Тема 5. Гуманистические воспитательные системы и технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Воспитательная система учреждения образования: сущность и структура

2. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности.

3. Технология воспитания, ее особенности.

Литература

1. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб-метод. пособие / Л.В Пенкрат, А.Р. Борисевич, Л.М. Волкова и др.; под ред. Л. В Пенкрат.- Минск: БГПУ, 2009.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 14-25.

3. Педагогические технологии / под ред. Кукушина. Р-н-Дону. 2002, С. 27-31.

4. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М., 1989. – 122 с.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М: Народное образование, 1998. – 256 с.

6. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб.-метод. пособие / Л.В. Пенкрат [и др.]; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.

7. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики / С.Д. Поляков. – М., 1990.

8. Цырлина, Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок ХХ века / Т.В. Цырлина – М., 1997.

9. Рожков, М.И., Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М., 2000.

1. Воспитательная система учреждения образования: сущность и структура

Воспитательная система школы — это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упо­рядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопро­никновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенство­вание и изменение характера сложных связей между компонентами системы (И. А. Карпюк).

Целостный социальный организм, функционирующий при условии взаи­модействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содер­жание и способы деятельности, отно­шения), обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологиче­ский климат (Л. И. Новикова).

 Воспитательная система школы может быть авторитарной или гуманистической. Ведущая педагогическая идея гуманистической воспитательной системы — ориентация на личность человека, на развитие его способностей, на создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки. В теории воспитательных систем (системного построения процесса воспитания) выделены признаки гуманистических воспитательных систем, а также решен вопрос о структуре воспитательной системы школы (образовательного учреждения).

 Признаки гуманистических воспитательных систем.

Наличие разделяемого и принимае­мого как взрослыми, так и детьми це­лостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоя­щем и будущем, ее месте в окружаю­щем мире, ее специфических особен­ностях.

Реализация защитной функции шко­лы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизне­деятельность которой строится на осно­ве гуманистических ценностей.

Формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, по­зитивные ценности, мажорный тон, динамизм че­редования различных жизненных фаз (событий­ность и повседневность, праздники и будни).

Событийный характер в органи­зации жизнедеятельности детей, взрослых; интеграция воспитатель­ных воздействий через включение их в коллективные творческие дела. Педагогически целесообразная организация вну­тренней среды учебного заведения (предметно-эстетической, пространственной, духовной); использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектур­ной) среды и участие в ее педагогизации.

 Структура воспитательной системы школы. 1. Теоретическая кон­цепция (совокупность педагогических идей), для реализации которой создается воспитательная система; 2 Субъекты деятель­ности как ее участники и организаторы; 3. Развитые формы обще­ния и гуманистические отношения; 4. Управление системой, обеспечивающее интегра­цию всех компонентов в це­лостную систему, а также eе развитие; 5. Содержание системы (научные знания, информа­ция, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая, творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д.; 6. Внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами. В основе создания любой воспитательной системы лежит теоретическая концепция, включающая цели, задачи, принципы, ведущие идеи, теории, положительный педагогический опыт. Теоретическая концепция реализуется через содержание, организацию, управление воспитательной системой, а также через общение и отношения между субъектами воспитательной системы.

Воспитательная система проявляет свою целостность во взаимоотношении с социумом, то есть с микро- и макросредой. Содержание системообразующей деятельности в каждой школе различно. Это может быть, например, разнообразная познавательная, исследовательская деятельность в разных сферах науки и культуры, краеведение, техническое или художественное творчество, спортивная деятельность и т. п. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса учителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства, спонсорами и др. Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для ее успешного создания и управления необходимо знать механизмы ее развития. Создание системы связано, с одной стороны, со стремлением участников и организаторов к упорядоченности компонентов, к целостности и интеграции, а с другой стороны с тенденцией к росту независимости различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними, то есть к дезинтеграции. Например, интеграция может проявляться в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, в стандартизации ситуаций, в развитии духовно-нравственных ценностей, в создании и преобразовании материальных элементов системы и т. п. Дезинтеграция может выражаться в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям, в разрушении материальных элементов системы и т. п. Разрешение противоречий между процессами интеграции и дезинтеграции является движущей силой развития воспитательной системы.

2. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности. На основе анализа процесса развития конкретных воспитательных систем выделили четыре этапа, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития. Согласно концепции А. М. Сидоркина, в результате кризиса воспитательной системы могут произойти: смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системы и приводящая к новому этапу ее развития; возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы; исчезновение системы, связанное с разрушением всех основных связей и форм при отсутствии нового витка развития. Таким образом, в развитии воспитательной системы выделяются этапы становления, стабильного развития, кризисного периода, возможного обновления системы или ее «умирания».

Этапы развития воспитательной системы соотносятся со стадиями развития школьного коллектива, который является ядром (центром) воспитательной системы. Например, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. По определению Л. И. Новиковой, школьный коллектив — это дифференцированное единство разнотипных коллективов: классов, групп продленного дня, производственных групп, детских и юношеских общественных объединений, клубов, разновозрастных, временных или ситуативных групп. Коллектив включает также объединения воспитателей: педагогический коллектив, методические комиссии, проблемные группы, совет школы, родительский комитет, попечительский совет, советы содействия школе предприятиях и т. п.), спонсоров и других. Ученический коллектив выступает субъектом воспитания по отношению к членам коллектива; от его общественного мнения, ценностных ориентации, психологического юта и других характеристик зависит влияние воспитательной системы на школьников. Важным аспектом проблемы воспитательных систем является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой воспитательной системой».

Средовой подход в теории воспитательных систем определятся как совокупность теоретических положений и действий со средой, превращающих ее в средство управления процессами формирования личности ребенка (М. Б. Чернова). Каждая воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей социальной и природной средой, расширяя диапазон возможностей воспитательного влияния на личность. Воспитательная система способна стать центром воспитания в школе и социуме.

Этапы: I этап Становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами.

II этап Отработка системы. Происходит развитие коллек­тива, органов соуправления и самоуправления, утверж­даются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные фор­мы и методы воспитания, педагогические технологии. Главными методами разви­тия воспитательной системы становятся методы организа­ции разносторонней деятель­ности, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Школа стремит­ся занять позицию референт­ной группы для школьников.

 III этап Окончательное оформление системы. Школьный коллектив — со­дружество детей и взрос­лых, связанных единой целью, общей деятельно­стью, отношениями сотруд­ничества и сотворчества. Усиливается внимание кол­лектива к каждой личности. Идет интенсивная интегра­ция учебно-познавательной и внеурочной воспитатель­ной деятельности. Внимание сосредоточивается на мето­дах самовоспитания и пере­воспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки, происходит накопление традиций и передачи их от поколения к поколению. Идет освоение и педагогизация окружающей среды. Среди педагогов утвержда­ется ценность творчества, интерес к науке.

 IV этап Обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в раз­витии системы. Кризис вос­питательной системы вызы­вается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании дея­тельности, дефицитом но­визны, творчества и т. п. Для сохранения системы необходимы: усложнение це­лей и задач, смена ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социаль­ной ситуации при сохранении теоретической концепции школы. Обновление воспи­тательной системы идет на основе инноваций, развития творчества, изменения ор­ганизации управления в на­правлении развития демократизации и гуманизации. Процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.