= ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (КТВ)
Главная цель: воспитание человека — творца, гуманиста, борца.
Воспитательный процесс как развитие общественно значимых и преодоление
отрицательных личностных отношений в совместной деятельности старших и младших по
улучшению окружающей жизни под целенаправленным руководством старших.
Коллективно-деятельностный подход к воспитанию:
—коллективное целеполагание;
—коллективная организация деятельности;
—коллективное творчество;
—создание ситуаций-образцов;
—эмоциональное насыщение жизни;
—общественная направленность деятельности;
—организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
—ставка на первичный микроколлектив.
♦ Комплексный подход к воспитанию (слияние всех сторон воспитания).
♦ Охват всей жизнедеятельности детей.
♦ Закон движения коллектива: движение к новым целям, развитие.
♦ Личностный подход, одобрение социального роста детей.
Личность представляет единство трёх сторон: познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой и
действенно-практической.
Личность есть система отношений к Родине, к обществу, к окружающим людям, к труду, к самому себе.
Гуманистический подход к личности — в ярком звучании общечеловеческой добродетели — заботе о близких и далёких людях.
Демократизация отношений — отрицание авторитаризма, отсутствие принуждения, свобода выбора.
Индивидуальный подход — предоставление ребёнку возможности индивидуального самовыражения.
Удовлетворение потребностей личности в самовыражении, самоуважении.
Применение диагностики, самоанализа, рефлексии — переход и опора на сознательную составляющую Я - концепции личности.
Ведущая деятельность — игра, синтезированная с трудом и учёбой, имеющая общественно полезную направленность, «не в кошки-мышки, а игра в жизнь внутри школы».
Деятельность ученика преобразующая, переделывающая, созидающая и улучшающая окружающий мир.
Характер деятельности детей:
—коллективный;
—самостоятельный (при сотрудничестве со взрослыми);
—творческий (сделать иначе, лучше).
Пять уровней «заботы»: 1 — добрые дела для себя и своих близких; 2 — для класса и школы; 3 — для двора,
улицы, микрорайона, города; 4 — для общества, всей страны; 5 — для всего человечества.
Коллективное творческое дело — КТД — коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели
• Предварительная работа коллектива
Коллективное планирование (сбор-старт)
Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия.
Непосредственное проведение КТД
Коллективное подведение итогов и Ближайшее последействие КТД
Тема 9 Тема: Альтернативные технологии
В зарубежной школе
План
1. Технология свободного труда Селестена Френе
2. Технология французских педагогических мастерских
Литература
1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. – 3-е изд. / Н. И. Запрудский. – Минск, 2006. – С. 184 – 227.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
3. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.-Воронеж., 1998.
4. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.-Воронеж., 2001.
5. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. – М: НИИ школьных технологий, 2005. С. 62 – 71; 191 – 195. Школа сотрудничества. М, 2000.
6. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М, 1990.
7. Французскiя майстэрнi Нiны Дзмiтрыеўны // Настаўнiцкая газета ад 6 сакавiка 2001 г.
8. Метад. дадатак да Настаўнiцкай газеты 5 лiст.2002г.
Красная роза, или Пусть живет любовь.
1. Селестен Френе (1896-1966) – виднейший французcкий педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ванс. Включившись в начале ХХв. в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, в которой и реализовал свою альтернативную технологию.
Почему технология имеет такое название – свободного труда?
1. Во-первых, новые идеи, возникшие в то время (нач. 20 в.) в обществе, связаны со словом «свобода». Свобода в живописи, в литературе, в педагогике, в любви. В любви – в самом целомудренном, почти христианском значении: любовь вместо всего остального. Вместо понукания, жестокости, неравенства. Создается новая модель общества, пронизанного любовью. В нем – все с нуля. В том числе и школа для семилеток. Она тоже называется свободной. «После страшного опыта фашизма, – писал Френе, – система подавления не должна иметь защитников со стороны».
2. Во-вторых, философия Френе связана с революционными идеями, по которым именно рабочий класс становился гегемоном движения. Труд воспевался. Для его воспевания требовался свободный печатный орган. Для печатного органа необходим был печатный станок. Френе создал в школе типографию. На типографском станке ученики сами печатали написанные ими свободные тексты. Из текстов составлялся школьный журнал на самые различные темы.
Но и сегодня в школе Френе дети трудятся в мастерских, пишут о своем труде свободные тексты и публикуют их в школьной типографии!
Цель, провозглашаемая в школе Френе – всестороннее воспитание личности.
Рассмотрим, какие положения положены в основу школы Френе.
1. Обучение – процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием. Учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.
2. Необходимо проявить мудрость и поощрить в ребенке одиночку (позволить выразить индивидуальность). Поощрение в ребенке одиночки (с его собственными желаниями). Ключом к одиночке становятся мастерские.
3. Общественно полезный труд на всех этапах обучения.
4. Развитие школьного самоуправления.
5. Целенаправленное побуждение эмоциональной и интеллектуальной активности учеников.
6. Центральный тезис концепции свободной школы: для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики недостаточно изменить организационные формы учебного процесса. Необходимо создать новые материальные средства обучения и воспитания.
Такими средствами являются: 1) типография;
2) свободные тексты;
3) карточки вместо учебников.
Рассмотрим, как реализуются эти идеи. Но прежде вспомним признаки, характеризующие классно-урочную систему обучения, чтобы в дальнейшем определить специфику рассматриваемой технологии.
