Главное в мастерских не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы (научить учиться)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная целевая ориентация: предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.

В процессе работы в мастерской могут быть реализованы различные цели. Например,

обучающие цели:    обучение умениям ставить проблемы;

                       обучение умениям творчески искать ответ;

развивающие: развитие креативных умений;

воспитывающие:     воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Исходные научные идеи

1. Культурные формы (информация, знания, способы деятельности) должны лишь предлагаться ученику, но не навязываться.

2. Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

3. Предоставление возможности каждому продвигаться к истине своим путем.

4. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

5. Ученик имеет право на ошибку, ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

6. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

7. Миссия учителя-мастера заключается в том, чтобы разблокировать способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала.

8. Убеждение: все способны строить свое знание самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован и опирается на ряд принципов.

Принципы построения мастерских

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу учеников, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.

Мастерская получила свое название, потому что ученики сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских они обучаются также осознавать свои различные психические состояния и учатся ими управлять.

Мастерить – создавать самим, конструировать знания, размышляя.

 

Какими же принципами руководствуется Мастер при построении педагогических мастерских?

1. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).

3. Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится отвечать на вопросы.

5. Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней ребят.

6. Исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и её изменения, самокоррекции.

Мастерская может быть создана по любому предмету, в любом классе. Но следует помнить о том, что она станет полезной для ребят, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения. Поэтому необходимы так называемые общеобразовательные мастерские, которые и формируют общеинтеллектуальные умения.

Это отдельные мастерские, на которых школьники учатся:

а) работать на первом этапе, этапе восприятия;

б) работать с гипотезой;

в) понимать текст;

г) выполнять критический анализ текста, рассуждений,

доказательств;

д) ставить опыт, отбирать для него материал, формулировать задачу, делать наблюдения;

е) выполнять сравнение, обобщение;

ж) ставить вопросы.

Этапы работы мастерской

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера. Мастер инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные методические приемы – элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия. Они же являются этапами работы мастерской.

1. Мастерская начинается с индукции – создания эмоционального настроения, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктором может служить слово, образ, фраза, картина, мелодия, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Так, на уроке русской литературы в 7-м классе гимназии №171 г.Минска (учительница Нина Недведь) по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» индуктором послужили семейные фотографии взрослых и детей, принесенных учениками. Они стали толчком к размышлению о том, чем взрослые отличаются от детей.

2. Следующий этап мастерской – самоконструкция, предполагающая индивидуальную работу каждого участника мастерской. Индивидуально создаются гипотезы, решения, тексты, рисунки, проекты. Часто на уроках литературы ученики составляют ассоциативные ряды к слову. (напримеи, к слову «мама» восьмиклассники подобрали слова: красота, женщина, светло в окне, песня, душа, любовь…)

3. Следующий этап мастерской – социоконструкция. Это групповая работа по обобщению индивидуальных взглядов на проблему. Ученики свободны в выборе метода, темпа поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и внесение корректив.

Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. В мастерских, разработанных Ниной Недведь, группы создавали проекты таких понятий, как

– любовь и зло (по сказке Островского «Снегурочка»,

– свобода и плен (по поэме Лермонтова «Мцыри»),

– баобабы и цветы (по сказке «Маленький принц»), где баобабы – человеческие пороки, а цветы – достоинства.

Проекты могут иметь различное воплощение: рисунки, музыкальные пьесы, инсценирование и т. д. Участие в создании проекта всех членов группы – обязательное.

4. Социализация. Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Это – представление результатов работы группы.

Желательно, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо.

5. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому. Это внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.

Учащимся может быть предложено поработать в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия (ставятся вопросы, ученики ищут ответы в текстах).

(Мастерская по сказке «Маленький принц» Нины Недведь: на этапе разрыва были зачитаны самохарактеристики семиклассников «Я в черном свете», «Я в розовом свете», где они описали свои недостатки и достоинства, это значит «пропололи баобабы», как Маленький принц на своей планете).

6. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции Мастерской, для дальнейшей работы.

Ученики пробуют определить свое состояние на уроке:

Я доволен собой, потому что…

Меня удивило…

На уроке мне было…(хорошо, интересно) и т. п.

Как видим, план мастерской детализован. Учителю необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» – информации, которая будет предложена ученикам в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объем информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской остаться в тени. Этапы в течении урока могут повторяться.

Ограничения, трудности при использовании технологии.

1. Увлечение учителями либо индивидуальной работой школьника, либо групповой работой учащихся.

2. Недостаточный уровень сформированности у школьников общеинтеллектуальных умений.

3. Большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки карточек, схем, таблиц, справочного материала для учащихся.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.