Формы применения компьютера в педагогическом процессе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Компьютерное программированное обучение – технология, которая обеспечивает реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

2. Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа обучаемого по изучению нового учебного материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности, ее время не регламентируется. Изучение материала может осуществляться при поддержке набора инструкций, что составляет суть программированного обучения.

3. Изучение на базе компьютера отличается от предыдущей технологии тем, что в данной технологии предполагается использование преимущественно программных средств (они заложены в компьютере), в то время как в названной выше технологии используются также традиционные учебники, аудио- видеозаписи и т.п.

4. Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы предоставления информации обучаемому (с участием педагога и без него); по существу, оно пересекается с вышеназванными технологиями.

5. Оценивание с помощью компьютера – может представлять собой самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку любая организация учебно-познавательной деятельности предполагает наличие специальной системы оценки качества знаний. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Есть возможность для проведения централизованного контроля, контроль становится более объективным. Сегодня применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

- создание тестов (любых, в том числе для централизованного тестирования);

- проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов);

- мониторинг качества знаний (на протяжении изучения темы, учебной дисциплины).

6. Компьютерные коммуникации – обеспечивают и процесс организации учебно-познавательной деятельности, и обратную связь педагога с учащимися. Являются неотъемлемой частью всех вышеперечисленных технологий. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду.

 

2. Мультимедиа —область компьютерной технологии, позволяющая объединить в одном техническом устройстве (компьютере) некоторые возможности других технических устройств (например, магнитофона, видеоплеера и т.д.), что позволяет работать с программами, оснащёнными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и массой других видео- и аудиоэффектов.

Мультимедиа обеспечивают переход от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» —на экране компьютера. Мгновенная готовность мультимедиатекста к трансформации буквально подталкивает читателя-зрителя к диалогу с ним, в результате чего обеспечивается восприятие информации сразу несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней. Это даёт большие возможности для развития особого, «визуального мышления» (Р. Арнхейм), играющего самостоятельную роль в развитии и жизнедеятельности человека.

Внедрение в технологии компьютерного обучения аудиовизуальных (мультимедийных) образов позволяет использовать все важнейшие способности восприятия человека, особенно для развития в детском возрасте.

Использование видеотехнологии в учебном процессе обеспечивает возможность: а) дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; б) повысить роль наглядности в учебном процессе; в)удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся; г) освободить учителя от части технической работы,связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.; д) наладить эффективную обратную связь; е) организовать полный и систематический контроль, объективный учёт успеваемости.

Виды мультимедийных продуктов: электронные учебники, репетиторы, справочники, контролирующие программы, хрестоматии, энциклопедии и т.д.

Мультимедийное сопровождение активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов» определено как сопровождение по организации познавательно-профессиональной; деятельности студентов с помощью многофункционального педагогического средства, интегрирующего в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, позволяющее задействовать» через компьютерные системы в режиме диалога, все способы представления учебной и профессиональной информации и обеспечивающего инициирование активности, усиление: самостоятельности и побуждение студентов к творческой деятельности.

Процесс создания мультимедийных средств обучения (МСО) должен обеспечивать производство МСО, отвечающих системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических  (здоровьесберегающих) требований.
МСО должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия.

1. Требование научности обучения с использованием МСО означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого МСО с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью МСО должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.
2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством МСО, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.
3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью МСО может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.
4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в случае МСО реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности, позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.
5. Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами МСО самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучающегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе МСО должен лежать деятельностный подход. Поэтому в МСО должна прослеживаться четкая модель деятельности учащегося. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения МСО должно генерировать разнообразные учебные ситуации, формулировать разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.
6. Требование систематичности и последовательности обучения при использовании МСО означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни.

7. Требование прочности усвоения знаний при использовании МСО: для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.
8. Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в МСО.

Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к МСО, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к МСО предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании МСО.
1. Требование адаптивности подразумевает приспособляемость МСО к индивидуальным возможностям обучаемого. Оно означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний и психологических особенностей учащихся.

2. Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие учащегося с МСО. Средства МСО должны обеспечивать интерактивный диалог и суггестивную обратную связь (от английского слова suggest - предлагать, советовать).

3. Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой МСО. Требование предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (технические возможности средств отображения информации - компьютеров, мультимедиа проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в МСО.
4. Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с МСО предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).
5. Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в МСО.
6. Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения в МСО означает, что МСО должен предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и коммуникационной техникой.

