МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»
Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
E-mail: centrresurs@ gmail . com
Психологическое консультирование родителей в ранней помощи: г руппы развития родительской чуткости
Екатеринбург
2018
Услуги ранней помощи.
Психологическое консультирование родителей в ранней помощи: г руппы развития родительской чуткости (на примере программы «Направляемый диалог»)
Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.
Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.
Авторы-составители: Ермолаева Евгения Евгеньевна
Содержание
Введение
1. Общее описание программы «Направляемый диалог»
1.1. Содержание программы
1.2. Общие цели работы программы
2. Область применения программы «Направляемый диалог»
3. Цель и задачи программы «Направляемый диалог».
3.1. Целевая группа.
3.2. Привлечение целевой группы
3.3. Реализация программы
4. Содержание программы «Направляемый диалог»
4.1. Структура программы
4.2. Содержание групповых сессий
5. Оценка эффективности программы
Выводы
Библиография
Введение
В настоящее время в Российской Федерации интенсивно развивается система ранней помощи. Согласно принятой Постановлением Правительством в августе 2016 г. Концепции развития ранней помощи в РФ до 2020 г., в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и образования, а также в некоммерческом секторе будут создаваться и развиваться структурные подразделения - Службы ранней помощи.
Услуги ранней помощи могут предоставляться в индивидуальной и групповой формах.
В системе ранней помощи групповые формы активностей для детей всегда реализуются совместно с родителями. Это объясняется тем, в раннем возрасте отношения с близкими взрослыми являются для ребенка наиболее значимыми и безопасными. Кроме того, родители имеют возможность улучшать свои воспитательные компетенции и получать поддержку других родителей, что, в итоге, хорошо сказывается на детско-родительских отношениях и снижает количество сурового, ориентированного на наказания и пренебрежение, воспитания.
Программы групповых занятий опираются на научно доказанные теории детского развития и терапевтические методы. Это теория привязанности, модель экологии человека, теория социального научения.
Несмотря на то, что запрос некоторых родителей может быть направлен исключительно на групповую форму занятий с ребенком, в первую очередь проводится первичная индивидуальная консультация с целью принятия решения о включении ребенка в программу ранней помощи. Знакомство с ребенком, оценка уровня его развития, имеющихся трудностей и потребностей в помощи, определение запроса родителей – все это позволяет сориентироваться в целях и задачах помощи, спланировать Индивидуальную программу ранней помощи, подобрать подходящую группу как форму реализации ИПРП, избежать ошибок и неудач в достижении запланированных целей индивидуальной программы.
Основными принципами формирования групп в Службах ранней помощи (далее СРП) являются:
- сходство задач в Индивидуальных программах ранней помощи, которые могут решаться в формате групповой формы занятий. (в отличие от принципа формирования групп по нозологиям. Например, актуальные для всех детей раннего возраста задачи развития коммуникативных навыков);
- возраст развития детей (в отличие от принципа формирования групп по возрастному принципу);
- информированность и готовность родителей.
При организации групповых активностей в программах ранней помощи важно учитывать следующие условия:
- обеспечение безопасности и предсказуемости для всех участников процесса (физической, информационной, психологической);
- организация пространства, подбор оборудования, материалов и игрушек в соответствии с задачами ИПРП и программы группы;
- моделирование игровых и коммуникативных ситуаций;
- добровольность посещения и постоянство состава группы;
- ограничение количества в группе, исходя из условий среды и задач группы;
- ведущие группы - подготовленные специалисты службы ранней помощи.
При неоспоримой пользе и доказанной эффективности для семей участие в групповых активностях оказывается возможным не для всех детей и семей.
Барьерами для семьи, чтобы воспользоваться и успешно завершить групповую программу, зачастую являются:
- недостаток информации о программах (родители не понимают, какую конкретно пользу принесет их ребенку и семье участие в данной программе);
- страх стигмы или быть названным «плохим родителем»;
- несоответствие программы и родителя или ребенка (для этого в ранней помощи существуют разные форматы групповых активностей);
- проблемы практического характера, такие как транспорт и уход за детьми;
- конкуренция потребностей повседневной жизни.
Часто наиболее нуждающиеся родители испытывают самые большие трудности с посещением групповых программ. Проблема стоит особенно остро для социально неблагополучных семей и родителей детей со сложными потребностями.
