Цель и задачи программы «Направляемый диалог».
Цель – способствовать формированию гармоничных родительско-детских отношений, улучшению функционирования ребенка в повседневных жизненных ситуациях за счет обучения родителей позитивным стратегиям взаимодействия с детьми с ограничениями жизнедеятельности на основе осуществления индивидуальной программы ранней помощи в групповой форме сопровождения междисциплинарной командой специалистов.
Задачи:
- обучить родителей позитивным способам справляться с родительскими функциями;
- организовать помощь родителям для преодоления проблем в развитии ребенка;
- улучшить социально-эмоциональное развитие детей;
- оказать психологическую помощь родителям в преодолении кризисных ситуаций и облегчить их эмоциональное состояние.
Целевая группа.
Семьи с детьми с ограничениями в жизнедеятельности или риском развития ограничений жизнедеятельности в возрасте от 6 месяцев до 5 лет - испытывающие трудности в связи с проблемным поведением, развитием ребенка и установлением позитивных отношений с ним. А именно:
- родители имеют стойкие проблемы в отношениях с ребенком;
- родители имеют проблемы с собственным психическим здоровьем (послеродовая депрессия, невроз, хроническая усталость и др.)
- в семье зафиксировано жестокое обращение с ребенком (пренебрежение потребностями ребенка, использование таких методов влияния, как угрозы, тряска, крик, шлепки, оскорбление).
Программа также может быть полезна и для семей, имеющих приемных детей раннего и дошкольного возраста.
Реализация программы.
Программа реализуется междисциплинарной командой, обеспечивающей комплексный подход к сопровождению семьи. Междисциплинарная команда включает в себя:
- педиатра развития
- психологов
- физического терапевта
- специального педагога, специалиста по ранней коммуникации
-педагогов
- волонтеров.
3. Содержание групповой программы сопровождения «Направляемый диалог».
Структура программы
Программа продолжается в течение 9 месяцев (обычно с сентября по май) и включает в себя 2 этапа.
Этап 1. Предшествующий этап - Индивидуальные сессии.
На этом этапе для каждой семьи проводится 3-4 индивидуальные сессии.
Индивидуальные сессии (3-4 для каждой семьи) проводятся с целью определения нуждаемости ребенка и семьи в программе ранней помощи, сбора информации о ребенке и семье, оценке имеющихся трудностей, формировании актуального запроса на программу сопровождения, оценке функционального развития ребенка и уровня взаимодействия в паре, составление индивидуальной программы ранней помощи, информировании семьи о программе сопровождения, знакомства семьи со структурой программы и специалистами, заключения соглашения об участии в программе и проведении видеосъемки.
Индивидуальные встречи проводятся двумя специалистами, одним из которых является психолог. Встречи проходят один раз в неделю в течение 1 часа, и имеют следующую структуру:
- сессия 1 – определение нуждаемости ребенка и семьи в программе ранней помощи;
- сессия 2-3 – проведение оценочных процедур: оценки рутин, оценки развития ребенка, состояния родителей и особенностей взаимодействия в паре родитель-ребенок при помощи следующих инструментов: опросники KID, R-CDI, ASQ, PICCOLO, клиническое интервью;
- сессия 4 – обсуждение индивидуальной программы ранней помощи, формирование у родителей запроса для участия в работе группы с опорой на проведенную оценку.
По итогам индивидуальных сессий происходит формирование групп семей по 10 семей в каждой группе (под семьей в программе понимается 1 или 2 воспитателя и 1 ребенок).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 237.