Эффективность КРА определяется путем сравнительной оценки различных вариантов эксплуатации АТС. При этом все конкурирующие варианты должны быть равно возможны или иметь определенные ограничения на их использование.
В качестве конкурирующих вариантов при использовании автомобилей в АТП в течение t- лет могут быть следующие:
- новые автомобили, не подвергавшиеся КР;
- старые автомобили, подвергавшиеся только ТР;
- старые автомобили после КР;
- автомобили новых марок или модернизированные.
Целесообразность КРА обосновывают сравнительной оценкой народно-хозяйственной экономической эффективности использования автомобилей, прошедших КР со всеми конкурирующими вариантами. Все затраты за срок службы автомобиля делятся на две группы. К первой группе относятся затраты, связанные с погашением первоначальной стоимости. Ко второй группе – текущие затраты, на содержание и ремонт автомобилей за t-лет эксплуатации.
1. Затраты по приобретению и эксплуатации нового автомобиля в течение t-лет подсчитывают по формуле:
t
Sн (t)=Kн - C л (t) + åaibiCi;
1
где: Кн- стоимость нового автомобиля;
Сл(t)- ликвидационная стоимость автомобиля после эксплуатации в течение t-лет;
ai - коэффициент приведения разновременных затрат к первому году или к t+1-му году эксплуатации старого автомобиля и автомобиля после кап. ремонта;
bi- коэффициент, учитывающий изменения производительности нового автомобиля в зависимости от возраста;
Сi- текущие затраты на содержание и ремонт в t –ом году новых автомобилей, скорректированных на одинаковую производительность и срок службы.
aI = 1/ (1 + E)I-z ,
где: i – год, который приводится к z ;
z – год, к которому приводятся затраты ;
Е – коэффициент приведения, равный 0,1.
2. Суммарные затраты при эксплуатации старого автомобиля складываются только из затрат на содержание и ремонт автомобиля, так как первоначальная стоимость автомобиля была погашена в предыдущие t-лет эксплуатации:
2t
Sc(t) = Σ αi βi сi
t+1
3. Затраты на капитальный ремонт и последующую эксплуатацию отремонтированного автомобиля можно выразить формулой:
2t
Sp(t) = Kp+ åaibpiCpi
t+1
где: Kp – стоимость капитального ремонта автомобиля;
bpi,Cpi – то же самое, только для отремонтированных
автомобилей.
4. Суммарные затраты по приобретению автомобиля новой модели и эксплуатации его в течение t-лет:
t
Sм(t) = Kм – Cл(t) + åaibмiCмi;
i=1
где: Kм – скорректированная на одинаковую производительность и одинаковый срок службы, стоимость автомобиля новой модели;
bмi – коэффициент, учитывающий изменения производительности автомобиля новой модели в зависимости от возраста:
bi = Qt / Qo = (1 – bti),
где: Qo - годовая производительность нового автомобиля в 1-й год эксплуатации;
Qt - среднегодовая производительность автомобиля в t-ом году;
b - коэффициент ежегодного снижения производительности;
Смi – текущие затраты на содержание и ремонт в t-ом году автомобилей новых моделей, скорректированных на одинаковую производительность и срок службы.
5. Капитальный ремонт автомобилей оказывается экономически эффективным в том случае, если суммарные затраты за срок службы отремонтированных автомобилей будут наименьшими по сравнению с затратами других возможных вариантов:
Sp(t) < Sн(t);
Sp(t) < Sc(t);
Sp(t) < Sм(t).
Увеличение производства новых автомобилей требует увеличения прямых кап. вложений в автопромышленность примерно в 7-8 раз больших, чем на проведение КР того же количества автомобилей. На изготовление автомобилей затрачивается на 50-60% больше материалов и в 3-4 раза больше эл. энергии, чем на их КР. Времени для подготовки производства новых автомобилей требуется больше, чем времени на подготовку производства по выпуску капитально – отремонтированных автомобилей. Пусть эта разница составит to лет, тогда народное хозяйство недополучит прибыли на один автомобиль(при ориентации на использование только новых автомобилей) в размере дополнительных затрат:
DS = Пto = (QC1ц – S)to,
где : П – ср. годовая прибыль от 1-го автомобиля за срок его службы;
Q – ср. годовая производительность 1-го отремонтированного автомобиля;
Сц – цена единицы транспортной работы, выполненной автомобилем после КР;
S - средне годичные затраты на эксплуатацию одного капитально отремонтированного автомобиля.
Если to > 2 , то учитывают фактор времени:
t0
DS = åaI(QiC1ц – S)to,
i=1
где: aI – коэффициент приведения разновременных затрат к первому году эксплуатации автомобиля после КР.
Суммарные затраты при эксплуатации только новых автомобилей:
t t0
Sн(t) = Kн – См(t) + åaibiCi + åai(QiC1ц – Si).
i=1 i=1
Тоже для автомобилей новой модели.
Эффективность АРП-ва оценивают после каждого года эксплуатации автомобиля и выбирают наилучший вариант. Таким образом, определение эффективности КРА – процесс многошаговый, для которого необходимо постоянно собирать информацию и находить наилучшее решение с помощью динамичного программирования.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 177.