- пывающее знание о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности.
Абсолютность истины – это часть наших знаний, которая уже не может быть опроверг- нута развитием науки. Например, абсолютной истиной являются суждения: «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» и т. д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Относительная истина – это неполное знание, верное лишь в определенных условиях или в определенный период развития человеческого общества.
Например, если в древние время истинным знанием была версия о том, что Земля плоская и стоит на трех слонах, или то, что солнце вращается вокруг Земли, то с разви- тием науки и техники это знание было опровергнуто, и вполне возможно, что в будущем могут появиться еще какие-нибудь новые факты. Таким образом, старые истины либо заме- няются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опроверга- ются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя и т.п.).
Вопросы ЕГЭ
заны.
1. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они ука-
1) Относительной истиной называют знание, с которым не все согласны.
2) Относительной истиной называют неполное знание, верное лишь в определенный
период времени.
3) Относительной истиной называется знание, обязательно вызывающее дискуссии в научном мире.
4) Истина – результат познавательной деятельности ученого, художнику и поэту ее достичь невозможно.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчер- пывающее знание о предмете.
2. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины.
1) знание, выраженное в понятной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъ- ектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует незави- симо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
2) Заблуждение и ложь
Непосредственная цель познания – истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее разверты- вания и углубления – заблуждение. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.
Заблуждение – это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истинное.
Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особен- ностями восприятия человека – ведь мы видим землю до горизонта практически пря- мой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.
Необходимо отличать заблуждение от лжи.
Ло жь – это намеренное искажение фактов.
Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо. Еще древне- греческий философ Аристотель определил ложью те сведение, которые не соответствуют действительность.
Если суждение соединяет то, что разъединено в действительности, или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно.
Аристотель
Вопрос ЕГЭ
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
1) научные истины;
2) народная мудрость;
3) мифология;
4) гипотеза;
5) заблуждение;
6) эксперимент
3) Критерии истины
Критерий истины – это те методы и средства, с помощью которых исследователь про- веряет истинно или ложно то или иное знание.
Основными критериями истинности являются: чувственный опыт, практика, зна-
ния.
Под чувственным опытом понимаются знания, полученные в процессе эмпириче-
ского уровня познания, а именно посредством ощущений и восприятия. При этом мышление рассматривается как один из видов ощущений. На чувственном опыте основывается обы- денное познание. Например, как проверить тот факт, что утюг горячий? Поднести к нему ладонь и почувствовать либо тепло, либо холод.
Универсальным критерием истинности является практика. Эмпирическое познание – это практическая деятельность, теоретические методы также находят свое подтверждение на практике.
Практика – это осознанная целенаправленная деятельность человека, которая преоб- разует окружающий мир.
В тоже время существуют явления, объекты и процессы, истинность или ложность которых проверить практикой не представляется возможным. Например, происхождение планет, солнечной системы, процессы, происходящие на поверхности и в глубине Солнца, существование другой жизни в космосе и т. п. Критерием истинности данных явлений при- нято считать научные факты и знания. Истинными знаниями являются те, которые появи- лись в ходе теоретического осмысления и сопоставления фактов действительности. Эти зна- ния должны носить непротиворечивый характер и быть основанными на общеизвестных научных фактах.
Вопрос ЕГЭ
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот
или иной шихся
она является
(А) в целях его преобразования для удовлетворения исторически сложив- (Б). По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, (В) познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый факти-
ческий материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва – дерево, не даёт ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых,
практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она
(Г) познания. В-
третьих, практика служит
(Д), мерилом проверки истинности результатов познания.
Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать
на (Е) значение, на независимость от произвола и заблуждений».
Список терминов
1) способность
2) источник
3) объект
4) субъект
5) критерий
6) объективное
7) абсолютное
8) потребность
9) цель
Дата: 2019-05-28, просмотров: 322.