Тема 11. Педагогические возможности информационных технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Формы применения компьютера в образовательном процессе.

2. Технология разработки мультимедийного сопровождения образовательного процесса.

3. Дидактические возможности сети Интернет.

Литература

1.Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М., 2000.

2.Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. – М: Школа-Пресс, 1994.

3.Селевко, А.Г. Современные информационно-технические средства в школе / А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, 2002.

4.Пунчик, В.Н. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / В.Н. Пунчик, А.Р. Борисевич. – Минск, Красико-Принт, 2009.

 

1. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.

Информатизация образования — один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача — эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:

—возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности — мотивы — цели — условия — средства — действия — операции);

—индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемое и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;

—коренное изменение организации процесса познания путём её смещения в сторону системного мышления;

—возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию обучения и самообучения;

—создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике целого ряда новых понятий.

Информация: information — одно из наиболее актуальных, фундаментальных и дискуссионных понятий в современной науке и практике.

Информация — это то, что сокращает степень неопределённости у ее адресата о каком-либо объекте (К. Шеннон).

Информатика: 1) комплексное научное междисциплинарное направление, изучающее модели, методы и средства сбора, хранения, обработки и передачи информации; 2) наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем; 3) область практической (прикладной) деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Информационно-коммуникационная среда — это совокупность условий, обеспечивающих деятельность пользователя с информационным ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания (в том числе и с распределённым информационным ресурсом глобальной сети Интернет), а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Информатизация любой сферы общественного производства — условие его дальнейшего социально-экономического, научного и культурного прогресса. Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественного производства, ибо здесь закладываются основы овладения информационными технологиями, информационная культура всего общества.

Информационные технологии (ИТ) представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Компьютерные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер.

1946 год — начало эры ЭВМ, развивается формализованная обработка данных. Вторая информационная революция связана с появлением в 1976 г. первого персонального компьютера. Появление глобальных сетей и Интернет ознаменовало третью информационную революцию. Возникла новая экономическая категория — национальные информационные ресурсы.

Применение средств информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) в предметном обучении:

 Использование компьютера как средства обучения различных категорий детей.

 Использование компьютера как средства обучения на всех учебных предметах.

 Решение реальных прикладных задач.

 Применение средств ИКТ в предметном обучении (обучающие программы, мультимедиаматериалы, пользовательские программы, самостоятельная работа, тренинги, контролирующие программы).

Управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из:

—общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание,

планирование (тематическое и более протяжённое) педагогического процесса. Здесь учитель подбирает и/или

выстраивает дидактические модули и блоки с учётом методических, логических, психологических и других

соображений;

—тактического тематического планирования;

—планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.);

—управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции

традиционных и компьютерных средств;

—личностного взаимодействия с учащимися (общение, консультации, воспитательные воздействия).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.