В школе Френе:
1) нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение.
Педагоги школы Френе считают, что наиболее эффективный путь усвоения знаний – не наблюдение и не демонстрация, а экспериментальное нащупывание, составляющие естественный и универсальный метод познания: «только за наковальней становятся кузнецом». Френе считал, что мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности. Правила и законы являются плодом опытов, иначе они бессодержательны и бесполезны.
Вот почему в школе Френе при каждой возможности обращаются к практике. В каменоломне изучают горные породы, на берегу реки или пруда наблюдают за подводной флорой и фауной. Везде, где идет настоящая работа, – в полях, на заводе, в кузнице или мастерской – учителя стремятся проводить учебные занятия.
«Мы действуем как пчела, использующая каждый погожий день для сбора цветочного нектара, из которого она вырабатывает мед. Так и мы отправляемся на сбор сведений об окружающей действительности, чтобы потом в классе переработать их в мед знаний, обогащающий человека», - писал Френе.
2) нет уроков от звонка до звонка;
3) нет учебных программ, но есть индивидуальные и групповые планы;
4) нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы – дома, на улице, в школе;
5) нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;
6) нет правил, но дети сами следуют принятым ими нормам общежития;
7) нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.
Как же проходят занятия? Технология их проведения такова:
1. Учитель работает с разновозрастной группой детей (7-14 лет). Занятия начинаются с обсуждения текста. В этот момент класс не делится на группы, т. е. это обсуждение нужно и старшим, и младшим детям.
2. Выявляются вопросы, интересные для детей.
3. Распределяются задания по возможностям каждого.
4. Старшие, разделившись на группы, приступают к самостоятельной работе. Учитель работает с младшими сперва коллективно, потом каждый получает индивидуальное задание.
Остановимся подробнее на некоторых особенностях методики.
1. Метод проектов. Группа коллективно разрабатывает проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть любые, даже фантастические планы). В процессе проектной работы каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя. Видим, что ученики много работают самостоятельно.
2. Самоуправление. В школе создается кооператив. Во главе его стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Подведение итогов работы по самообразованию проводится регулярно, –
у младших – ежедневно,
у старших – реже, по мере надобности.
3. Планирование. В школе нет учебников. Они заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Карточки для младших и старших школьников отличаются по содержанию и структуре - полнее и сложнее для старших. Так, для младших задание состоит в изучении информации и ответах на вопросы. Для старшеклассников карточки – как учебное пособие: получил новые сведения – занеси их в карточку. Каждый ученик с помощью учителя составляет индивидуальный план на неделю, в котором отражаются все виды его работы.
4. Работа с информацией. В школе Френе считают, что знания важно иметь, но еще важнее… знать, где и как их добыть. Информация есть в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах. Каждый должен научиться самостоятельно добывать знания. Дети пишут свободные тексты – сочинения, сами делают типографский набор, издают книги. Написанные тексты печатаются в школьной типографии. Письменная речь и навыки чтения формируются на основе свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, все переписывают этот текст. При этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку.
5. Система мастерских.
Ключом к одиночке, как утверждает Френе, становятся мастерские.
Система мастерских изменялась на протяжении многих лет, подстраиваясь под каждое новое поколение школьников. Тем не менее сохранены в классическом виде мастерские:
1) столярного дела;
2) домоводства и кулинарии;
3) танца и музыки;
4) механики и печатного дела;
5) обязательно – типография.
В них трудятся школьники, пишут о своем труде в свободных текстах, которые публикуют в свободных журналах в типографии – только сейчас используется компьютерная верстка.
Но появились и новые мастерские. Мастерская «Новая жизнь» – примета времени. Нашего времени, про которое не всегда удается сказать доброе слово. К примеру, 30% из балующихся наркотиками – подростки до 14 лет. Младший школьник уже знает, что такое ЛСД, кокаин.
С самого утра в «Новой жизни» 20 головок корпят над записью в тетрадях. «Героин – самый сильный наркотик, – пишет Элиза. – Я видела по телевизору, как показывали студента, которому специально не давали наркотик. Мне показалось, что у него руки и ноги, как на веревочках. Они все время дергаются». «Мы все время говорим о свободе, – рассуждает Поль, – а раз так, то разве можно какому-то … героину свободу отнимать?»
Развести руками? Оставить без комментариев? Выбор за нами, взрослыми.
Свои рекомендации Френе адресовал сельской малокомплектной начальной школе. Однако идеи, пафос борьбы с рутиной и косностью традиционной системы обучения делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений. В настоящее время во Франции существуют тысячи школ. В России создана Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи.
2. Эта технология разработана французскими педагогами, представителями «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже.
Основная идея французских педагогов близка по духу мысли Я. А. Коменского о том, что распространение пансофии («всемудрие») поможет усовершенствовать человечество и прекратить распри и войны на земле. Представители ФГНО считают, что усовершенствовать общество можно только коренным образом изменив образование.
Технология заинтересовала российских ученых. В начале 90-х г. 20 в. группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета предпринимает попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. К настоящему времени технология хорошо разработана, описана в методической литературе, делаются успешные шаги по ее внедрению в школах Беларуси. Преподаватели различных школьных дисциплин все чаще стали прибегать к разработке уроков в форме педагогической мастерской. С чем это связано? Чем данная технология привлекает педагогов?
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.