Некоторые виды рекомендуемых групповых форм реализации программ ранней помощи:
· лекотека;
· семейный;
· структурированные занятия «Обучение через игру»;
· группы «Бережное развитие» (на основе PEKIP-групп);
· коммуникативные группы;
· групповая программа сопровождения «Направляемый диалог» (на основе программы ICDP).
В данной брошюре подробно рассматривается организация и содержание программы сопровождения в групповой форме «Направляемый диалог».
Программа сопровождения в групповой форме «Направляемый диалог» была разработана специалистами АНО ДПО «СПб ИРАВ» для родителей, испытывающих трудности в понимании своего ребенка и сомнения в своих родительских компетенциях на основе норвежской программы поддержки родителей ICDP, одобренной ВОЗ и применяемой во многих странах для помощи семьям и детям.
International Child Development Programme (ICDP) (Международная программа развития ребенка) начала свое существование в 1985 году. Первое время над программой работала небольшая группа специалистов, которую возглавляли Karsten Hundeide и Henning Rye. Группа поддерживала контакты с университетами в Осло и Бергене. Велась активная подготовительная работа. Идея заключалась в том, чтобы на основе научных исследований и экспериментов разработать программу раннего вмешательства.
Так появилась ICDP - International Child Development Programme (Международная программа развития ребенка). Главный акцент был сделан на развитии позитивного диалога и повышении качества взаимодействия между взрослыми и детьми. Была разработана программа поддержки и помощи взрослым, которые заботятся о детях. Программа показала свою эффективность и результативность. Была сформирована международная команда и в 1992 году в Норвегии, в Осло, была зарегистрирована благотворительная организация.
ICDP - это простая общественно-ориентированная программа с целью поддержки и оказания психосоциальной помощи лицам, ответственным за заботу о детях. Программа основана на общепризнанных гуманистических ценностях о значении активизации человеческого сочувствия и сострадания в качестве основы ухода за нуждающимися детьми. Программа ICDP - это другое выражение смысла, содержащегося в Конвенции о правах ребенка.
Программа имеет общественную основу и профилактическое направление. Это означает, что программа, как правило, осуществляется в местном сообществе без конкретного сосредоточения внимания на отдельных субъектах, таких как, например, клинические услуги консультантов.
Целевая группа.
Семьи с детьми с ограничениями в жизнедеятельности или риском развития ограничений жизнедеятельности в возрасте от 6 месяцев до 5 лет - испытывающие трудности в связи с проблемным поведением, развитием ребенка и установлением позитивных отношений с ним. А именно:
- родители имеют стойкие проблемы в отношениях с ребенком;
- родители имеют проблемы с собственным психическим здоровьем (послеродовая депрессия, невроз, хроническая усталость и др.)
- в семье зафиксировано жестокое обращение с ребенком (пренебрежение потребностями ребенка, использование таких методов влияния, как угрозы, тряска, крик, шлепки, оскорбление).
Программа также может быть полезна и для семей, имеющих приемных детей раннего и дошкольного возраста.
Реализация программы.
Программа реализуется междисциплинарной командой, обеспечивающей комплексный подход к сопровождению семьи. Междисциплинарная команда включает в себя:
- педиатра развития
- психологов
- физического терапевта
- специального педагога, специалиста по ранней коммуникации
-педагогов
- волонтеров.
3. Содержание групповой программы сопровождения «Направляемый диалог».
Структура программы
Программа продолжается в течение 9 месяцев (обычно с сентября по май) и включает в себя 2 этапа.
Содержание групповых сессий
Родительская группа
Работа родительской группы посвящается развитию у родителей знаний об успешных способах взаимодействия с ребенком. Во время сессии родителям предлагают упражнения, направленные на развитие чувствительности как базового навыка для построения оптимальных отношений в паре взрослый-ребенок. Также участники группы обсуждают особенности воспитания ребенка с ограничениями жизнедеятельности, связанные с этим трудности и позитивные способы их преодоления. Для обучения используются видеозаписи взаимодействия диады взрослый-ребенок и групповой анализ видеозаписи. В группу входят не больше 10 родителей, ведут группу 2 психолога.
