Современное состояние упаковочного производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упаковка за последние десятилетия 20в. стала наиболее важным, приоритетным продуктом в экономике индустриально развитых стран мира. Она является одним из десяти самых крупных секторов промышленности каждой страны. Весь мировой рынок упаковки оценивается на сегодняшний день в более чем 500 млрд. долл. США. В 1990 г. он составлял 300 млрд. и к концу первого десятилетия XXI в., по прогнозам специалистов этот показатель достигает 760 млрд. долларов США.

В этой отрасли занято 100 тыс. крупных фирм, изготавливающих упаковку и насчитывающихся 5 млн. служащих. Как правило, по сведениям Всемирной организации упаковщиков (УКО), упаковочная индустрия обеспечивает 1-2% валового национального продукта.

Потребление упаковки отличается по регионам мира. В промышленно развитых странах потребление на душу населения значительно выше, чем в развивающихся странах. Поэтому имеются возможности дальнейшего роста за счет увеличения объемов мировой торговли, изменение образа жизни, сокращения состава семьи и тяги к удобствам. При этом, как показывают статистические данные, реальные возможности для роста существуют в развивающихся странах за счет активного прироста населения.

Для рынка потребительской упаковки России характерно превышение импорта над экспортом в 12 раз. Таким образом, вместо того чтобы развивать свою промышленность по производству упаковочных материалов, Россия ежегодно импортирует различные виды упаковки на сотни миллионов долларов США, хотя этих средств достаточно было бы для организации и налаживания производства упаковочных материалов и изделий непосредственно в Российской Федерации [1].

Развитию упаковочной отрасли в России в последние годы во многом способствовали такие факторы, как расширение ассортимента продуктов на рынке, изменение структуры потребления (в том числе появление среднего класса), улучшение инфраструктуры розничной торговли и распределения, признание важности упаковки как средства обеспечение сохранности продукции на протяжении всего логического цикла, осознание необходимости маркетинга и роли упаковки в создании потребительских предпочтений.

На современном уровне технологического развития упаковочная отрасль является одной из основных, формирующих инфраструктуру рыночной экономики. Развитие упаковочной индустрии в стране взаимосвязано с состоянием и темпами роста многих сырьевых, производящих и распространяющих отраслей, таких как агропромышленный комплекс, машиностроение, химическая промышленность, транспорт, торговля и др. Немаловажным обстоятельством в условиях рыночной экономики является и то, что продукция упаковочного производства в большинстве своем имеет краткосрочный производственный цикл и реализуется непосредственно населению вместе с продуктами питания и товарами первой необходимости; и это приводит к быстрой оборачиваемости и накоплению собственных средств предприятия, обуславливает возможность оперативного усовершенствования производства, стимулирует развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, и способствует появлению новых рабочих мест.

Однако, по мере создания в России новых и возрождения старых упаковочных производств, освоения ими современных упаковочных технологий, налаживания связей с российскими предприятиями-потребителями упаковки все большую долю российского рынка упаковки осваивают отечественные производители. Они эффективно используют свои преимущества - близость к предприятиям-потенциальным потребителям упаковки, знание и учет особенностей российского рынка и так далее. В условиях сокращения импорта многих товаров, в том числе и упаковочных изделий, вырос объем выпуска в России практически всех видов упаковки. Большое количество отечественных предприятий смогло закрепить и утвердить свои позиции на упаковочном рынке, найти новых потребителей своей упаковки. Одновременно происходило улучшение дизайна и потребительских свойств производимой в стране упаковки. По данным 2002 года на фоне прироста ВНП России на 2,2% увеличился спрос на упаковку на 4,4 % [2]

Сегмент российского рынка, занимаемый тем или иным видом упаковки, во многом определяется как изменением требований потребителей, так и технологическим процессом в отечественной упаковочной индустрии. Самыми быстрыми темпами развиваются сегменты гибкой полимерной упаковки, ПЭТФ-бутылок, самоклеящихся этикеток, металлической тонкостенной упаковки.

Сегмент упаковки из бумаги, картона и гофрокартона является самым крупным на рынке отечественной упаковки. Потребление этих видов упаковки в нашей стране составляет 20 кг на душу населения, то есть 40% от среднего мирового уровня. При этом отечественные производители удовлетворяют потребности российского рынка коробок из картона хром-эрзаца на 60%, этикетки - на 45-55% и гофрированной тары - на 75%. Изготовлением гофрированной тары в нашей стране занимается целый ряд крупных и средних производителей, например, таких как ЗАО «ГОТЭК», ПО «ГОФРА», ЗАО «ВЕСТА» и другие. Согласно прогнозу фирмы «Мез1а-8ег1а», выпуск гофрокартона и коробок из него в России увеличится к 2010 году в 4 раза по сравнению с 1997 годом и достигнет 2,2 млн. тонн и 0,9 млн. тонн соответственно [2]. Рынок картонной упаковки в России за последние годы резко расширился за счет применения картона (обычно ламинированного полимерами) для упаковки жидких продуктов. Картонные коробки вытеснили стеклотару и гибкие полимерные пакеты в ключевых секторах молочных продуктов, фруктовых соков, минеральной воды. В ближайшие 5 лет этот сегмент продолжит свой рост, но более низкими темпами - за счет перехода на выдувные бутылки для жидких молочных продуктов [2]. Однако сохраняется возможность развития новых ниш рынка для картонных коробок - упаковка винных бутылок и моющих средств.