3. Компьютерные сети.

Интернет, Сеть, Веб-система, «паутина» — равнозначные термины англ. WWW — World Wide Web — Всемирная информационная система. Это система, состоящая из множества компьютерных устройств, соединённых друг с другом различными видами связи.

Впервые попытки связать несколько компьютеров между собой в сеть были предприняты в США Министерством обороны в 60-х годах XX в. К концу 70-х годов мир оказался связан в одно целое паутиной компьютерных сетей. В 80-х годах сеть сетей стала известна как Internet и развилась до невероятных размеров. На сегодняшний день Интернет объединяет около 40 000 разных сетей. Достаточно стать пользователем любой из них, чтобы получить доступ в Интернет.

Часть помещённой в Интернет информации создаётся целенаправленно различными научными и образовательными сообществами. Обзор образовательных ресурсов можно найти по адресу: http://www.edu.ru.

Интернет предоставляет учащимся возможность свободного перемещения по информационному пространству и определённую вариативность выбора действий по поиску, обработке и представлению материалов. Это становится положительной мотивацией к интерактивному взаимодействию с информацией.

Другое важное свойство Сети — автономность любого, даже самого незначительного её узла. Сеть можно рассматривать как гигантский «самиздат», практически не поддающийся цензуре, регламентации и любым другим формам контроля.

Существенно, что в рамках Сети осуществима интерактивность не только преподавателя с каждым учеником, но также и между соучениками, вплоть до проведения аудио- или видеоконференций. Под интерактивностью в данном случае понимается возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, по своему усмотрению осуществлять её отбор, менять темп подачи и др.

Основные тенденции приложения Сети к нуждам образования и использования Интернета:

1) использование информационного содержания Сети:

• общекультурное развитие;

• поиск и получение учебной информации от удалённых источников;

• выбор дальнейшего образования, профориентация;

• повышение своей «информационной грамотности», понимание того, как ориентироваться и наиболее полно использовать возможности мира компьютерных сетей, с которым им предстоит столкнуться после школы;

2) применение сетевых технологий:

• учебно-образовательные проекты, использование потенциала распределённых информационных ресурсов для организации исследовательской деятельности учащихся (обучение и контроль с использованием РИОР);

• поиск нужных компьютерных материалов и программ;

• получение языковой практики в общении на он-лайновых электронных конференциях со сверстниками, для которых изучаемый язык — родной;

• получение дополнительных разъяснений от он-лайновых обучающих программ или включение в заочные учебные курсы, проводимые национальными или даже зарубежными учебными заведениями;

3) участие в жизни Сети как элемент образовательного процесса:

создание собственного распределённого информационного ресурса в виде тематического каталога предметной области либо персонального Веб-сайта;

• обучение и помощь в создании учащимися своих собственных РИОР;

• создание РИОР образовательного назначения по определённой теме, удовлетворяющего требованиям к учебному продукту;

• самостоятельное представление информации; публикации учебно-методических материалов в гипермедийном варианте;

• дивергенционное общение;

• совместные научные исследования с другими партнёрами (классами, школами и т.д.) на базе распределённых информационных ресурсов предметных областей, участие или инициация проектов, основанных на сотрудничестве многих десятков и тысяч сверстников по всему миру;

• включение в глобальный диалог со школьниками и преподавателями всего мира с помощью электронной почты;

• общение со сверстниками в любых точках земного шара.

Условия эффективности использования Интернет-технологий в школе:

—доступ в Интернет должен обеспечиваться по потребности (разумной, обоснованной, но всё же по потребности)

—любой учитель должен иметь реальную возможность использовать ресурсы Интернета для решения учебно-методических, воспитательных проблем, для получения консультаций, в том числе в режиме on-line, для общения с коллегами;

—учащиеся школы должны получить реальную и постоянную возможность (под руководством и при непосредственном участии педагога) использовать Интернет-технологии для поиска информации, для участия в реализации Интернет-проектов, для общения со сверстниками, особенно — с зарубежными;

—для этого требуется постоянный источник оплаты услуг провайдера, современное оборудование компьютерного класса и создание медиацентра для использования администрацией и учителями школы (независимо от дисплейного класса);

—в перспективе — создание внутришкольной локальной сети с возможностью выхода в Интернет с рабочего места каждого учителя, обеспечение учителю возможности постоянной работы с домашним компьютером, имеющим выход в Сеть.

 












Дата: 2019-04-23, просмотров: 374.