Вместо указания на недостатки специалисты называют и обозначают положительные аспекты во взаимодействии пары (взрослый-ребенок). Таким образом, специалисты укрепляют во взрослом уверенность в себе как в родителе. Это создает сильную мотивацию для дальнейшего участия в программе и качественных изменений в себе. Если специалисты обратили внимание взрослого на то позитивное, что он смог сделать, скорее всего, он начнет делать это чаще и чаще. Подход и основная идея программы основаны на том, что участники сами будут менять свое поведение и существующие стратегии взаимодействия - через наблюдение и собственные правки. Поэтому так важно использовать в работе видеозаписи пары взрослый-ребенок и домашние задания с упражнениями, чтобы процесс изменения поведения и обучения новым навыкам позитивного взаимодействия был непрерывным и эффективным.
Цикл обучения новым навыкам состоит из следующих компонентов:
- Групповое планирование и выбор задачи для вмешательства
- Начало реализации задачи - знакомство с позитивными стратегиями
- Реализация задачи - реальные пробы
- Отчет о проделанной работе и размышления об этом – домашние задания
- Совместное обсуждение – просмотр видео
- Совместное использование нового опыта с другими в группе
Этот цикл обучения, как правило, способствует построению доверия между ведущими программы и участниками. Решения, которые возникают у родителей, приходят из собственного опыта или опыта других участников, соответственно, риск конфликта или недоверия между специалистами и родителями существенно снижается. Также это позволяет применять программу в любой стране, с любыми культуральными особенностями. Программа основана не на пассивном участии, это не лекционный формат о том, как правильно общаться с ребенком. Это активное обучение, где собственные положительные стратегии подтверждаются и укрепляются при поддержке группы.
В программе «Направляемый диалог» делается акцент на:
- Добровольность участия
- Обязательства родителей
- Наделение родителей полномочиями
- Объективное измерение результатов
В процессе участия в группе родители получают:
- открытую, честную, своевременную и информативную коммуникацию;
- время, проведенное с кем-то, кто слушает, дает обратную связь, информацию, утешение и совет;
- помощь, которая основана на актуальном запросе семьи;
- подход, который подкрепляет, а не разрушает их родительские способности.
Данный подход ориентирован на ресурсы самих родителей и позволяет направить внимание на позитивные стороны родительства, повысить гордость за ребенка и любовь к нему, усилить уверенность в себе как в родителе и повысить заинтересованность в ребенке. В итоге, это способствует как развитию самого ребенка, так и профилактике насилия и вторичного сиротства.
Для работы ведущих групп были сформулированы следующие принципы:
- относиться к родителям как к равным;
- аккуратно использовать профессиональную дистанцию, быть готовым поделиться личным опытом и впечатлениями;
- обеспечивать безопасность (уважение к стилю диалога, взаимодействия, системе ценностей родителя, отсутствие критики, готовность принимать сильные чувства родителей);
- обеспечивать родителю возможность проявить свою компетентность, убедиться, что он «хороший родитель»;
- ориентировать участников группы не на поиск одного правильного решения проблемы, а на свободный обмен мнениями, размышление над проблемой и поддержку друг друга;
- обеспечивать четкую организацию процесса.
Когда стоит цель актуализации и развития чувствительности и позитивного отношения к ребенку, приблизиться к этому можно, если сам родитель будет отмечать, объяснять и демонстрировать, как он на практике заботится о ребенке. Однако, в начале работы группы родители нуждаются в каких-то простых и конкретных правилах, на которые они могли бы опираться.
Содержание бесед с родителями программы «Направляемый диалог» включает в себя изучение и применение на практике 8 принципов хорошего диалога программы ICDP, различные разминки, темы посвященные истории принятия решения о приемном ребенке, теоретический материал об особенностях развития детей раннего возраста в домах малютки, о процессах адаптации к новой семье.
В процессе развития группы участники начинают сами активно предлагать темы для обсуждения, а ведущие все меньше организуют процесс, а участвуют в обсуждении как равноправные участники. Одним из показателей эффективности работы группы является готовность родителей объединяться для решения возникающих сложностей и оказания друг другу поддержки после окончания программы.
В течение 14 встреч участники группы шаг за шагом изучают и пробуют применить на практике 8 принципов построения хорошего диалога (Описание 8 принципов хорошего диалога см.Приложение1).
