План
1. Сущность технологического подхода к обучению.
2. Классификация педагогических технологий.
3. Критерии эффективности педагогических технологий.
4. Принципы отбора педагогом педагогических технологий.
5. Проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса как ведущие технологические аспекты деятельности педагога.
Литература
1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург, 1996.
2. Запрудский, Г. К. Современные школьные технологии. – Минск, 2000.
3. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн., 2002.
4. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.- Воронеж, 2001.
5. Педагогические технологии / под ред. Кукушина. Р-н-Дону. 2002.
6. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. _ М, 2002.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М., 1995. – 336 с.
2. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика / Т.В. Варенова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 111 с.
3. Днепров, А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей / А.Г. Днепров. – СПб.: Питер, 2008. – 188 с.
4. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – 3-е изд. – Минск: Сэр-Вит, 2006. – 287 с.
5. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М., 1989. – 122 с.
6. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск: БГПУ, 2006.–311 с.
7. Левитес, Д. . Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. – М., 1998. – 288 с.
8. Педагогика: теории, системы, технологии : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
9. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун [и др.]; под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик. – Минск: ТетраСистемс, 2010.– 224 с.
10. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы: практ. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Мн., 2007. – 234 с.
11. Развитие интеллектуального и творческого потенциалов личности будущего педагога: культурно-праксиологический концепт: монография / П.Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2010. – 232 с.
12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М: Народное образование, 1998. – 256 с.
13. Цыркун, И.И. Интеллектуальное саморазвитие будущего педагога: дидактический аспект: монография / И.И. Цыркун, В.Н. Пунчик. – Минск: БГПУ, 2008. – 254 с.
14. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб.-метод. пособие / Л.В. Пенкрат [и др.]; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.
1. Образование в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов и концепций, отказ от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Технологизация образовательного процесса в учреждениях образования и рыночные отношения в сфере педагогического труда дают повод считать, что воспитательный труд в общем виде отличается от других видов труда только спецификой. Он также имеет свой продукт, свои технологии и свою рыночную стоимость. Значит, на рынок труда педагог должен выставлять не только свой профессионализм, но и доскональное знание педагогических технологий. Овладение ими становится приоритетным при освоении педагогической профессии в любом учреждении образования, осуществляющем подготовку специалистов педагогического профиля.
Технологии – это инструментарий педагогической деятельности.
2. Требования, предъявляемые к педагогическим технологиям (по С. С. Кашлеву):
1) соответствие половозрастным особенностям участников педагогического процесса;
2) соответствие специфике педагогической ситуации (выбор оптимальной технологии требует умения производить анализ конкретной ситуации);
3) сообразность индивидуальности педагога;
4) соответствие интересам и потребностям учащихся;
5) деятельностный подход (технологии направлены прежде всего на организацию деятельности ученика);
6) соответствие поставленным целям и задачам развития участников педагогического процесса;
7) культуросообразность (соответствие технологий сложившейся социокультурной ситуации, времени);
8) высокий развивающий потенциал;
9) гармония с другими педагогическими средствами;
10) возможности творческого преобразования (модифицировать с учетом реальных условий);
11) соответствие содержанию педагогического процесса;
12) соответствие принципам организации и осуществления педагогического процесса.
3. Критерии эффективности педагогических технологий (по С. С. Кашлеву):
1) взаимосвязь компонентов технологии;
2) высокий уровень результативности при использовании в массовой практике;
3) успех ребенка и педагога в процессе реализации технологии;
4) соответствие логики реализации технологии структуре деятельности;
5) возможности технологии в актуализации, саморазвитии ребенка и педагога;
6) взаимодействие учителя и ученика;
7) креативность (насколько технология создает условия для творческой деятельности);
8) позитивная оценка со стороны учащихся;
9) наличие рефлексии как компонента технологии (осознание педагогом и ребенком себя в данной ситуации; оценка объективности результата педагогического взаимодействия; фиксирование состояния и причин развития).
4. Критерии выбора технологии (по Н.И. Запрудскому):
· возможность на основе данной технологии разрешить имеющиеся противоречия образовательной практики;
· соответствие технологии тенденциям развития общества и образования;
· адекватность технологии целеценностным представлениям самого педагога;
· «вписанность» технологии в программу развития учебного заведения;
· возможность и готовность овладения учителем данной техногией;
· ресурсная обеспеченность применения технологии;
· содержательная специфика: для преподавания точных или гуманитарных предметов предназначена технология;
· соответствие технологии возрасту учащихся;
· целевая направленность технологии.
Условия, обеспечивающие высокую эффективность использования педагогических технологий:
1) достаточно полное описание технологии;
2) наличие необходимых дидактических средств для реализации технологии;
3) высокий уровень владения педагогической техникой, методами и приемами;
4) систематичность использования;
5) разнообразие, последовательная смена различных видов технологий;
6) рефлексия реализованных технологий.
Каждый метод, каждая технология имеют свои сильные и слабые стороны, причем они взаимосвязаны. При обращении к любой технологии учитель должен выявить ее достоинства и недостатки. Как правило, учитель сочетает несколько технологий, добиваясь поставленных целей образования, воспитания и развития личности каждого школьника.
5. Педагогическое проектирование – это промысливание в предельно сжатой форме того, что должно быть (предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов) (В.С. Безрукова). В определении подчеркивается два момента: идеальный характер действия; его нацеленность на появление чего-либо в будущем.
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результат.
Объектами педагогического проектирования выступают: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация. Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.
Этапы педагогического проектирования: педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогическое конструирование.
Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Каждому объекту и ступени присущи свои формы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 703.