Дальнейшее развитие российской упаковочной отрасли в целом сдерживается на сегодняшний день следующими основными факторами:
· дефицит высококвалифицированных кадров;
· отсутствие современного упаковочного оборудования в необходимом
ассортименте;
· экологические аспекты;
· несовершенство нормативно-законодательной базы;
· недостаток поддержки со стороны правительственных органов [3].
Проблема обеспечения кадрами российской упаковочной отрасли содержит две составляющие. Во-первых, в нашей стране до 1996 года вообще не готовили специалистов по упаковке. Поэтому необходимо введение соответствующих специальностей в вузах страны с целью базовой подготовки молодых инженеров-упаковщиков и насыщение этими кадрами постоянно растущей отечественной упаковочной индустрии. Во-вторых, специалисты, уже сегодня работающие на предприятиях отрасли, в большинстве своем обладают познаниями в достаточно узком диапазоне, что не дает им возможности правильно выбирать производимую продукцию и рынки сбыта ее. Кроме того, даже в своем конкретном сегменте они зачастую мало знакомы с современными материалами, технологиями и оборудованием. Следовательно, необходима система повышения квалификации для специалистов в области современных упаковочных технологий [3].
В ближайшие годы в сфере упаковки будет развиваться прикладная наука. Будет, наконец, создана отечественная школа подготовки и переподготовки кадров для упаковочной отрасли. Стандартизация и дизайн отечественной упаковки будет приближаться к общеевропейскому уровню. При этом все сильнее будут развиваться черты национального дизайна упаковочной продукции. Все это позволит вступить во Всемирную торговую организацию.
С развитием российской упаковочной индустрии емкость рынка упаковочного оборудования в нашей стране непрерывно растет. Насытить оборудованием такой огромный, постоянно ратующий упаковочный рынок только за счет импорта попросту невозможно. Таким образом, развитие отечественного упаковочного машиностроения является необходимым условиям существования, как независимой упаковочной индустрии, так и всей экономики страны в целом.
Одновременно с ростом объема производства упаковки в ближайшие годы будут расти объемы отходов. В этой связи срочно надо создать в крупных городах России единую систему сепаративного сбора и переработки отходов упаковки. К концу столетия отходы упаковки станут для многих стран Западной Европы основным источником топливно-энергетических ресурсов. Постепенно этот процесс так или иначе коснется и России.
Интенсивное развитие, рост российской упаковочной отрасли, увеличение ее влияния на другие отрасли, а также активная разъяснительная работа профессиональных упаковочных организаций приносят свои плоды. Во властные структуры России постепенно приходит понимание важности этого сектора экономики. Так, в декабре 1999г. в Гражданский кодекс РФ были введены статьи, обязывающие продавца передавать покупателю товар в упаковке, а также обусловливающие ответственность за ненадлежащее качество упаковки. В Федеральном законе РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрены требования к упаковочным материалам и изделиям. Закон запрещает розничную продажу не расфасованных и неупакованных пищевых продуктов.
Однако существует еще целый ряд отраслевых проблем, которые требуют направленного вмешательства государственных органов. К ним относится прежде всего несовершенство налогового и таможенного законодательства. Так, таможенные ставки на ввоз из-за рубежа упаковочных материалов и сырья для них зачастую превышают ставки на ввоз готовой упаковки в 3-4 раза, что совсем не стимулирует отечественных изготовителей упаковки. Высокие таможенные пошлины на комплектующие зарубежного производства, используемые при производстве отечественных упаковочных машин, значительно удорожают оборудование, собранное на российских предприятиях, и т.д.
Недостаток законодательной базы мешает хоть сколько-нибудь заметному проникновению в жизнь и такого важного для российских производителей упаковки и упаковочного оборудования рыночного инструмента, как лизинг. Ведь на упаковочную отрасль не распространяется государственное кредитование лизинга, действующее, например, в производстве сельскохозяйственной продукции. Хотя эти отрасли очевидно взаимосвязаны.
Отсутствие официального государственного «упаковочного» органа, а также дефицит профессиональных знаний по упаковке у лиц, подготавливающих и принимающих соответствующие программные решения на уровне государства, зачастую замедляют формулирование и проведение необходимых мер, а иногда приводят к появлению предложений, эффект от которых может быть обратным ожидаемому. В стране до сих пор нет четко продуманной, утвержденной на государственном уровне программы развития упаковочного сектора экономики.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.