Для создания позитивной доверительной атмосферы в группе уже на первой встрече каждая группа вырабатывает свои собственные правила, по которым участники группы будут строить свое общение на последующих встречах, данные правила могут модифицироваться и дополняться по мере необходимости. Такого рода активность создает необходимые границы и структуру и позволяет ведущим и самим участникам группы увереннее регулировать свои отношения.
Вот пример правил одной из групп:
Полная КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Все, что говорится в группе, остается в группе.
Никто не может присоединиться к группе после второй недели, поскольку в группе участники делятся своими личными переживаниями и историями.
1. Члены группы СЛУШАЮТ друг друга и говорят по очереди.
2. Члены группы избегают высказываний, которые задевают людей по расовому, половому, возрастному признаку, по росту и т.д.
3. Делать ошибки НОРМАЛЬНО. Никто из нас не идеален.
4. Начинать и заканчивать вовремя важно для всех нас.
5. Посещаем группу регулярно
6. Поощряем друг друга
7. Обмениваемся телефонами, если нам захочется, чтобы мы могли звонить друг дружке в «плохие» дни
8. Детская группа – если ваш ребенок будет чем-то расстроен, то педагог группы придет и скажет вам об этом.
9. Будьте готовы работать упорно и делать небольшие шаги. Прежде чем станет лучше, может какое-то время быть хуже.
Для того чтобы запустить или поддержать тему обсуждения в группе или «разрядить» обстановку и помочь группе переключиться с одной активности на другую часто используются упражнения для разминки.
Многим участникам группы бывает неловко обсуждать свои трудности и переживания с другими людьми. И использование такого упражнения как разминки, должно помочь им расслабиться в группе и построить групповой диалог, окунуться в переживания своего опыта или поразмыслить и проанализировать происходящее. Как и с другими групповыми активностями, застенчивым участникам можно помочь включиться, а слишком активных участников сдерживать. Также, разминки – это хороший способ повысить уверенность в себе и понять, что тебя слышат и слушают. Они могут помочь каждому почувствовать, что его ценят. Многие упражнения включают приятные переживания – большой шок для некоторых участников, которые думают плохо о себе и ожидают, что другие тоже будут думать о них плохо. Некоторые активности помогают построить мост между собственным прошлым взрослого и с сегодняшней родительской ролью. А некоторые просто очень весело делать!
Часто разминки используют для разогрева в начале дня или сессии, а также, чтобы указать на какой-нибудь конкретный момент, который хотелось бы обсудить. Они могут быть полезными для того, чтобы двигать группу дальше, разрядить трудную ситуацию, или помочь группе «остыть» в конце очень напряженной сессии, перед тем как снова встретиться с детьми.
Разминки могут занять целую сессию, а могут быть просто началом для запланированной сессии.
Возможные разминки
Принесите фотографию себя в детстве.
Принесите что-нибудь, что вы очень цените.
Выберите игрушку из коробки и скажите, почему вы выбрали именно ее.
Выберите картинку из книги или журнала и скажите, почему она вам нравится.
Скажите что-нибудь приятное о человеке слева от вас.
Скажите, почему вы цените каждого члена группы.
Если бы я была (фрукт, цветок или цвет), то я была бы… потому что….
Сделайте пряничные фигурки человечка, по одной на каждого участника. Раскрасьте их, где у вас какие-то чувства.
Нарисуйте ваш самый хороший сон.
Нарисуйте ваш самый страшный кошмар.
Что мне больше всего нравится во мне – это..
