Примеры тем, предложенных ниже, составлены с учетом запросов родительской группы и основаны на философии программы «Направляемый диалог». Мы предлагаем примерный список тем, которые могут идти в том порядке, который нужен определённой группе, также некоторые темы могут быть заменены на другие, более актуальные для данной группы.
Темы перекликаются с домашним заданием, просмотром видеозаписи и прошлым разговором.
Пример тем и домашних заданий группы для родителей
Встреча | Тема | • Методы | Задание |
1. | Что такое «Направляемый диалог», как эта программа может помочь развитию ребенка | • Объяснение • Просмотр видео • Просмотр постера | 1.Расскажите две счастливых истории о вашем ребенке 2. Что заставляет вашего ребенка грустить, смеяться, злиться? |
2. | Образ «позитивного ребенка»: какой он? | • Обсуждение • Показываем фотографии своих детей • Показ и обсуждение фотографий детских лиц, обсуждение эмоций | 1.Как вы показываете ребенку свою любовь? 2.Как вы хвалите ребенка? |
3. | Эмоциональный выразительный диалог: как показать любовь ребенку, как похвалить ребенка | • Обсуждение домашнего задания • Ролевые игры • Объяснение и обсуждение того, что такое эмоциональный диалог с ребенком, как его достичь | 1.Как реагирует ребенок, когда вы следуете за его инициативой? 2.Как реагирует ребенок, если вы показываете свою любовь к нему прикосновением или голосом? |
4. | Продолжение прошлой темы: Эмоциональный выразительный диалог | • Обсуждаем домашнее задание • Ролевые игры • Просмотр видеозаписей, сделанных на детско-родительской группе | Приведите примеры того, как вы объясняете ребенку новое, чтобы он лучше понял окружающий мир |
5. | Обсуждение важности разговора и объяснения ребенку того, что он видит, наблюдает, испытывает | • Обсуждаем домашнее задание • Ролевые игры • Просмотр видеозаписей, сделанных на детско-родительской группе | 1.Бывают ли у вас с ребенком моменты совместного внимания, когда вы смотрите и обсуждаете одного и тоже? 2.Что нравится вашему ребенку? Что ему интересно? Участвуете ли вы в этом? Приведите примеры 3.Какие истории обычно любит слушать ваш ребенок. Приведите примеры |
6. | Продолжение прошлой темы | • Обсуждение домашнего задания • Ролевые игры • Просмотр видеозаписей, сделанных на детско-родительской группе | 1.Что в поведении вашего ребенка вам не нравится 2.Как лучше всего отреагировать, когда ребенок делать то, что ему нельзя? |
7. | Как устанавливать границы и ограничения для ребенка: объяснение ребенку происходящего, попытки договорить с ним вместо применения силы, телесных наказаний, криков | • Обсуждение домашнего задания • Ролевые игры | Как ребенок реагирует, если вы пытаетесь объяснить ему то, что нельзя вместо угроз и наказаний? |
8. | Тема на выбор от участников группы | • Обсуждение домашнего задания | Похвалите участников группы за их старания и успехи |
9. | Сбор обратной связи, праздник, завершение | • Совместный просмотр фотографий с групп, видеозаписей | Благодарности |
В начале групповой сессии участники делятся опытом выполнения домашнего задания, трудностями и успехами в освоении новых стратегий во взаимодействии с ребенком.
Одним из самых эффективных групповых методов обучения родителей позитивным стратегиям взаимодействия с ребенком является работа с видеоматериалом участников группы. Для этого специалисты программы во время детско-родительской активности или совместной еды проводят видеосъёмку каждой пары родитель-ребенок. Съемка проводится как в начале программы, так и на протяжении всех 14 групповых встреч, для того, чтобы можно было зафиксировать происходящие в паре изменения стратегий взаимодействия. Для проведения видеосъемки обязательным является получение разрешения от семьи на ее проведение.
Ведущие группы предварительно отсматривают снятый материал и выбирают небольшие куски эффективного взаимодействия в паре. Далее группа просматривает небольшой (не более 3-5 минут) эпизод взаимодействия пары ребенок-родитель. Участникам предлагается назвать моменты хорошего контакта, приводя конкретные примеры. Например, «я вижу, как вы нежно относитесь к своей дочери. Когда она подошла к вам, вы отвлеклись от разговора, обняли ее и поцеловали». Важно, чтобы высказалось как можно больше участников. Такой формат способствует укреплению уверенности в своих «родительских» способностях, акцентирует внимание взрослых на потребностях детей и тех способах, каким они могут эти потребности выражать. Высказывания «в позитивном ключе» снижают тревогу родителя, побуждают его смелее придумывать и пробовать новые стратегии взаимодействия с ребенком. Для специалистов видео служит прекрасным материалом для оценки динамики в построении диалога между родителем и ребенком и эффективности программы в целом. С ростом доверия между участниками группы, многие родители просят посмотреть именно их взаимодействие для того, чтобы увидеть себя со стороны и что-то изменить в своем поведении. Процесс воспитания становится интересным, полным открытий и удовольствия от общения со своим ребенком, где можно не бояться ошибок, а придумывать, пробовать и делать то, что будет хорошо для конкретной семьи.
