Тема 4. Технологии эффективного управления процессом обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Технология полного усвоения.

2. Технология программированного обучения.

 Литература

1. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес.- М.: Модэк, 1998.

2. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: МарТ, 2006.

3. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2000.

4. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб-метод. пособие / Л.В Пенкрат, А.Р. Борисевич, Л.М. Волкова и др.; под ред. Л. В Пенкрат.- Минск: БГПУ, 2009.

5. Педагогика современной школы: основы педагогики. Дидактика: учеб-метод. Пособие / И.И Цыркун, А.И Андарало, Е.Н Артеменок и др.; под ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012.

6. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие.- М: Академия, 2001.

1. Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж. Кэррол, Б. Блум и их последователи. Теоретическое обоснование этой технологии изложено в работе М.В. Кларина.

Цели:

1. Учить всех детей, добиваясь достаточно высоких результатов – главная задача, которая ставится и решается данной технологией.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Исходные положения:

В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи американских психологов Дж. Кэрролла и Б. Блума (60-е годы). Теоретическое обоснование этой технологии дано в работах российского ученого Кларина Михаила Владимировича (сер. 20в).

1. Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остается нефиксированным, это результат обучения. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения – переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата. «Тройки», «четверки», «пятерки» за освоение учеником базового содержания образования фактически означают дифференциацию того, что не может быть дифференцировано по определению, ибо должно быть усвоено всеми полностью.

Этот подход был развит Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивалось. Он выделил три категории учащихся:

а) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

б) талантливые (ок. 5%) – могут учиться в высоком темпе;

в) обычные ученики (90%), чьи способности по усвоению знаний и умений определяются затратами времени.

Вывод: при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное (около 95%) большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал. (Блум, 1981г.). Для остальных усвоение останется неполным, как фактически происходит при традиционном обучении для значительного количества учащихся.

Согласно технологии, различие в учебных результатах будет иметь место за пределами требований к обязательным результатам обучения, т. е. общеобразовательного минимума.

Построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому уровню овладения знаниями и умениями.

Элементы технологии (этапы):

1. Учитель должен определить, в чем состоит полное усвоение, какие результаты должны быть усвоены всеми. Для этого он разрабатывает эталон (критерии) полного усвоения для курса, раздела или большой темы. Это подготовительная работа, включающая в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности учащихся в виде планируемых результатов, которые учащиеся должны продемонстрировать после изучения темы, т. е цели обучения с определением уровней усвоения.

1. На этой основе разрабатываются или подбираются тесты (проверочные работы) для проверки достижения запланированных целей.

2. Все учебное содержание разбивается на отдельные фрагменты –учебные единицы («элементы», «блоки»).

Их особенности: 1) они закончены по смыслу(содержат. целостность);

 2) невелики по объему (3-6 ур.).

3. К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал.

Тесты служат только ориентировочной основой для продвижения по пути усвоения содержания и, как правило, не оцениваются. Есть оценочное суждение типа: «зачет – незачет»,

 «усвоил – не усвоил».

Их назначение – выявление необходимости коррекционной работы.

4. Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания.

5. Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов.

Ключевым моментом технологии является точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения (в соответствии с требованиями программы и стандарта). Его основа – научно обоснованные учебные цели.

Коррекционный дидактический материал используется при повторном объяснении (опорные конспекты, таблицы, схемы, рисунки, фрагменты видеофильмов и т.д.). Данный материал должен быть не использованным при первичном усвоении знаний!

Обучение по каждой из учебных единиц:

а) Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие учебным единицам.

б) Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно (но на основе ориентиров – конкретных целей).

в) Оценка полноты усвоения каждым учащимся после изучения данной учебной единицы – тест, результаты объявляются сразу же.

г) После выполнения проверочной работы ученики разделяются на 2 группы     достигших

    не достигших полного усвоения знаний и умений.

Достигшие – могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим, либо – свободны до новой темы.

д) проведение коррективных обучающих процедур с учащимися, не достигшими полного усвоения.

Учитель работает с отставшими – коррективная уч. деятельность. Способ изложения изменяется. Основная форма работы: работа в малых группах, взаимообучение.

е) проведение диагностического теста (повторного).

Вспомогательная работа завершается проверкой (тестом).

Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся усвоили содержание предыдущей единицы.

Оценка – оценочное суждение, может быть и не сухим «усвоил» – «не усвоил». Носит содержательный характер и поддерживает.

Отметка выставляется по результатам контрольных работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела, куда входят несколько учебных единиц.

Выводы:

1) Ее сущность непосредственно связана с учетом индивидуальных особенностей учащихся. ТПУ есть одно из средств реализации личностно ориентированного обучения на практике.

2) Она действительно позволяет практически каждому ученику усвоить необходимый минимум знаний.

3) Ее берут на вооружение все учителя. В лицеях и гимназиях ее используют для отработки фундаментальных вопросов.

4) Часто учителя обращаются к сочетанию этой технологии с технологией уровневой дифференциации.

2. Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля.

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.).

Н.В. Басова трактует программирование в обучении и как процесс составления упорядоченной последовательности действий (программу) для ЭВМ, и как научную дисциплину, изучающую программы для ЭВМ, способы их составления, проверки и улучшения. Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. Суть программированного обучения заключается в том, что все обучение ведет не преподаватель непосредственно. Оно осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: машинном (персональные компьютеры) или безмашинном (программированные учебники, комплекты карт). При составлении программ четко формируются цели, проводится логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи, устраняются детали, описательный и второстепенный материал.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 334.