Пример тем и домашних заданий группы для родителей
Встреча | Тема | • Методы | Задание |
1. | Что такое «Направляемый диалог», как эта программа может помочь развитию ребенка | • Объяснение • Просмотр видео • Просмотр постера | 1.Расскажите две счастливых истории о вашем ребенке 2. Что заставляет вашего ребенка грустить, смеяться, злиться? |
2. | Образ «позитивного ребенка»: какой он? | • Обсуждение • Показываем фотографии своих детей • Показ и обсуждение фотографий детских лиц, обсуждение эмоций | 1.Как вы показываете ребенку свою любовь? 2.Как вы хвалите ребенка? |
3. | Эмоциональный выразительный диалог: как показать любовь ребенку, как похвалить ребенка | • Обсуждение домашнего задания • Ролевые игры • Объяснение и обсуждение того, что такое эмоциональный диалог с ребенком, как его достичь | 1.Как реагирует ребенок, когда вы следуете за его инициативой? 2.Как реагирует ребенок, если вы показываете свою любовь к нему прикосновением или голосом? |
4. | Продолжение прошлой темы: Эмоциональный выразительный диалог | • Обсуждаем домашнее задание • Ролевые игры • Просмотр видеозаписей, сделанных на детско-родительской группе | Приведите примеры того, как вы объясняете ребенку новое, чтобы он лучше понял окружающий мир |
5. | Обсуждение важности разговора и объяснения ребенку того, что он видит, наблюдает, испытывает | • Обсуждаем домашнее задание • Ролевые игры • Просмотр видеозаписей, сделанных на детско-родительской группе | 1.Бывают ли у вас с ребенком моменты совместного внимания, когда вы смотрите и обсуждаете одного и тоже? 2.Что нравится вашему ребенку? Что ему интересно? Участвуете ли вы в этом? Приведите примеры 3.Какие истории обычно любит слушать ваш ребенок. Приведите примеры |
6. | Продолжение прошлой темы | • Обсуждение домашнего задания • Ролевые игры • Просмотр видеозаписей, сделанных на детско-родительской группе | 1.Что в поведении вашего ребенка вам не нравится 2.Как лучше всего отреагировать, когда ребенок делать то, что ему нельзя? |
7. | Как устанавливать границы и ограничения для ребенка: объяснение ребенку происходящего, попытки договорить с ним вместо применения силы, телесных наказаний, криков | • Обсуждение домашнего задания • Ролевые игры | Как ребенок реагирует, если вы пытаетесь объяснить ему то, что нельзя вместо угроз и наказаний? |
8. | Тема на выбор от участников группы | • Обсуждение домашнего задания | Похвалите участников группы за их старания и успехи |
9. | Сбор обратной связи, праздник, завершение | • Совместный просмотр фотографий с групп, видеозаписей | Благодарности |
В начале групповой сессии участники делятся опытом выполнения домашнего задания, трудностями и успехами в освоении новых стратегий во взаимодействии с ребенком.
Одним из самых эффективных групповых методов обучения родителей позитивным стратегиям взаимодействия с ребенком является работа с видеоматериалом участников группы. Для этого специалисты программы во время детско-родительской активности или совместной еды проводят видеосъёмку каждой пары родитель-ребенок. Съемка проводится как в начале программы, так и на протяжении всех 14 групповых встреч, для того, чтобы можно было зафиксировать происходящие в паре изменения стратегий взаимодействия. Для проведения видеосъемки обязательным является получение разрешения от семьи на ее проведение.
Ведущие группы предварительно отсматривают снятый материал и выбирают небольшие куски эффективного взаимодействия в паре. Далее группа просматривает небольшой (не более 3-5 минут) эпизод взаимодействия пары ребенок-родитель. Участникам предлагается назвать моменты хорошего контакта, приводя конкретные примеры. Например, «я вижу, как вы нежно относитесь к своей дочери. Когда она подошла к вам, вы отвлеклись от разговора, обняли ее и поцеловали». Важно, чтобы высказалось как можно больше участников. Такой формат способствует укреплению уверенности в своих «родительских» способностях, акцентирует внимание взрослых на потребностях детей и тех способах, каким они могут эти потребности выражать. Высказывания «в позитивном ключе» снижают тревогу родителя, побуждают его смелее придумывать и пробовать новые стратегии взаимодействия с ребенком. Для специалистов видео служит прекрасным материалом для оценки динамики в построении диалога между родителем и ребенком и эффективности программы в целом. С ростом доверия между участниками группы, многие родители просят посмотреть именно их взаимодействие для того, чтобы увидеть себя со стороны и что-то изменить в своем поведении. Процесс воспитания становится интересным, полным открытий и удовольствия от общения со своим ребенком, где можно не бояться ошибок, а придумывать, пробовать и делать то, что будет хорошо для конкретной семьи.
