Общая характеристика психических состояний человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В отличие от психических процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы чело­века, которые окрашивают его деятельность определенным фо­ном, нацеливают на определенную активность.

Психические состояния — это определенный уровень рабо­тоспособности и качества функционирования психики челове­ка, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отне­сти: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежден­ность и др.

Физиологически психические состояния представляют со­бой функциональные состояния психики человека, обеспечи­вающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

а)  адекватную мобилизацию организма, когда все его систе­мы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

б)  динамическое рассогласование, при котором различные
системы организма не полностью или недостаточно каче­ственно поддерживают его деятельность.

Регуляция функциональных состояний человека осуще­ствляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа. Нейроны-модуляторы объединяются в ан­самбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, об­разуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.

Важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее передние отделы коры боль­ших полушарий — фронтальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейронов и их систем, стимули­руя или снижая активность ретикулярной формации и лимби­ческой системы, в целом деятельность организма человека.

Совокупность различных проявлений процесса функцио­нирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в ка­кие обстоятельства жизненной и профессиональной активно­сти он попадает. Как правило, посредством мотивации и в ре­зультате проявления волевых усилий люди стремятся или ис­пользовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отри­цательно на их деятельности.


Сущность воли

 

В жизни мы наблюдаем, как человек работает, учится, отды­хает, занимается любимым делом. Мы видим, как длительное время он стремится к намеченной цели, напрягает физические и умственные силы, преодолевает массу преград, сдерживает охватившее его чувство, отказывается от чего-то приятного во имя дела, не приносящего особой радости и удовольствия, но диктуемого необходимостью. Во всем этом проявляется воля человека.

Воля — это способность человека сознательно управлять сво­им поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. В психической деятельности воля выпол­няет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормо­зящую. Она представляет собой форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться отчего-то, когда это нуж­но. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действи­тельности в связи с потребностями, интересами человека. С по­мощью воли человек организует деятельность и управляет сво­им поведением.

Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Их особенностями являются:

1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выпол­нить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хоро­шо обдумал и спланировал.

3.Связь с движениями. Для реализации своих целей человек' всегда двигается, изменяет формы активности.

 

Физиологические основы воли

 

В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми кон­цами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуж­дение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож­ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней анало­гичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым меха­низмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга — предпосылка сознательных движений и действий человека.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе вре­менной нервной связи складываются и закрепляются самые раз­нообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь со­здает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерыв­но получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже вы­работанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в те­чение действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме­няется либо практическая деятельность, либо, предварительная программа. В основе этого процесса лежит деятельность функ­циональных систем психики и акцептора действия.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения пред­полагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимос­ ти, который может быть вызван не только действующим в дан­ный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптималь­ной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей:

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности и включает в себя: побуждение к совершению волевого действия, представление и осмысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осу­ществить данное действие и выполнение принятого решения.

1.  Побуждение к совершению волевого действия. В роли побу­дительных сил конкретных волевых действий выступают опре­деленные потребности и мотивы человека. Они могут быть са­мыми различными. Но в любом случае заставляют активно ра­ботать мышление человека, принуждают его оценивать
мотивацию будущего поведения, ставить перед собой опреде­ленные цели.

2.   Представление и осмысление цели действия. В результате
возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показа­телем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и пре­вращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы­вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, зас­тавляет задумываться об ответственности за последствия, свя­занные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

3.Представление средств, необходимых для достижения на­ меченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правиль­ного использования которых зависит достижение конкретного результата.

4.Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, зат­раченной на выполнение целенаправленного действия или удер­жание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

5.Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он стро­ит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в.созна­нии замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудо­вом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напря­жении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризует­ся количеством энергии, затраченной на выполнение целенап­равленного действия или удержание от него. Например, одно­му школьнику не требуется большой энергии для того, чтобы приступить к выполнению домашних заданий по математике и закончить их, другому — необходимо потрудиться, «попотеть», чтобы справиться с заданием. И в первом и во втором случае усилие необходимо, но интенеивность его будет различной. Раз­ная степень волевого усилия может проявиться и у одной лич­ности, поскольку не ко всем делам она одинаково подготовлена и расположена.

Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, но возникает оно в связи с затруднениями. Препятствия, отража­ясь в сознании, порождают состояние напряженности, освобо­диться от которого можно, либо, отказавшись от преодоления трудностей, следовательно, от цели, либо путем волевого уси­лия преодолеть их в практической деятельности.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена — представление цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетли­во обозначены все указанные пять звеньев.

Специфика психических образований человека

Психические образования — это психические явления, фор­мирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит осо­бое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автома­тизирование, без особых затрат умственной и двигательной энергии. Знать специфику содержания и проявления психичес­ких образований — значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.

К психическим образованиям обычно относят знания, на­выки и умения. Знания — это совокупность усвоенных челове­ком сведений, понятий и представлений о предметах и явлени­ях объективной действительности. Знания человека о мире воз­никают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появ­лению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти; Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.

На основе знаний формируются начальные умения, представ­ляющие собой самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Следует разли­чать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.

На основе начальных умений возникают простые навыки — несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания. В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в резуль­тате постоянного повторения действий приводит к точной ло­кализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела кон­центрирует процесс возбуждения. Образуются системы услов­но-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции. Сло­жившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в про­цессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработ­ки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при дви­жении приходит в соответствие с задачей деятельности.

На основе простых навыков формируются сложные навыки, т. е. усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспе­чивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвобо­дить сознание для решения более важных задач деятельности.

Наконец, формируются сложные умения, которые знамену­ют собой достигнутую в процессе обучения возможность чело­века творчески применять знания и навыки и достигать желае­мого результата в непрерывно меняющихся условиях практичес­кой деятельности.

Сложные умения являются тем фундаментом, на котором основывается профессиональное мастерство людей, позволяю­щее им досконально овладевать конкретным видом деятельно­сти, постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессиональной деятельности формируются навыки и уме­ния. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

аналитический, представляющий собой вычленение и ов­ладение отдельными элементами действия;

синтетический, представляющий объединение изученных элементов в целостное действие;

автоматизацию, представляющую собой упражнение с це­лью придания действию плавности» нужной скорости, сня­тия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целе­направленных и систематических повторений действий. По мере выполнения упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения на­выком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результа­ты упражнений могут быть выражены графически. Количествен­ные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем: измерением количества работы, выполнен­ной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение. Навык может быть сформирован разными путями:

♦через простой показ;

♦через объяснение;

♦через сочетание показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование на­выков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыка­ми и умениями имеет знание результатов.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Переносом навыков называется положи­тельное влияние уже приобретенных навыков на усвоение но­вых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ра­нее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необхо­димым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или уме­ний как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:

а) новый навык включает в себя движения, противополож­ные по своей структуре усвоенным ранее и ставшие при­вычными;

б)  закрепившийся навык содержит ошибочные приемы,
затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.

Для сохранения навыка им следует систематически пользо­ваться, в противном случае возникает деавтоматизация, она представляет собой ослабление или даже полное разрушение вы­работанных автоматизмов. При деавтоматизации движения ста­новятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверен­но, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.