Динамическая модель конфликта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.1. Понятие этапов конфликта. Потенциал конфликта или конфликтная ситуация.

5.2. Инцидент, виды инцидентов.

5.3. Эскалация конфликта. Психологические и структурные изменения во время эскалации.

5.4. Этап баланса сил или тупик конфликта. Понятие цены конфликта и цены выхода из конфликта.

5.5. Завершение конфликта и его варианты. Постконфликтная стадия.

 

1.Динамика конфликта включает в себя понятия этапов конфликта и его фаз. Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса.

Конфликт меняется во времени. Наиболее очевидно этот аспект представлен в поведении субъектов, поскольку они меняют свои стратегии и реагируют на действия друг друга, прибегая к пробным попыткам эскалации, снижения напряженности или начиная использовать стратегию принуждения вместо примирения.

Динамические аспекты конфликта можно рассмотреть в нескольких главных областях:

- в самих субъектах конфликта, поскольку цели, установки и формы поведения изменяются или изменяется структура субъекта конфликта в ответ на изменение противника или социального контекста среды.

- во взаимодействии между сторонами, поскольку со временем возникают различные модели коммуникации и взаимодействия в связи с эскалацией и деэскалацией конфликта, его интенсификацией или «умиранием», расширением или согласованным ограничением границ.

- между сторонами конфликта и окружающей их социальной средой, поскольку среда реагирует на конфликт самыми разными путями – от изоляции субъекта-агрессора до привлечения к урегулированию третьих сторон (в целях предоставления ресурсов, вмешательства, оказания посреднических услуг или навязывание ограничений на поведение или условия разрешения).

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

1. предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).

2. инцидент

3. эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие

4. сбалансированное противодействие

5. завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта

6. послеконфликтная стадия

В литературе часто конфликтом именуются 3,4 и 5 стадии открытый конфликт, что называется конфликтом в узком смысле слова. Тогда 1- 6 стадии широкое понимание конфликта. Стадии 3-4 называют стадиями дифференциации, стадии 5,6 интеграции.

По Еремину Б.Л фазами конфликта являются:

- конфронтационная (военная) стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет устранения чужого,

- компромиссная (политическая) стороны стремятся по возможности достичь своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный,

- коммуникативная (управленческая) стороны стремятся достичь согласия в том, что суверенитетом обладает не только каждый субъект конфликта, но и его интерес и ликвидируют лишь незаконные с точки зрения сообщества различия в процессе движения к взаимодополнению интересов.

В этой типологии кризис псевдофаза: такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (фазовая стагнация, зацикленность на одной фазе, возврат к предыдущей). В результате кризиса возникает напряженность, снять которую может продолжение развития конфликта.

Схематично течение конфликта можно отразить следующим образом:

    • начальная фаза,
    • фаза подъема (1),
    • пик конфликта (2),
    • фаза спада (3).

Фазы могут повторяться циклически: 1-2-3 1-2-3 1-2-3

Конфликтная ситуация развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.

По Козыреву Г.И. конфликтная ситуация характеризуется неудовлетворен-ностью (при которой происходит трансформация субъективно объективных отношений в субъективно субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия) и социальной (или психической) напряженностью.

Социальная напряженность по Дмитриеву А.В. эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. СН имеет своими предпосылками:

- устойчивая и длительное время неразрешимая ситуация рассогласования между потребностями, интересами и ожиданиями людей и мерой их фактического удовлетворения, которое приводит к

- накоплению недовольства,

- росту агрессивности,

- нарастанию психологической усталости и

- раздражительности.

С точки зрения Ахиезера А.С. существует конструктивная напряженность, выполняющая функцию преодоления социальных противоречий. Вектор этой напряжености направлен против дезорганизации, энтропийных процессов. По Бородкину Ф.М. и Коряку Н.М. существуют 4 типа конфликтных ситуации по характеру возникновения:

- объективная целенаправленная

- объективная нецеленаправленная

- субъективная целенаправленная

- субъективная нецеленаправленная

По А.Г. Здравомыслову каждая из сторон воспринимает конфликтную ситуацию в зависимости от факторов:

- степень значимости доконфликтной ситуации,

- степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их удовлетворения,

- восприятие противоположной стороны, способность учитывать ее интересы.

Корнелиус Х. и Фейр Ш. выделяют своеобразные сигналы конфликта, составляющие линейный ряд:

Дискомфорт Еще ничего не сказано, проблема не ясна, но появляется ощущение, что что-то идет не так, как нужно
Инцидент Появляется первое столкновение, но оно не воспринимается как типическое. Поэтому на него еще не вырабатывается реакция.
Непонимание Участники начинают формировать негативный имидж друг друга Идеологическое оформление конфликта.
Напряжение К негативному имиджу добавляются негативные отношения, которые становятся постоянными.
Кризис Нормальное функционирование уже невозможно, поскольку обе стороны уже находятся в ожидании радикальных шагов.

Согласно М.Дойчу латентные функции конфликта могут быть выделены и изучены только после факта. Таким фактом, выводящим конфликт в зону открытого противостояния, является инцидент.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Инцидент конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт..

Инцидент информационный событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

Инцидент деятельностный повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. По С.М. Емельянову это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности, как пишет М.С. Мириманова.

Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидент, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

Многие отечественные и зарубежные авторы выделяют объективные и субъективные факторы, являющиеся источниками конфликтов или конфликтогенами. Конфликтогены это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.

Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах:

    • поведенческие проявление превосходства, эгоизма и агрессии;
    • ролевые пересечение трансакций (в типологии Э. Берна);
    • личностные общение с трудными людьми (см. лекцию Межличностные конфликты).

Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:

- дополнительный взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента уступчивость второго или наступательные действия и оборона);

- симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).

Эскалация конфликта происходит именно по 2 варианту.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.

Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта.

  1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

- упрощение элементов КС, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа,

- схематизация КС в виде выделения неких устойчивых связей и отношений,

- уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас без прошлого и последствий,

- поляризация оценок до черного и белого,

- категоричность оценок, не подлежащих пересмотру,

- фильтрация информации и интерпретация в соответствии с существующими предубеждениями.

  1. Искажение восприятия собственной стороны:

- мотивация рассматривается как социально приемлемая,

- действия как справедливые,

- позиция как нормативная, целесообразная,

- операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать,

- восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.

  1. Искажения восприятия действий, высказываний, поступков мотивы оппонента:

o мотивы расцениваются как подлые и низменные,

o действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые,

o позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная,

o операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает,

o восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

  1. Рост эмоционального напряжения.
  2. Переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику.
  3. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако, по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери.
  4. Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия.
  5. Потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником.
  6. Расширение социальных границ конфликта за счет увеличение числа участников.
  7. Переход от мягких тактик противостояния к жестким.

Причины остановки эскалации:

- одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;

- первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;

- одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

- одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

- наступает мертвая точка в противостоянии.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 397.