В то время, когда взрослые принимают участие в работе родительской группы, дети остаются под присмотром специалистов в Детской группе. В течение этой части дня за детьми в отдельном помещении ухаживают 6 специалистов и волонтеры, которые обеспечивают комфортную и безопасную среду каждому ребенку, помогают детям получить позитивный опыт разлучения и взаимодействия с «другим» взрослым, когда взрослый не пренебрегает потребностями маленького ребенка.
Детская группа начинается с момента прихода семей в помещение, где дети будут оставаться одни на время родительской группы. Семьи приходят за некоторое время (например, полчаса) до начала родительской группы. Это важно для того, чтобы ребенок мог освоиться в новом пространстве, познакомится и доверится специалистам, с которыми будет оставаться на время родительской группы. Специалисты и волонтеры, в свою очередь, спокойно и осторожно присоединяются к игре родителей с детьми. За время игры и беседы с родителем специалисты узнают о том, во что сейчас хочет играть ребенок, что ему может понадобиться (пить, в туалет и т.д.) и каким образом ребенок проявляет сигналы к тем или иным своим потребностям. Важно еще раз уточнить есть ли какие-нибудь особенности, о которых необходимо знать специалисту (возможно, ребенку нельзя играть с магнитными игрушками или нужно избегать подвижных игр, или ребенок не умеет падать и нужно быть внимательнее, так как когда ребенок падает, то ударяется головой и т.д.). Когда подходит момент расставания специалисты и волонтеры помогают паре. Специалисты рассказывают родителям о важности предупредить малыша, что мама сейчас уйдет, но через некоторое время она вернется и они снова смогут продолжить игру, а пока малыш может поиграть здесь с другими детьми и педагогами. Специалисты обязательно предупреждают родителей о том, что если ребенку будет трудно справиться с расставанием, то их, конечно, позовут. Иногда расставание проходит трудно. В этой ситуации можно обсудить с родителем, что могло бы помочь ребенку справиться.
Задача специалистов на момент расставания пары – это обеспечить интересное и приятное времяпрепровождение. Поэтому, важно продумать несколько моментов. В первую очередь это среда. Среда должна быть безопасной и интересной. Для того, чтобы было интересно, в ней находятся игрушки, соответствующие уровню развития детей. Если возрастной разброс велик, значит должны быть наборы игрушек на все возраста детей, находящихся в помещении. Необходима зона, где дети смогут активно двигаться и играть в подвижные игры. Специалисты могут предлагать совместные игры, объединяя детей по интересам или в общую группу.
В момент возвращения родителей педагоги и волонтеры акцентируют внимание детей на этом. Важно, чтобы встреча с мамой была теплой. Здесь специалисты могут использовать различные приемы, например, за время отсутствия мамы ребенок что-то приготовил для нее вместе с педагогом. После встречи с мамой специалист помогает ребенку рассказать о том, чем он занимался без нее и во что играет сейчас, затем предоставляет маме и ребенку пространство, а сам отстраняется, давая паре время на игру.
Следующая часть дня посвящена детско-родительской группе. Данная активность направлена на формирование позитивной модели взаимодействия в паре родитель-ребенок. В это время родители пробуют новые позитивные способы справляться с поведением ребенка.
Родители, возвращаясь с очередной встречи в «родительской группе», присоединяются к той активности, которой заняты в данный момент их дети на «детской группе». Через 10-15 минут совместной игры или иной деятельности начинается подготовка к совместному приему пищи.
Для успешного перехода от одного вида активности к другому используется какой-либо постоянный предупредительный сигнал. Это может быть попевка: «Пора, пора, убирать нам все пора, закончилась игра», устное сообщение, музыка и пр. Подготовка предполагает совместную уборку игрушек и накрывание на большой общий стол, составленный из индивидуальных столиков.
Совместная трапеза длится 15-20 минут. Предполагается, что дети едят пищу, которую принесли для них родители с учетом необходимых ограничений, пищевых предпочтений детей, мамы и специалисты также присоединяются к ним за чаепитием. Совместный прием пищи часто является обучающим моментом бесконфликтного взаимодействия. Специалисты, участвующие в этой активности, аккуратно присоединяются к паре «ребенок – родитель», если этой паре требуется поддержка и помогают справиться с трудными моментами объясняя родителю происходящее и плавно направляя взаимодействие пары.
