Общая характеристика восприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восприятие — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Однако восприятие — не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного Предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Основное и главное условие возникновения восприятия — это воздействия предметов и явлений объективного мира на органы чувств. Но это ни в коем случае не снижает значения активности субъекта. Главная задача восприятия состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы окружающей и внутренней реальности.

Физиологическими основами восприятия выступают функционирующие одновременно комплексные раздражители и осуществляемая в тот же период согласованная деятельность не­скольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи. Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Они представляют собой высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности моз га. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Он обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ. В основе восприятия лежит «рефлекс на отношение» — физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенности отношений между ними. В результате в мозгу формируется отчетливый образ, полученный в результате анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей.

Восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека и могут существовать в фор­ме организованного восприятия (наблюдения) — целенаправленного и планомерного восприятия предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого воспри ятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система. Непреднамеренные восприятия— это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринима­ются без специально поставленной задачи, когда процесс воспри­ятия не связан с волевыми усилиями человека. Его формой выступает неорганизованное восприятие — обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Человек должен использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемом. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшими энергетическими затратами.

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства: избирательность, предметность, апперцепцию, осмысленность, константность, целостность.

Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия представляет собой способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разным» людьми бывают различия в зависимости от постав­ленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое Основную роль при восприятии глубины удаленности, ли­нейной и воздушной перспективы играет бинокулярное зрение. Изображения на сетчатках правого и левого глаза не совсем одинаковые. При одновременном рассматривании этого предмета двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаз интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета, его удаленности, линейной и воздушной перспективы.

Восприятие пространства — это восприятие объема объектов, расстояние между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся. Оно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояние, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером этого может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др.

Восприятие объемности определяется также размером их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от наблюдателя. При одинаковом удалении предметов большее изображе­ние на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее — от меньшего предмета. Однако при разной удаленности меньший, но находящийся ближе к нам предмет дает большее изображение на сетчатке, чем предмет больший, но расположенный дальше. И все же человек правильно воспринимает предметы: первый — как меньший, второй — как больший. Подобная константность восприятия величины предметов объясняется тем, что оно определяется не только величиной образа на сетчатке глаза, но и напряжением глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. Они и вносят поправки в восприятие величины и объема предметов.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправ­ленное использование.

Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предме­та, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кру­гу других известных человеку предметов. Она обеспечивает по­стоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предме­тов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретен­ным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте движении, изме­нении освещения люди сталкивались бы с новыми предмета­ми, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отра­жаемых предметов выступают в сознании человека в совокуп­ности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Большое значение в функционировании восприятий и про­явлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине фор­ма, величина, глубина, удаленность, линейная и воздушная пер­спектива должны правильно отражаться органами чувств.

Восприятие формы, величины и глубины предметов — это слож­ный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основой его яв­ляется изображение предмета на сетчатке глаза. Однако одно толь­ко зрение не может обеспечить правильное восприятие формы предметов. Необходимым условием создания образа предмета ста­новится движение глаз. Аналогичный процесс имеет место и в ося­зательном восприятии. Чтобы определить форму предмета на ощупь, этот предмет берут в руки, поворачивают его, прикасают­ся к нему с разных сторон. Таким образом, формирующийся об­раз предмета складывается на основании объединения в комплекс зрительных, тактильных и кинестетических ощущений.

Восприятия в то же время могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями. Зрительные иллюзии — это непра­вильное или искаженное восприятие величины, формы и уда­ленности предметов. Известно много видов зрительных иллю­зий. Некоторыми из них являются:

а)  переоценка вертикальных линий (из двух линий одина­кового размера вертикальная зрительно всегда воспри­нимается как значительно большая по сравнению с го­ризонтальной);

б)  неправильное восприятие величины предмета или объек­та (например, высокий человек рядом с низким кажется выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окру­жает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньше, а дале­кий — больше своей действительной величины).

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по ко­торому  величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени — это отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности яв­лений действительности. Специального, самостоятельного ана­лизатора времени нет. В основе восприятия времени лежит рит­мическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в не­рвной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Определенное состояние нервных клеток становится сигна­лом времени, на основе которого у человека и у животных вы­рабатываются условные рефлексы на время. В лабораториях И.П.Павлова эти рефлексы вырабатывались у животных, когда их кормили через строго определенные промежутки времени. Если пищу давали через каждые 30 мин., то после ряда опытов выделение слюны у животных начиналось ровно на 30-й мину­те. Следовательно, время представляет собой такой же раздра­житель, как и материальные предметы и явления.

Однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. Движе­ния всегда характеризуются ярко выраженной растянутостью, дробностью, они дают отчетливое впечатление определенной быстроты и последовательности, что особенно важно с точки зрения восприятия временных промежутков.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних яв­лений другими, а также связано с представлениями о настоя­щем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, пе­риодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды вос­принятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это воспри­ятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно вос­принимать краткие промежутки времени человек может не бо­лее 0,75 сек. путем специальной тренировки в различении мик­роинтервалов времени. Если событие совершается очень мед­ленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сме­няют друг друга отдельные стимулы совершающегося во време­ни процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередо­вания стимулов, их размеренности при воздействии предме­тов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают:

♦ характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

♦ форму движения (прямолинейное, криволинейное, круго­вое, дугообразное и т. п.);

♦ амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

♦ направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

♦ продолжительность движения (краткое, длительное);

♦ скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

♦ ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибу­лярного, слухового и др.

