Тема 3. Технологии организации познавательной деятельности обучающихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Общая характеристика технологий активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

2. Технология проблемного обучения.

3. Игровые технологии: цели, научные основы, организация.

4. Сущность проектной технологии обучения.

Литература

1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий. Рига, 1995.

2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов -на -Дону, 2003.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат. М., 2000.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М., 1998.

5. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.

6. Лики любви: проектная работа учащихся / Адкрыты урок. 11 снежня 2003 г.

7. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж. 2001.

8. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М., 1995. – 336 с.

9. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика / Т.В. Варенова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 111 с.

10. Днепров, А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей / А.Г. Днепров. – СПб.: Питер, 2008. – 188 с.

11. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – 3-е изд. – Минск: Сэр-Вит, 2006. – 287 с.

12. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М., 1989. – 122 с.

13. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск: БГПУ, 2006.–311 с.

14. Левитес, Д. . Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. – М., 1998. – 288 с.

15. Педагогика: теории, системы, технологии : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2006. – 512 с.

16. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун [и др.]; под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик. – Минск: ТетраСистемс, 2010.– 224 с.

17. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы: практ. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Мн., 2007. – 234 с.

18. Развитие интеллектуального и творческого потенциалов личности будущего педагога: культурно-праксиологический концепт: монография / П.Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2010. – 232 с.

19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М: Народное образование, 1998. – 256 с.

20. Цыркун, И.И. Интеллектуальное саморазвитие будущего педагога: дидактический аспект: монография / И.И. Цыркун, В.Н. Пунчик. – Минск: БГПУ, 2008. – 254 с.

21. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб.-метод. пособие / Л.В. Пенкрат [и др.]; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.

 

 

1. Принцип активности обучающегося в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Активность – это такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и оптимизирующими познавательную деятельность учащихся, однако в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

2. Суть проблемного обучения состоит в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя.

Проблемная ситуация – это особое психическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели известными ему способами и вынужден искать новые пути. Создание проблемной ситуации в отличие от ее возникновения имеет отношение к преподавателю. В ходе обучения именно он с помощью специальных дидактических средств создает ситуацию затруднения. При этом у ученика потребность разобраться в проблеме может возникнуть, а может и не возникнуть. Если не возникла, то говорят, что ученик созданную ситуацию не принял.

Современный урок должен быть проблемным по своему содержанию. Но он также должен быть проблемным и по своему методическому исполнению.

3. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе с целью активизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элемент более общей технологии;

• в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля);

• как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Однако следует особо отметить, что, в отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

· Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

· При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

· Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы.

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

· Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

· В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

· Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность .

· Состязательность — неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

· В игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.

· В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

· целеполагания;

· планирования;

· реализации цели;

· анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

· роли, взятые на себя играющими;

· игровые действия как средства реализации этих ролей;

· игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных
вещей игровыми, условными;

· реальные отношения между играющими;

· сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Целевыми ориентациями игровых технологий являются следующие (по Г.С. Селевко):

1. Дидактические: расширение кругозора; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование умений и навыков; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.

3. Развивающие: развитие памяти, речи, внимания, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие воображения, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.

4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

В качестве научных оснований игровых технологий служат следующие положения:

· Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

· Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Узнадзе).

· Игра –« пространство внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

· Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

· В возрастной периодизации детей, разработанной Д. Б. Элькониным, особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие новообразования.

Использование педагогом игровых технологий в работе с младшими школьниками обусловлено рядом причин. Для детей данного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжа­ют игры с предметами, у них появляются неимитационные игры.

В начальной школе широко используются дидактические игры, способствующие обогащению и закреплению у детей словарного запаса, связной речи; направленные на развитие числовых представлений, обучение счету; развивающие память, внимание, наблюдательность.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправ­ленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология в начальной школе строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — задача каждого учителя начальной школы.

Конкретные сценарии уроков с использованием игровых технологий вы можете изучить по пособию В. С. Кукушина « Современные педагогические технологии в начальной школе». В нем представлены урок-игра, урок-суд, урок-загадка, урок-путешествие, урок- КВН, урок-спектакль.

В подростковом возрасте у ребенка наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Для решения комплексных задач широко используется деловая игра. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т. д.).

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

 Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

«Деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, пове­дение человека в этой обстановке.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

Деловая игра проводится поэтапно. На этапе подготовки разрабатывается сценарий, определяется режим работы, план игры, дается общее описание процедуры игры, формулируется главная цель урока. На этапе проведения участники в микрогруппах выполняют задание, затем следует межгрупповая дискуссия. Завершающим этапом служит анализ, обсуждение и оценка результатов игры. Выступают эксперты, учащиеся защищают свои решения и выводы.

Проиллюстрируем сказанное на примере ролевой игры «Диалог эпох», проведенной на уроке русской литературы в 11 классе по роману М. Булгакова « Мастер и Маргарита».

Урок начался с постановки задач деловой игры, напоминания задания, которое выполнялось учениками дома: выбрать героя романа, сделать эмблему, подготовить вопрос для какого-либо героя. В основной части игры вначале была выбрана нейтральная территория (воображаемый корабль) для «диалога эпох», затем ученики отвечали на разноуровневые блиц-вопросы по тексту романа. Затем шло представление героев по эпохам и начинался диалог: ученики задавали подготовленные для того или иного героя вопросы. В заключение в группах ученики создавали «фотографию» выбранной ими сцены из романа, демонстрировали ее и комментировали. Завершался урок высказыванием всех участников игры по кругу своего мнения о состоявшемся «диалоге эпох».

В научной литературе чаще всего встречается понятие «метод проектов», нежели «проектное обучение».

Метод проектов возник в 20-е годы в США.В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем:

· с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

· деятельность строится не в русле учебного предмета;

· опора на сиюминутные увлечения детей;

· истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания».

В 20-е и начале 30-х годов 20 в. в советских школах метод широко использо­вался для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. Однако он не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов. Специальным постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» метод был осужден и изъят из школы. Вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятель­ности российских и белорусских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

В современных условиях говорят уже о создании основ проектного

, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: 1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познава­тельных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4)развивают у себя исследовательские умения (умения выявления про­блем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, ана­лиза, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

· комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

· глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Ограничения в использовании технологии:

· низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;

· низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

· недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

·  нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 314.