В то время, когда взрослые принимают участие в работе родительской группы, дети остаются под присмотром специалистов в Детской группе. В течение этой части дня за детьми в отдельном помещении ухаживают 6 специалистов и волонтеры, которые обеспечивают комфортную и безопасную среду каждому ребенку, помогают детям получить позитивный опыт разлучения и взаимодействия с «другим» взрослым, когда взрослый не пренебрегает потребностями маленького ребенка.
Детская группа начинается с момента прихода семей в помещение, где дети будут оставаться одни на время родительской группы. Семьи приходят за некоторое время (например, полчаса) до начала родительской группы. Это важно для того, чтобы ребенок мог освоиться в новом пространстве, познакомится и доверится специалистам, с которыми будет оставаться на время родительской группы. Специалисты и волонтеры, в свою очередь, спокойно и осторожно присоединяются к игре родителей с детьми. За время игры и беседы с родителем специалисты узнают о том, во что сейчас хочет играть ребенок, что ему может понадобиться (пить, в туалет и т.д.) и каким образом ребенок проявляет сигналы к тем или иным своим потребностям. Важно еще раз уточнить есть ли какие-нибудь особенности, о которых необходимо знать специалисту (возможно, ребенку нельзя играть с магнитными игрушками или нужно избегать подвижных игр, или ребенок не умеет падать и нужно быть внимательнее, так как когда ребенок падает, то ударяется головой и т.д.). Когда подходит момент расставания специалисты и волонтеры помогают паре. Специалисты рассказывают родителям о важности предупредить малыша, что мама сейчас уйдет, но через некоторое время она вернется и они снова смогут продолжить игру, а пока малыш может поиграть здесь с другими детьми и педагогами. Специалисты обязательно предупреждают родителей о том, что если ребенку будет трудно справиться с расставанием, то их, конечно, позовут. Иногда расставание проходит трудно. В этой ситуации можно обсудить с родителем, что могло бы помочь ребенку справиться.
Задача специалистов на момент расставания пары – это обеспечить интересное и приятное времяпрепровождение. Поэтому, важно продумать несколько моментов. В первую очередь это среда. Среда должна быть безопасной и интересной. Для того, чтобы было интересно, в ней находятся игрушки, соответствующие уровню развития детей. Если возрастной разброс велик, значит должны быть наборы игрушек на все возраста детей, находящихся в помещении. Необходима зона, где дети смогут активно двигаться и играть в подвижные игры. Специалисты могут предлагать совместные игры, объединяя детей по интересам или в общую группу.
В момент возвращения родителей педагоги и волонтеры акцентируют внимание детей на этом. Важно, чтобы встреча с мамой была теплой. Здесь специалисты могут использовать различные приемы, например, за время отсутствия мамы ребенок что-то приготовил для нее вместе с педагогом. После встречи с мамой специалист помогает ребенку рассказать о том, чем он занимался без нее и во что играет сейчас, затем предоставляет маме и ребенку пространство, а сам отстраняется, давая паре время на игру.
Следующая часть дня посвящена детско-родительской группе. Данная активность направлена на формирование позитивной модели взаимодействия в паре родитель-ребенок. В это время родители пробуют новые позитивные способы справляться с поведением ребенка.
Родители, возвращаясь с очередной встречи в «родительской группе», присоединяются к той активности, которой заняты в данный момент их дети на «детской группе». Через 10-15 минут совместной игры или иной деятельности начинается подготовка к совместному приему пищи.
Для успешного перехода от одного вида активности к другому используется какой-либо постоянный предупредительный сигнал. Это может быть попевка: «Пора, пора, убирать нам все пора, закончилась игра», устное сообщение, музыка и пр. Подготовка предполагает совместную уборку игрушек и накрывание на большой общий стол, составленный из индивидуальных столиков.
Совместная трапеза длится 15-20 минут. Предполагается, что дети едят пищу, которую принесли для них родители с учетом необходимых ограничений, пищевых предпочтений детей, мамы и специалисты также присоединяются к ним за чаепитием. Совместный прием пищи часто является обучающим моментом бесконфликтного взаимодействия. Специалисты, участвующие в этой активности, аккуратно присоединяются к паре «ребенок – родитель», если этой паре требуется поддержка и помогают справиться с трудными моментами объясняя родителю происходящее и плавно направляя взаимодействие пары.