Своеобразие представлений. Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкрет­ных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только об­раза предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий преврати­лась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Важнейшей функцией представлений является их сигналь­ная функция. Она становится наиболее действенной при появ­лении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную дея­тельность, И.П. Павлов показал, что они складываются по ме­ханизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представ­ления сигнализируют о конкретных явлениях действительнос­ти. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигатель­ного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществле­нии движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздейство­вавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий пред­стоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции ак­туализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом ре­шается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориен­тации деятельности организма человека на определенные пара­метры отражения воздействий окружающего мира.

Изучая физиологические механизмы произвольных движе­ний, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выпол­нение соответствующих движений. Действенность этой функ­ции состоит в обеспечении определенного тренирующего эф­фекта двигательных представлений.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при вос­приятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной плас­тичности центральной нервной системы. Сохранившиеся сле­ды возбуждений, которые имели место при известной активно­сти наших ощущений и восприятий, создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам образ как таковой с его конкретной структурой возникает в результате образова­ния условных временных связей в коре головного мозга благо­даря функции первой сигнальной системы. По определению И.П. Павлова, наши представления относятся к первой сигналь­ной системе, хотя и возникают у нас в связи со второй сигналь­ной системой, и вызываются словом, Действия первых сигна­лов у человека обычно сопровождаются словесным обозначе­нием. По мере неоднократного подкрепления слова первосигнальным раздражителем оно по механизму ассоциации становится причиной возникновения в коре головного мозга соответствующих нервных процессов.

Существует достаточно большое разнообразие представле­ний, тем не менее их все можно классифицировать. Все зависит оттого, по каким критериям это делать.

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы: обычно различают зрительные (образ че­ловека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкаль­ной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), ося­зательные (представления предмета, к которому прикасался ра­нее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе деятельности чело­века, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и бале­рины .— двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных и общих представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичны­ми). Единичные представления — это представления, основан­ные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются также по степени проявления во­ левых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это пред­ставления, возникающие спонтанно, без активизации воли и па­мяти человека. Произвольные представления — это представ­ления, возникающие у человека под воздействием воли, в инте­ресах поставленной им цели.

Представления, наконец, различаются по продолжительности и бывают оперативными, кратковременными и долговременными.

Оперативные представления — представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для вы­полнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представ­лений для определения типа самолета, отметка о наличии кото­рого появилась на дисплее его локатора.

Кратковременные представления — это представления очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на за­нятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого пред­ставления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления — это представления, кото­рые сохраняются в памяти человека и используются им длитель­ное время и достаточно часто. К ним относятся в основном про­фессиональные представления.

Сущность воображения

 

Воображение — это психический познавательный процесс со­здания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибоч­ном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифичес­кими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п.). Такое искаженное представление мира неред­ко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для че­ловека могучим средством познания мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и пре­образование человеком своих представлений на основе:

♦вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для реза­ния, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку);

♦изменения величины, размеров объектов в сторону преуве­личения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

♦  соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не су­ществовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древ­
них египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

♦  конструирования предмета в связи сего назначением, на­пример копья; мысленное наделение этого орудия свой­ствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (на­несение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

♦ мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или осо­бого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

♦переноса этого свойства на другие объекты (вождь племе­ни хитер как лиса; враги трусливы как зайцы);

мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построе­нию контрастного образа, наделенного свойствами, пря мо противоположными исходному (многие персонажи на­родного эпоса, сказок); ♦ создания нового образа в результате обобщения черт, на­блюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные ге­рои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Физиологическую основу воображения составляют остаточ­ные (следовые) процессы возбуждения и торможения, ирради­ации и концентрации, положительной и отрицательной индук­ции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализа­торов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, со­четания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Учитывая особенности и причины возникновения, различа­ют несколько видов воображения.

1. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображе­ ние — это создание новых образов без каких-либо внешних по­будителей. Оно заключается в возникновении и комбиниро­вании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаб­лении сознательного контроля с его стороны за течением сво­их представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидени­ях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представ­ления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантас­тические формы.

2. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно пред­ставляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде дея­тельности.

Мечта — это образ желаемого будущего. В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различ­ных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпла­нетных и звездных перелетах, строят в своем воображении не­обходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще не созданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, ко­торые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неисся­каемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой соци­альной основе, об уничтожении на земле нищеты, имуществен­ного неравенства, всяких форм эксплуатации человека челове­ком и т. д. и т. п.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличают­ся следующими особенностями:

а)  ярким, живым, конкретным характером, со многими де­талями и частностями;

б)  слабой выраженностью конкретных путей к осуществле­нию мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);

в)  эмоциональной насыщенностью образа, его привлекатель­ностью для мечтающей личности;

г)  стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претво­рению ее в действительность.

3. Творческое воображение — это создание новых образов в про­цессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стре­мясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому вооб­ражению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а со­здают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво от­ражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его ми­ровоззрение, понимание окружающей жизни, особенности при­сущего ему художественного стиля.

4. Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это вооб­ражение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не вос­принимался, Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.