Тема 10. Коррекционно-педагогическая деятельность и ее технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Понятие и принципы коррекционно-педагогической деятельности.

2. Коррекционно-педагогическая деятельность в образовательном процессе.

3. Технологии профессионально-педагогической подготовки педагога к коррекционно-педагогической деятельности

Литература

1.  Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика / Т.В. Варенова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 111 с.

2. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Методические рекомендации / Г.Н. Голоухова, Поморский университет. Архангельск, 2010.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие / Г.Ф. Кумарина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

4. Никуленко Т.Г.. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов - М.: Феникс. — 382 с., 2006.

5. Проблемы школьной неуспеваемости /авт.-сост. Е.Н. Артеменок [и др.]. - Минск: Красико‑Принг, 2008. - 176 с.

6. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / под ред. Л. И. Романова. – М., 1993.

7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий; в. 2 т. / Г.К. Селевко. Т.2. – М.; НИИ школьных технологий, 2006.

 

1.  В педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие "коррекция" также трактуется как система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий.

Представители специальной (коррекционной) педагогики приходят к выводу, что не существует отдельной программы коррекционной работы, что она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета, т.е. следует говорить о коррекционной направленности образовательного процесса. В то же время при характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков развития или поведения речь может идти о специальных педагогических приемах, перестройке отдельных функций организма, формировании определенных личностных качеств.

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагноcтико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельность и др. Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.

Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С.А.Бадмаев, Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А. Г. Лидерc, А.С.Спиваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.

Педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой логике и последовательности:

  • анализ ситуации и постановка педагогической задачи;
  • проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий;
  • осуществление плана решения задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса;
  • анализ результатов решения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 338.