Одним из важных приемов для закрепления стратегий взаимодействия является позитивное комментирование специалистами происходящего в паре. Например, когда мама дает возможность ребенку самостоятельно выбрать, что он сейчас будет кушать, специалист может похвалить маму¸ сказав: «Как замечательно, что вы предложили малышу выбор, смотрите с каким удовольствием он теперь ест». Это не только акцентирует внимание мамы на том, что выбор важен, но и закрепляет эту стратегию в ее каждодневном поведении, а также это показывает другим участникам группы, что данная стратегия работает и ее можно применять. Мы ожидаем, что уже через небольшое количество встреч активная роль специалиста в позитивной поддержке будет уменьшаться и увеличиваться активность самих родителей, когда они научаются самостоятельно подмечать такие моменты и озвучивать их другим родителям. Именно поэтому очень важно не упускать из программы время приема пищи за общим столом – ведь это время, когда родители могут поделиться друг с другом успешными стратегиями, связанными с кормлением ребенка и обменяться полезной информацией.
После совместной трапезы начинается важная часть детско-родительской группы – время совместной активности. Один из специалистов осуществляет организацию деятельности, остальные оказывают необходимую поддержку родителям
Принципы выбора предлагаемой родителям и детям активности:
· активность приносит позитивный эмоциональный опыт родителям и детям, радость и удовольствие, как от самого процесса, так и от результата деятельности
· доступность активности
· успешность ребенка
· необходимость партнера по деятельности, коммуникации
· активность способствует стимулирующему взаимодействию между взрослым и ребенком, которое расширяет опыт ребенка и его действия по отношению к окружающему миру.
Продолжительность этой части программы– 30 минут.
Виды активности, которые можно развернуть во время детско-родительской группы:
Художественная мастерская
· рисование акварельными красками по мокрому листу бумаги
· аппликация, коллаж
· поделки из соленого разноцветного теста
· открытки на праздник
· украшения на елку
· пасхальные яйца
· украшения из бумажных тарелок
· рисунки обведенной руки
· проявляющиеся картинки (лист с нарисованными белым восковым мелком линиями покрываем краской)
· Объемные поделки из шерсти
· Картины из шерсти
«Грязные игры», игры с неструктурированными материалами:
· кукурузный крахмал, разведенный водой
· песок
· игры с водой
· рисование руками
· мыльная пена, пена для бритья
· игра с гидрогелем
· искусственный снег
· рисование по манной крупе (кукурузной крупе, муке)
Кулинарная мастерская:
· Фруктовые шашлычки
· Печенье, украшенное помадкой и посыпкой
· Веселые бутербродики
· Гусенички из кукурузных палочек
При подготовке каждой мастерской важным является спланировать необходимые условия (удобное место для активности, фартуки, полотенца, салфетки, емкости и пр.), расходные материалы, презентацию алгоритма деятельности.
Чтобы дети могли отнести результаты труда домой, нужно подготовить бумажные тарелки, пластиковые пакеты, прозрачную пленку.
Завершающей частью детско-родительской группы является «совместный круг»: мамы с детьми усаживаются в круг на подушках/ковриках. Педагог проводит несколько веселых стихо-ритмических или пальчиковых игр («У бабы Фроси пяток внучат», «Правая и левая», «Кони-Огони» и пр.).
На время реализации программы - 14 недель - обязательно выпадают какие-либо календарные праздники (Рождество и Новый год, 8Марта, Пасха и пр.). Это хороший повод вместе подготовить и провести общий праздник с приглашением пап, братьев, сестер, бабушек и дедушек. Родители получают опыт организации и проживания семейного праздника с опорой на народные традиции, детскую игровую, музыкальную культуру и совместные, интересные каждому виды деятельности, и, в результате, подружиться семьями и стать ресурсом поддержки друг для друга после окончания реализации программы.
Завершающим этапом работы каждой группы является темо-центрированное взаимодействия родителей и специалистов по вопросам развития детей. Поскольку в работе группы принимает участие междисциплинарная команда специалистов, то у родителей есть возможность задать вопросы и обсудить интересующие моменты по всем областям детского развития. Родители делятся своими тревогами и волнениями, высказывают мнения и получают, профессиональные компетентные ответы, основанные на передовых международных практиках, кроме этого специалисты рекомендуют необходимую литературу и, при наличии потребности, исходя из актуальных запросов, назначают индивидуальные консультации для каждой семьи
Опросник обратной связи.