Общей тенденцией в России, как в целом по миру, является дальнейшее развитие полимерных материалов и постепенный выход их на ведущие позиции в области упаковки. Дальнейший рост этого сегмента рынка будет происходить за счет повышения производства безалкогольных напитков отечественными производителями, захватывающими новые ниши и вытесняющими импорт. Например, ожидается ежегодное возрастание на 20-25 % потребления ПЭТФ-бутылок для разлива минеральной воды, как за счет увеличения ее производства, так и за счет сокращения доли стеклянных бутылок. В 2000 году возрос выпуск пластиковой тары для разлива пива до 500-550 млн. бутылок в год, за счет частичного уменьшения доли стеклянных бутылок и металлических банок, а также уменьшения потребления дешевого нерасфасованного пива. Использование ПЭТФ-бутылок для товаров бытовой химии также будет расти, по оптимальным прогнозам экспертов, на 30% в год [3].

Одновременно с этим сохраняется и даже возрастает спрос на продукции: отечественного стеклотарного производства. В целом по России объем реализация стеклянных бутылок ежегодно увеличивается на 20,4%, а по Центральному регион) - на 34,1%. При этом из общего годового объема 7850 штук (в пересчете на бутылок} емкостью 0,5 литра) 4500 штук были применены при разливе пива и 2335 - водкой, вином и винными напитками. По мнению экспертов, постоянно возрастающий спрос на пивные бутылки требуется строительства и ввода новых мощностей по их производству, причем конъюнктура остается благоприятной по крайней мере НЕ ближайшие 5 лет [2].

Несмотря на рост отечественного производства и постоянное обсуждение актуальности замещения импорта, общий объем его в Россию растет. Так, в 2000 году на первые места по импорту стеклотары вышли Украина и Польша - 28% и 25%, соответственно. Финляндия сократила свои поставки до 4% рынка, то есть в 7 раз. Страны Западной Европы (Германия, Франция, Австрия, Италия) по совокупности обеспечили в 2000 году 22% российского импорта стеклотары [4]. Стекло сохраняет свои позиции и в упаковке для парфюмерной и косметической отрасли. Опыт показывает, что стеклянная тара вызывает доверие покупателя и влияет на потребительский выбор. Поэтому товар такого рода помещают в упаковку из стекла или пластика, имитирующего стекло, однако, соотношение стекла и пластика составляет приблизительно 1:8 в пользу последнего. Упаковка и этикетирования для парфюмерно-косметической промышленности являлось одним из перспективных направлений в 2001-2002 годах.

На фоне роста российского упаковочного рынка самый высокий темп роста в ближайшие 5 лет ожидается в секторе гибкой упаковки на основе полимерных пленок и алюминиевой фольги. При этом происходит определенное вытеснение гибкой упаковки на основе бумаги. Современные гибкие упаковочные материалы представляют собой полимерные однослойные и многослойные пленки. Алюминиевую фольгу, а также комплексные многослойные ламинаты, сочетающие слои бумаги, фольги и различных полимеров. Такие материалы предоставляют упаковке, особенно в пищевом секторе, невиданные ранее возможности - долговременное хранение пищевых продуктов в неконсервированном виде, в том числе хранение свеженарезанных мясных и рыбных продуктов; активное воздействие на упаковочный продукт с целью сохранения и улучшения его свойств, регулируемая газо- и влагопроницаемость упаковки; и многое другое. Все это сочетается с такими важными для рыночной экономики показателями, как малая масса упаковки относительно упаковываемого продукта и прекрасные возможности дизайна и многокрасочной печати.

