Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ведущим в системе специальной коррекционно-педагогической деятельности должен стать принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетеро-хронности, развития личности подростка свидельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.

3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психологический возраст ввел Л.С.Выготский, который видел в этом "новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период". Д.Б.Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.

4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения. При планировании и организации коррекционно-педагогической работы следует выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые подросток в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.

5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направления личности, резкому изменению поведения подростка. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка - результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы; т.е. сложности в поведении ребенка - следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с подростком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным (Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова).

Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения подростков

2. Социальная среда сказывается на всех уровнях педагогического процесса, она определяет социальные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащегося; его социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта; усвоение им социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Определив рамки коррекционно-педагогической деятельности и его ведущие компоненты, обозначим ведущие направления этого процесса:

  • корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. "терапия средой";
  • организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
  • специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
  • психогигиена семейного воспитания.

Эти направления могут быть представлены в виде тактических шагов:

  • совершенствование достижений сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие основных мыслительных процессов;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, овладение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В коррекционно-педагогической работе с несовершеннолетними (подростками) с отклоняющимся поведением основные направления коррекционной деятельности следующие:

  • нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
  • компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);
  • восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
  • постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
  • интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
  • усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
  • накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;
  • исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде деятельности, существуют определенный инструментарий, методы, приемы и средства достижения поставленной цели, реализации конкретных задач, осуществления соответствующих мероприятий по различным аспектам и направлениям деятельности.

В основе специальных методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности лежат общепедагогические подходы, подтверждением чему может быть совокупность методов и приемов коррекционной работы с аномальными детьми, нацеленные на развитие сохранных или восстановление нарушенных функций организма, знаний или умений ребенка. Это методы упражнения, методы убеждения, методы примера, методы стимулирования поведения и деятельности детей с отклонениями в развитии и поведении.

В коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно-профилактическую направленность, цель которой – разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков, выделяются группа методов переубеждения, принуждения, приучения, поощрения или методы переучивания, переубеждения, "реконструкции" характера, метод "взрыва", методы переключения, поощрения и наказания.

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия, метод "сократического диалога", методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию; методики групповой психокоррекции, разыгрывания ролевых ситуаций; методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конфликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии; метод поведенческого тренинга и т.д.

Все эти методы и методики психокоррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

Поскольку отклонение в развитии и поведении чаще всего существует как сложная интегрированная проблема, то и его коррекция осуществляется комплексно, т.е. на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения, природы и этиологии отклонения в развитии и поведении; в программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по его профилактике, а также действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. Коррекционно-педагогическая деятельность должна быть направлена не только на ликвидацию пробелов в познавательной деятельности, но и на формирование мировоззрения, социально значимых знаний, умений и навыков; вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть практически ориентирована и нацелена на высокий уровень результативности; она должна быть пронизана идеей сотрудничества и взаимодействия между объектом и субъектами коррекционно-педагогического процесса, между ученическим и педагогическим коллективами; коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает координацию усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, формирования у них социально значимых качеств личности.

3. Коррекционно-педагогическая деятельность является сложной социально-педагогической системой, выполняющей ряд жизненно важных функций в процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков: восстановительная функция, направленная на реабилитацию тех положительных качеств личности, которыми обладал ребенок, но утратил их в процессе девиации поведения и отклонений в развитии; компенсаторная функция, предусматривающая формирование у подростков готовности восполнить тот или иной недостаток или пробел усилением активности в определенной сфере деятельности, где он быстрее добивается успеха; стимулирующая функция, обеспечивающая усиление эмоционально-волевого, мобилизующего воздействия на подростков; исправительная (собственно коррек-ционная) функция, связанная с исправлением негативных качеств и черт личности подростков и предполагающая применение комплекса специальных методов и приемов воздействия на его личность.

Коррекционно-педагогическая деятельность с подростками является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, выступает как его подсистема (субсистема). В связи с этим кор-рекционно-педагогическую деятельность правомерно рассматривать как планируемый и особым образом организуемый процесс, реализуемый с подростками с незначительными отклонениями в развитии и поведении, направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения подростков, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум.

Современная социально-педагогическая ситуация объективно требует учителя, который вооружен системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития, в том числе и об особенностях детей с отклонениями в развитии и поведении; профессионально владеет умением оказать социальную помощь и поддержку учащимся, организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, осуществлять проектирование, реализацию, оценивание и коррекцию собственной деятельности.

К настоящему времени выполнен ряд исследований, посвященных подготовке учителя к работе с трудновоспитуемыми и педагогически запущенными подростками (В.Н. Барсуков, В.Н. Ирхин, В.А. Попов, Н.В. Прозорова, В.В. Трифонов, Г.М. Хмурич и др.). Главное внимание в этих работах уделяется психолого-педагогической подготовке учителей, формированию у них общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков профилактической работы с несовершеннолетними, становлению профессионально значимых качеств личности будущего педагога.

Несмотря на определенный прогресс, достигнутый за последние годы, будущий учитель по-прежнему остается объектом образовательного процесса, не получает достаточной специальной подготовки, в результате чего оказывается неспособным к выполнению функций коррекционно-педагогической деятельности.

Сегодня становится все более очевидным, что в этой области профессионально-педагогической деятельности существует ряд противоречий:

- между потребностью общества в формировании разносторонне развитой, духовно богатой, законопослушной, нравственно воспитанной личности и объективно существующими негативными социально-педагогическими условиями, затрудняющими осуществление данного процесса;

- между наличием феномена "отклоняющееся поведение" подростков как неустойчивой, нелинейно развивающейся системы и необходимостью проведения целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению девиаций в поведении несовершеннолетних;

- между существующей школьной дезадаптацией, усиливающейся десо-циализацией личности подростков, не снижающимся уровнем девиаций в поведении несовершеннолетних и отсутствием целостной системы подготовки учителя к профилактической и коррекционно-педагогической деятельности с данной категорией детей;

- между постоянно меняющимися требованиями практики к уровню профессионально-педагогической и специальной (коррекционной) подготовки учителя и его готовностью быстро и результативно адаптироваться к условиям жизни, выполнять коррекционно-педагогическую деятельность в сложных жизненных ситуациях;

- между научно-теоретическими знаниями, опытом коррекционно-реаби-литационной работы с подростками с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, накопленными в отраслях специальной педагогики и отсутствием разработанных концептуальных основ подготовки к коррекционно-педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.