Данный опросник позволяет получить анонимные мнения и обратную связь участников группы о ходе группы и о том, что каждый участник получил для себя. Такой качественный анализ деятельности группы помогает оценить результативность группы и спланировать дальнейшую деятельность с учетом мнения родителей.
Пример опросника:
1. Что вы хотели получить от группы?
2. Получили ли вы то, что хотели? Да / Отчасти / Нет
3. Что было самым важным, чему вы научились в группе?
4. Изменилось ли ваше поведение?
5. Как?
6. Изменились ли ваши дети?
7. Что было лучше всего в группе?
8. Была ли группа (14 недель) слишком долгой / такой как надо / слишком короткой?
9. Как вы чувствовали себя в группе?
10. Как вы чувствовали себя, когда вас записывали на видео?
11. Как вы чувствовали себя, когда обсуждали ваше видео?
12. Если подруга спросит вас о группе и какая она была, то как вы объясните, что там происходило?
Библиография
1. Проект Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://invasovet.ru/srp_razdel/srp_utverzhdenye_koncepcii_pravitelstvom/307/
2. Бостельман А., Финк М. Элементарные игровые действия детей до трех лет: наблюдаем, поддерживаем и развиваем: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Под ред. Н.А. Воробьевой. – М.: Национальное образование, 2015. – 72 с. : ил. – (Вдохновение). – Доп.тит.л.нем.
3. Бриш К. SAFEâ Грамматика воспитания. Время ожидания и первый год жизни ребенка. – М.: Теревинф, 2013. – 210 с.
Приложение 1.
8 тем для успешного взаимодействия, объединенных в 3 группы (диалога)
Эти восемь тем простым образом суммируют качества взаимодействия, которое считается жизненно важным для ребенка в широком смысле. Эти темы можно разделить на три основные категории, которые соответствуют трем диалогам:
Эмоциональная коммуникация | Передача и обогащение опыта | Регулирующая коммуникация |
Тема1. Как показывать ребенку, что вы его любите. | Тема 5. Как помогать ребенку сосредоточивать своё внимание, чтобы вы могли вместе с ним наблюдать за тем, что вас окружает. | Тема 8. Как регулировать поведение ребенка. 8а) Как регулировать поведение в конкретных ситуациях 8б) Как обучать альтернативным способам поведения 8в) Как помогать ребенку планировать свои действия 8г) Как давать подсказки («строительные леса») или помогать ему опираться на его прошлый опыт |
Тема 2. Как поддерживать инициативы ребенка и присоединяться к нему. | Тема 6. Как помогать ребенку сосредоточивать своё внимание, чтобы вы могли вместе с ним наблюдать за тем, что вас окружает | |
Тема 3. Как поддерживать с ребенком «эмоциональный разговор». | Тема 7. Как разъяснять ребенку смысл происходящего | |
Тема 4. Как хвалить ребенка и выражать ему свое одобрение. |
Восемь тем являются стартовой точкой для разговора, обмена и активации естественных путей выражения, например, любви или того, как можно устанавливать значения и способствовать обмену опытом с детьми, или, как регулировать и перенаправлять поведение ребенка. Фактическое содержание восьми тем это доступный для всех людей опыт. Он может не быть чем-то новым; тем не менее, он может быть ключом к действительно качественной заботе.
Хотя содержание тем может показаться хорошо известным большинству людей, остается вопрос, в какой степени они действительно практикуются? Эти темы относятся к опыту, который являются основой любой хорошей практической заботы - на любом уровне, и поэтому важно, чтобы они были задействованы и применены на практике.
«8 тем для успешного взаимодействия» не являются обязательными для выполнения командами, а используются в качестве напоминаний и стартовых точек для возобновления, имеющегося у большинства родителей/воспитателей опыта, который, к сожалению, не учитывается из-за стрессов повседневной жизни. Эти 8 тем являются темами личностного исследования в типичных ситуациях с детьми, которые возникают каждый день.
Приложение 2.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»
Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
E-mail: centrresurs@ gmail . com
Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.