Получение качественной конкурентоспособной упаковки требует не только освоения современных упаковочных технологий, но и использования соответствующего упаковочного оборудования. Согласно статистике, три четверти всех упаковочных автоматов, работающих сегодня в России, были закуплены за рубежом, а в наиболее сложном секторе - разливочные автоматы для жидкой продукции - работает 90% импортных машин. Более половины импортного оборудования изготовлено в Италии и Германии, во Франции, Швеции и США [3]. Основными покупателями упаковочных машин и оборудования были предприятия пищевой, фармацевтической, химической, табачной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Российский сектор производства упаковочных машин и оборудования пока начинает свое развитие. Уже более 180 российских предприятий освоили выпуск целого спектра упаковочных машин и приборов для них. По оценке западных экспертов, упаковочные машины российского производства зачастую уступают импортным в эффективности, многие из них являются незаконными копиями зарубежных разработок, да и номенклатура их не достаточна. Но они примерно в 10 раз дешевле своих зарубежных аналогов. К тому же приобретение импортного оборудования зачастую связано с необходимостью использования импортных же упаковочных материалов. Приобретение оборудования отечественного производства не создает такой зависимости. Оборудование для фасовки и упаковки сыпучих продуктов и жидкостей таких отечественных предприятий, как компания «БЕСТРОМ», «Русская трапеза», компания «Сигнал-Пак» пользуется заслуженным спросом [1].

Как известно, российский рынок производства упаковки еще очень молод и относительно недавно ориентируется на стандарты индустрии, принятые в развитых странах. Около 10 лет назад парк полиграфического оборудования, предназначенного для послепечатной обработки (высекальные прессы, фальцевально-склеивающие линии и т.д.) был представлен в основном образцами советского производства и слабо автоматизирован. Проектирование же упаковки и вовсе находилось в зачаточном состоянии и выполнялось в лучшем случае грамотными чертежниками по всем правилам машиностроительного черчения, а в большинстве случаев производственники обходились эскизами и приблизительными допусками. Однако за последнее десятилетие ситуация резко изменилась. На рынке появились высокотехнологичные и производительные штанцевальные автоматы, автоматические линии многоточечной склейки, инлайн линии. А повышение степени автоматизации производства неизбежно ведет за собой выработку определенных стандартов и требований как к производимой продукции так и к используемым инструментам и расходным материалам. Не в последнюю очередь это относится и собственно к конструкции упаковки, и в свою очередь приводит к необходимости использования специализированных инструментов для ее разработки.

Такие инструменты представлены на западном рынке в достаточном количестве (это пакеты программ Marbacad, Impact, Artios CAD, Score и другие). На российском рынке эти программы в настоящее время не получили широкого распространения из за вполне понятной причины: ни для кого не секрет, что 90% используемых у нас программ – это пиратские «бесплатные» копии, в то время как «бесплатного» оборудования не бывает. В связи с этим мы еще не привыкли покупать лицензионные программы, и предпочитаем пользоваться пиратскими. А так как рынок весьма узок, найти пиратские версии программ для проектирования упаковки очень и очень не просто, поэтому в основном у нас для этих целей используются полиграфические программы или широко распространенный AutoCAD. Тем не менее отставание программного обеспечения от оборудования все более и более очевидно и многие предприятия сейчас приходят к необходимости использования профессионального программного обеспечения в области конструирования упаковки.

В ближайшие годы упаковочная отрасль будет интенсивно развиваться и станет одной из наиболее приоритетных в российской экономике. С ее развитием емкость рынка упаковочной продукции в нашей стране будет непрерывно расти. При этом будет развиваться международная интеграция. Участие российских производителей упаковочных материалов, изделий, машин и оборудования в специализированных выставках, проводимых за рубежом, позволит им выйти на международный рынок.

В настоящее время коробки и ящики из картона и гофрокартона являются самыми популярными и широко применяемыми видом тары. Объяснение этому кроется в их низкой стоимости, удобстве автоматического выполнения с ними основных технологических операций: изготовления, сборки, заполнения продукцией, укупоривания, штабелирования и так далее. Способность складывания в плоские заготовки позволяет экономить место при их хранении и транспортировки заказчику. При полиграфическом исполнении может быть использован практически любой способ печати и отделки, поэтому складные коробки отличаются прекрасным внешним видом, необычным разнообразием дизайнерских решений. Они имеют различные конструкции и широкий ряд типоразмеров.

Складные коробки и ящики из картона и гофрокартона преимущественно используются для упаковки продовольственных товаров, фармацевтической продукции, изделий химической промышленности. В США производством складных коробок занято около 600 заводов, перерабатывающих 3 миллиона тонн картона. Их объем продаж превышает миллиард долларов. Распределение используемых в США складных коробок и ящиков по видам упаковываемой продукции приведено в таблице 1.1 [1].

 

Таблица 1.1 Распределение складных коробок и ящиков из картона и гофрокартона по видам упаковываемой продукции.

Вид упаковываемой продукции, % Объем использования коробок, %
Продовольственные товары  47
Фармацевтическая продукция  9
Стиральные порошки  8
Скобяные товары  8
Перевозка напитков  7
Ассортиментные коробки  5
Текстиль  3
Остальное  13

Дата: 2019-05-28, просмотров: 241.