Общая характеристика мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мышление — это психический познавательный процесс от­ражения существенных связей и отношений предметов и явле­ний объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприя­тиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движе­нии предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаим­ные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими. В процессе восприятия, например, дере­ва человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и дру­гие части и особенности именно данного, отдельного, конкрет­ного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой ли­ствы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность де­рева, если не выяснить, какое значение для него имеют химичес­кий состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и пр. Только от­ражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии; в мышлении мы не только выделяем отдельные ча­сти предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом. Мыш­ление позволяет приникнуть в сущность явлений только одним путем — через отражение тех связей и отношений, которые име­ются у данного явления с другими явлениями. Это отражение свя­зей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом общем виде. В процессе мышления конкретный образ еди­ничного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанав­ливая связи и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредствен­ные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные про­шлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2.Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об об­ щих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3.Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы все­гда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемо­го явления.

4.Мышление всегда есть отражение связей и отношений меж­ ду предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда на­ходятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышле­ние протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совер­шенно особыми раздражителями, сигнализирующими о дей­ствительности в самой обобщенной форме.

5.Мышление человека органически связано с практической де­ ятельностью: В своем содержании оно опирается на обществен­ную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает зада­чам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружа­ющего мира.

Содержание мышления многообразно. Во-первых, оно про­является через его операции: (анализ, синтез, сравнение, абст­рагирование, обобщение, конкретизацию).

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложно­го объекта на составляющие его части. Он позволяет понять со­ставные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в еди­ном аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из за­кономерно связанных частей.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образо­вав соответствующее понятие об этом предмете.

Обобщение — это объединение многих предметов или явле­ний по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отра­зить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизнен­ным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимае­мая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: (понятие, суждение и умозаключение).

Понятие — это отражение в сознании человека общих и су­щественных свойств предмета или явления.

Суждение — основная форма мышления, в процессе кото­рой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной фор­ме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение оп­ределяет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функцио­нировании его видов: (наглядно-действенного, образного, отвле­ченного).

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосред­ственно включенное в деятельность.

Образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление—это мышление, совершающееся на ос­нове отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, мышление проявляется через его способы: (индукцию и дедукцию).

Индукция — это способ мышления, при котором умозаклю­чение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблюдая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи ис­пользования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в об­ратном порядке индукции. Например, чтобы доказать, что дан­ный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в тре­угольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух досто­верных положений делается вывод: данный угол больше другого.

С физиологической точки зрения процесс мышления пред­ставляет собой сложную аналитико-синтетическую деятель­ность коры больших полушарий головного мозга. В осуществ­лении процессов мышления принимает участие вся кора голов­ного мозга.

Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозго­выми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдель­ных участков коры всегда детерминируется внешними раздра­жениями, постольку образующиеся при одновременном их воз­буждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и отношения (ассоциации) и составляют физиологичес­кую основу процесса мышления. Вначале, при первой попытке проникнуть в сущность того или другого явления, эти ассоциа­ции имеют генерализованный характер, отражая реальные свя­зи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно — по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей; они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точ­ных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации, прежде всего, под воздействием первосигнальных раз­дражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, вос­приятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

Мышление опирается не только на первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непо­средственно связанной с мышлением, позволяет отразить в сло­вах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщенными раздражителями. Эти новые сигналы, в конце концов, стали обозначать все, что люди непосредственно воспри­нимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира и упо­треблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой. Их особенностью является то, что они представ­ляют собой отвлечение от действительности и допускают обоб­щение, что и составляет наше человеческое мышление.

При этом мышление обеспечивается системами функцио­нально объединенных нейронов головного мозга, которые от­вечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. нейронные коды. Они отражают определен­ную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестра­ивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются опреде­ленные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциа­лов — определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уров­ней принятия решения и проявление определенных вызванных по­ тенциалов, в целом, выступают психофизиологическими механиз­мами мыслительной деятельности.

