Объект, предмет, методы и задачи курса «Социология конфликта»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1.1. Предмет, методы и задачи курса «Социология конфликта».

1.2. Конфликт как объект научного изучения.

1.3. Место дисциплины в системе гуманитарного знания.

1.4. Структура курса и его место в подготовке бакалавра по направлению «Социология».

 

1. Социология конфликта: объект и предмет дисциплины

Проблема социального конфликта всегда была актуальна для любого общества. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, убийства, бытовые конфликты, самоубийства, межличностные и межгрупповые конфликты присущи любому обществу. Так, согласно подсчетам историков в ХХ веке Россия прожила в мире, т.е. не участвуя в различных войнах (как внешних, так и внутренних) примерно 10-15 лет. Мир становится все более «военным», насыщенным военными опасностями и угрозами, военными структурами и делами, весьма многообразными формами непрямого (косвенного) применения силы («холодные войны», демонстрации «мускулов», терроризм и т.д.). О степени насыщенности мирных отношений военными свидетельствует рост количества и численности армий в ХХ в., увеличение мировых военных расходов с 2000 г. ежегодно на 5-7 % (после десятилетнего их снижения).[1]

Показатели эволюции мировой системы армий

Временные рубежи

Начало ХХ в. Канун Второй мировой войны Конец ХХ в.
Количество армий в мире ок. 30 ок. 50 более 200
Совокупная численность 7-8 млн. чел. 15-17 млн. чел. 25-26 млн. чел.
Рост разрушительно-истребительной силы (без учета ядерного вооружения) В 3-4 раза по сравнению с концом XIX в. В 10-15 раз по сравнению с началом ХХ в. В 20-25 раз по сравнению со Второй мировой войной

Конфликты на уровне организаций нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и даже приводить к их распаду.

Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальные конфликты может быть оказано при наличии достаточно глубокого понимания истинных причин его развития и завершения. Такое понимание невозможно без помощи науки.

Для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно руководитель, должен обладать необходимыми знаниями о конфликте как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей.

Первым ввел в научный оборот понятие «социология конфликта» немецкий ученый Г. Зиммель. Однако попытки понять место и роль конфликта в жизни человека и общества были предприняты еще в период Древнего мира и Средних веков.

В конце 50-х гг. ХХ в. сформировались научные дисциплины изучающие конфликты. Процесс формирования научного знания представлен на рисунке 1.

 

Предпосылки формирования социологии конфликта Древний мир: учения Конфуция, Гераклита, Платона, Аристотеля, Эпикура и др. Средние века: идеи Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Эразма Роттердамского и др.

 

Теоретические основы социологии конфликта Ф. Бэкон, Т. Гоббс, и. Кант, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Л. Гумплович, Г. Зиммель, М. Вебер, З. Фрейд, К. Юнг

 

Социология конфликта – 1) субдисциплина социологии;

                                          2) отрасль научного знания изучающая закономерности возникновения, развития, завершения конфликтов как объективного свойства развития общества, а также принципы, способы и приемы их конструктивного регулирования.

Объектом социологии конфликта являются конфликты социальных субъектов: личностей, социальных общностей (классов, больших и малых групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, политические партии, церковь и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций во всех его формах.

Предмет социологии конфликта охватывает то всеобщее, что характеризует возникновение, развитие и завершение всякого конфликта. В предметном поле дисциплины находятся:

- конфликты как стороны общественных противоречий;

- стороны конфликтов:

а) чувства, идеи, ценности;

б) индивиды с разными интересами;

в) социальные институты, связанные с упорядочиванием социальных отношений в отдельных сферах общественной жизни и реализацией основополагающих потребностей общества, обеспечения материальной жизнедеятельности, интеграцией социальных групп и коллективов, поддержанием и сохранением духовных ценностей;

г) социальные общности – относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами, условиями и образом жизни, массовым сознанием, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов;

д) социально-этнические общности (нация, народность и др.);

- конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания;

- конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;

- причины, условия, поводы конфликтов;

- основные типы конфликтов в обществе;

- прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов.

Функции социологии конфликта

1. Теоретико-познавательная функция состоит в изучении конкретного объекта (конфликта) с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний; определении предмета дисциплины, ее методологии, места в системе других обществоведческих наук.

2. Диагностическая функция реализуется посредством анализа и оценки конфликтной ситуации, социальной напряженности, субъектов конфликта, его причин, психологических, идеологических, экономических и других параметров. Она предполагает определение способов и планов урегулирования противоборств. Диагностика предполагает постоянный конфликтологический мониторинг (наблюдение, оценка, прогноз) основных общественных процессов, связанных с зарождением конфликтной ситуации и развертыванием социальной напряженности.

3. Прогностическая функция выражается в выработке обоснованных адекватных прогнозов развития социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Результатом прогностической функции является конфликтологический прогноз, в котором излагаются возможные варианты и сценарии развития конфликта, его социальные последствия.

4. Идеологическая функция выражается в использовании ее исследований в интересах нации, социальной общности (группы, класса) или правящей элиты. Она обусловливает национальное, классовое, корпоративное содержание событий, которое выражается в выгодном понимании причин социального конфликта, перспектив развития общества и т.п. Правящая элита часто использует социологию конфликта для манипулирования общественным мнением и поведением людей, провоцируя конфликты, не замечая назревавшие из них, определяя виновников (поиск «врагов народа», охота на ведьм).

5. Образовательная функция позволяет использовать результаты ее исследований для эффективного реагирования на конфликты. Необразованность в данной сфере является одной из причин возникновения разрушительных и многообразных конфликтов.

6. Прагматическая функция заключается в разработке общественно значимых социальных технологий (программ, проектов, алгоритмов действия социальных субъектов). Выработка научно обоснованных практик предупреждения, урегулирования и разрешения социальных противоречий.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 248.