Сущность и своеобразие памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Память — это психический процесс запечатления, сохране­ния и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о пред­метах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия:

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших по­лушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде опре­деленных функциональных изменений, которые облегчают те­чение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, име­ющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же цент­ральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное не­посредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие же заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непре­рывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при па­мяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.

Различают следующие процессы памяти:

♦  запоминание, которое представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая яв­ляется необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;

♦сохранение, т. е. удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

♦воспроизведение, т. е. активизация закрепленного ранее со­держания психики;

♦узнавание, которое представляет собой сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им бо­лее эффективно функционировать.

Различают также следующие виды памяти:

наглядно-образную память, которая представляет собой па­мять на зрительные, звуковые, осязательные, обонятель­ные и т. д. образы;

словесно-логическую память, т. е. память на смысл изложе­ния, его логику, на соотношение между элементами полу­чаемой в словарной форме информации;

двигательную память, т. е. память на движения;

♦  эмоциональную память — память на переживания.
Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают

механическую и смысловую память. Механическая память — это запоминание информации в той форме, в которой она восприни­мается. А логическая (смысловая) память представляет собой за­поминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. Память в целом и конкретного человека — в частности, име­ет свои особенности:

♦  объем, представляющий собой важнейшую интегральную характеристику памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающий количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой челове­ком информации;

быстроту, т. е. способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации дости­гать определенной скорости ее обработки и использования;

точность, т. е. характеристику памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохране­ния и воспроизведения информации качественно и про­дуктивно отражать ее основное содержание;

готовность, представляющую собой важнейшую характе­ристику памяти, свидетельствующую о предрасположен­ности человека и его сознания всегда активно использо­вать всю запечатленную информацию;

длительность, свидетельствующую о ее способности удер­живать определенное время в своем сознании нужную ин­формацию (в связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память: кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение ин­формации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия; долговременная память — это память в интересах длительного сохранения информа­ции, которая часто запоминается после многократного повторения; оперативная память — это сохранение мате­риала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи).

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памя­ти в совокупности проявления своих особенностей характеризу­ют эффективность памяти в целом и конкретного человека — в частности.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.