Понятие речи в психологии

 

Речью называется процесс практического применения чело­веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес­се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совме­стной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются до­стоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в осно­ве которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер­тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний зву­ковой волны в кратном отношении к основному тону. Все глас­ные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень диф­ференцированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо­нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение по­ложения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при про­хождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), ши­пящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по­нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со­став различных слов, они позволяют очень тонко дифференци­ровать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело и ной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри­мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Речь имеет свои свойства:

содержательность речи определяется количеством выра­женных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значитель­ностью и соответствием действительности;

понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соот­ветствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность речи связана с ее эмоциональной насы­щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

бездейственность речи заключается в ее влиянии на мыс­ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и по­ведение.

Речь выполняет определенные функции:

функция выражения заключается в том, что, с одной сторо­ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой — вырази­тельность речи, ее эмоциональность значительно расши­ряет возможности общения;

функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

функция обозначения состоит в способности человека посред­ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст­вительности присущие только им названия;

функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные виды речи:

♦  устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой;

♦  монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

письменнаяречь — это речь посредством письменных знаков;

♦внутренняя речь это речь, не выполняющая функции об­щения, а лишь обслуживающая процесс мышления конк­ретного человека.

Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать перифе­рические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматичес­кие механизмы ее образования, а также механизмы ее восприя­тия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

♦энергетическая система дыхательных органов, необходи­мая для возникновения звука;

♦легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

♦генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосо­вые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

♦  резонаторная система, т. е, носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной систе­мы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигналь­ные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздейст­вия на человека. Работа второй сигнальной системы заключа­ется, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сиг­налов.

Специальными исследованиями установлено, что способ­ность человека к анализу и синтезу речи связана:

♦с левым полушарием головного мозга;

♦со слухоречевой зоной коры больших полушарий — зад­ней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

♦с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием оп­ределенных физиологических механизмов. Синтагматичес­ кие механизмы отражают динамическую организацию рече­вого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические меха­ низмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семанти­ческим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической ин­терпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сиг­налам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологически­ми кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операций, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлек­сов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе по­вторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вы­зывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, стано­вятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные свя­зи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых под­креплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его на­зывания, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.


3. Эмоциональные процессы и образования в психике человека

 

Эмоции, чувства, воля и психические состояния придают миру психических явлений насыщенность и различные оттен­ки, а психические образования (знания, навыки, умения) на­сыщают его сложным и многогранным содержанием.

Сущность и особенности эмоций и чувств

 

В отличие от познавательных процессов, в которых действи­тельность отражается в виде ощущений, восприятий, понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отража­ется в форме переживаний, в ее соответствии или несоответст­вии потребностям и интересам человека.

Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалент­ны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответ­ствующие потребности).

Чувства — это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности:

носят субъективный характер (они субъективны  в том смыс­ле, что всегда выражают личное положительное или отри­цательное отношение человека к объективной действитель­ности; вместе с тем они выражают и внутренние состоя­ния данного человека, испытываемые им);

вызывают удовольствие или неудовольствие (могут нравиться или не  нравиться — то или иное событие может обра­довать или огорчить, оно переживается как приятное или неприятное);

отражают характер взаимодействия организма со средой  (зависят и от свойств объективных воздействий и от осо­бенностей ее раздражителей);

имеют очень большое многообразие (например, огорчение, радость, страх или печаль могут переживаться одним и тем же человеком в бесконечном разнообразии оттенков и сте­пеней интенсивности в зависимости от вызвавших их при­чин, условий деятельности, которой он занят, предшеству­ющих событий, значимости явления для данной личнос­ти, ее индивидуальных особенностей и т. п.);

- вызывают успокоение или возбуждение (могут активизиро­вать или затруднять деятельность и поведение людей).

Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, от­личаются большой сложностью. Как и все психические процес­сы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воз­действием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего поряд­ка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. От­туда по центробежным нервным проводникам импульсы воз­буждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторно­го учащения сокращений сердца при неожиданных раздражи­телях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций иг­рает ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирую­щее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирую­щей наше поведение.