Одним из важных приемов для закрепления стратегий взаимодействия является позитивное комментирование специалистами происходящего в паре. Например, когда мама дает возможность ребенку самостоятельно выбрать, что он сейчас будет кушать, специалист может похвалить маму¸ сказав: «Как замечательно, что вы предложили малышу выбор, смотрите с каким удовольствием он теперь ест». Это не только акцентирует внимание мамы на том, что выбор важен, но и закрепляет эту стратегию в ее каждодневном поведении, а также это показывает другим участникам группы, что данная стратегия работает и ее можно применять. Мы ожидаем, что уже через небольшое количество встреч активная роль специалиста в позитивной поддержке будет уменьшаться и увеличиваться активность самих родителей, когда они научаются самостоятельно подмечать такие моменты и озвучивать их другим родителям. Именно поэтому очень важно не упускать из программы время приема пищи за общим столом – ведь это время, когда родители могут поделиться друг с другом успешными стратегиями, связанными с кормлением ребенка и обменяться полезной информацией.
После совместной трапезы начинается важная часть детско-родительской группы – время совместной активности. Один из специалистов осуществляет организацию деятельности, остальные оказывают необходимую поддержку родителям
Принципы выбора предлагаемой родителям и детям активности:
· активность приносит позитивный эмоциональный опыт родителям и детям, радость и удовольствие, как от самого процесса, так и от результата деятельности
· доступность активности
· успешность ребенка
· необходимость партнера по деятельности, коммуникации
· активность способствует стимулирующему взаимодействию между взрослым и ребенком, которое расширяет опыт ребенка и его действия по отношению к окружающему миру.
Продолжительность этой части программы– 30 минут.
Виды активности, которые можно развернуть во время детско-родительской группы:
Художественная мастерская
· рисование акварельными красками по мокрому листу бумаги
· аппликация, коллаж
· поделки из соленого разноцветного теста
· открытки на праздник
· украшения на елку
· пасхальные яйца
· украшения из бумажных тарелок
· рисунки обведенной руки
· проявляющиеся картинки (лист с нарисованными белым восковым мелком линиями покрываем краской)
· Объемные поделки из шерсти
· Картины из шерсти
«Грязные игры», игры с неструктурированными материалами:
· кукурузный крахмал, разведенный водой
· песок
· игры с водой
· рисование руками
· мыльная пена, пена для бритья
· игра с гидрогелем
· искусственный снег
· рисование по манной крупе (кукурузной крупе, муке)
Кулинарная мастерская:
· Фруктовые шашлычки
· Печенье, украшенное помадкой и посыпкой
· Веселые бутербродики
· Гусенички из кукурузных палочек
При подготовке каждой мастерской важным является спланировать необходимые условия (удобное место для активности, фартуки, полотенца, салфетки, емкости и пр.), расходные материалы, презентацию алгоритма деятельности.
Чтобы дети могли отнести результаты труда домой, нужно подготовить бумажные тарелки, пластиковые пакеты, прозрачную пленку.
Завершающей частью детско-родительской группы является «совместный круг»: мамы с детьми усаживаются в круг на подушках/ковриках. Педагог проводит несколько веселых стихо-ритмических или пальчиковых игр («У бабы Фроси пяток внучат», «Правая и левая», «Кони-Огони» и пр.).
На время реализации программы - 14 недель - обязательно выпадают какие-либо календарные праздники (Рождество и Новый год, 8Марта, Пасха и пр.). Это хороший повод вместе подготовить и провести общий праздник с приглашением пап, братьев, сестер, бабушек и дедушек. Родители получают опыт организации и проживания семейного праздника с опорой на народные традиции, детскую игровую, музыкальную культуру и совместные, интересные каждому виды деятельности, и, в результате, подружиться семьями и стать ресурсом поддержки друг для друга после окончания реализации программы.
Завершающим этапом работы каждой группы является темо-центрированное взаимодействия родителей и специалистов по вопросам развития детей. Поскольку в работе группы принимает участие междисциплинарная команда специалистов, то у родителей есть возможность задать вопросы и обсудить интересующие моменты по всем областям детского развития. Родители делятся своими тревогами и волнениями, высказывают мнения и получают, профессиональные компетентные ответы, основанные на передовых международных практиках, кроме этого специалисты рекомендуют необходимую литературу и, при наличии потребности, исходя из актуальных запросов, назначают индивидуальные консультации для каждой семьи
Дата: 2019-05-28, просмотров: 251.