В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамичес­ких стереотипов. Легкость формирования динамического сте­реотипа связывается с положительными эмоциями, с пережи­ваниями удовольствия, приятного состояния, непринужденно­сти. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмоциями, с чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п.

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они при­обретают значение высшего коркового регулятора эмоциональ­ных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигналь­ной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Чувства и эмоции многообразны. По сложности они делятся на  интеллектуальные, нравственные и эстетические.

Интеллектуальные чувства — это чувства, связанные с по­знавательной деятельностью человека. Они возникают в про­цессе учебной и научной работы, а также творческой деятель­ности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства — это переживания, в которых отра­жается отношение человека к требованиям общественной мо­рали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства — это чувства, возникающие у чело­века в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эс­тетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасно­го и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.

По направленности чувства делятся на стенические и асте­нические. Стенические чувства — это чувства, активизирующие деятельность человека. Астенические чувства — это чувства, вы­зывающие пассивность. И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от опреде­ленного рода обстоятельств.

По силе чувства делятся на настроения, аффекты и страсти. Настроения — это слабо выраженные эмоциональные пережи­вания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Само их на­звание указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

Аффекты — это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они протекают очень бурно и интенсив­но, но отличаются кратковременностью, а также имеют своеоб­разные особенности проявления эмоциональной выраженнос­ти. Для них свойственна известная безотчетность эмоциональ­ного переживания и его слабая осмысленность.

Страсти представляют собой сильные, глубокие, длитель­ные и устойчивые переживания с ярко выраженной направлен­ностью на достижение цели. Они возникают при сильном стрем­лении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогают этому достижению.

Настроения представляют собой ситуативно обусловленные, как правило, доминирующие эмоции и чувства, усиливающие или ослабляющие психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.

Настроения имеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность эмоционального переживания. В от­личие от других эмоций, настроения характеризуются слабо вы­раженной интенсивностью эмоционального переживания. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления. Если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в сво­ей основе интенсивных нервных возбуждений.

Значительная длительность эмоционального переживания. Настроения — это всегда более или менее продолжительные со­стояния. Вызываемые им соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

2. Неясность, «безотчетность» переживаний. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает при­чины, его вызвавшие. Находясь в том или другом настроении, не всегда можно объяснить, что явилось его причиной, связать его с определенными объектами, явлениями или событиями.

3. Своеобразный диффузный характер. Настроения наклады­вают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия чело­века в данный момент. В одном настроении выполняемая рабо­та кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц, при другом настроении та же самая работа кажется тяжелой, неприятной, а те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые их вы­зывают. Такие причины подразделяют на следующие группы:

а)  различные органические процессы и состояния. Напри­мер, болезненные процессы в организме часто являются причиной астенических настроений, которые могут длить­ся долгое время, вызывая плохое настроение. Когда же человек здоров, хорошо выспался, у него появляется настро­ение жизнерадостности и бодрости;

б)  особенности окружающей человека внешней среды, в ко­торой ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются очень сильными возбудителями настрое­ний: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спер­тый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится жить и работать, архитектурные формы зданий — все это определенным образом действует на нервную систему человека и вызы­вает соответствующие настроения;

в)  особенности взаимоотношений между людьми. Настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно пе­редается и нам. Когда человек встречает у других привет­ливое к себе отношение, у него появляется стеническое настроение, и наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо собеседника вызывают плохое настроение;

г)  эмоционально окрашенные мысли и представления, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей, их предполагаемыми иди действи­тельными чувствами и отношениями к нам и т. п.

Аффект — внезапно возникшее в острой ситуации чрезмер­ное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Его отличительными особенностями являются:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собствен­ных поступках.

2.Кратковременное, отличающееся своеобразными особеннос­ тями течение эмоционального переживания. Аффект, являясь ин­тенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

3.Известная безотчетность эмоционального переживания. В состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.

4.Резко выраженный диффузный характер эмоционального пе­ реживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отра­жения объективной действительности. Многие явления и фак­ты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом све­те, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.