Этап 2. Реализация индивидуальной программы ранней помощи в групповой форме - Групповые сессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сформированные группы посещают 14 групповых сессий в режиме 1 раз в неделю по 3 часа.

В проведении каждой групповой сессии одновременно заняты 8 специалистов и 2 волонтера, работа идет параллельно: 2 психолога ведут родительскую группу, 6 специалистов и волонтеры обеспечивают комфортное пребывание и игровую деятельность для детей, организуют совместное групповое занятие для родителей и детей.

Каждая групповая сессия состоит из трех частей:

Первая часть – родительская группа  - Развитие у родителей знаний об успешных способах взаимодействия с ребенком. Продолжительность работы группы 1 час. Ведут группу 2 психолога. В течение этой части дня за детьми в отдельном помещении ухаживают 6 специалистов и волонтеры, которые обеспечивают комфортную и безопасную среду каждому ребенку, помогают детям получить позитивный опыт разлучения с родителем и взаимодействия с «другим» взрослым, который не пренебрегает потребностями маленького ребенка.

Вторая часть – детско-родительская группа - посвящена различным видам совместной родительско-детской активности. Ведут группу 2 специалиста. В это время другие 2 специалиста осуществляют видеозапись взаимодействий в парах мать-ребенок для дальнейшего их разбора. Еще 2 специалиста помогают родителям в их взаимодействии с ребенком. Также предусмотрено время для совместной еды в парах родитель-ребенок, что является обучающим моментом бесконфликтного взаимодействия. Продолжительность детско-родительской группы 1 час 30 минут.

Третья часть – темо-центрированное взаимодействия родителей и специалистов по вопросам развития детей.  Родители в совместном обсуждении выбирают актуальную тему по развитию детей, связанную с развитием речи, движений, самообслуживания, познания, здоровья, социального развития. Профильный специалист организует обсуждение вопроса, отвечает на вопросы родителей, в то время как дети, находятся рядом с ними и играют под присмотром других специалистов. Продолжительность активности 30 минут.

Каждая новая сессия готовится всей командой специалистов, которые участвуют в реализации программы.

Каждая прошедшая сессия также обсуждается всей командой, просматриваются видеозаписи. При этом затрагиваются вопросы поведения детей в детской группе, трудности родителей, их чувства, открытия, эпизоды хорошего взаимодействия и др. Команда планирует для каждой  семьи определенные способы помощи на следующей сессии.

 

Рис 1. Схема активностей в групповой сессии.



Содержание групповых сессий

 

Родительская группа

Работа родительской группы посвящается развитию у родителей знаний об успешных способах взаимодействия с ребенком. Во время сессии родителям предлагают упражнения, направленные на развитие чувствительности как базового навыка для построения оптимальных отношений в паре взрослый-ребенок. Также участники группы обсуждают особенности воспитания ребенка с ограничениями жизнедеятельности, связанные с этим трудности и позитивные способы их преодоления. Для обучения используются видеозаписи взаимодействия диады взрослый-ребенок и групповой анализ видеозаписи. В группу входят не больше 10 родителей, ведут группу 2 психолога.

Вместо указания на недостатки специалисты называют и обозначают положительные аспекты во взаимодействии пары (взрослый-ребенок). Таким образом, специалисты укрепляют во взрослом уверенность в себе как в родителе. Это создает сильную мотивацию для дальнейшего участия в программе и качественных изменений в себе. Если специалисты обратили внимание взрослого на то позитивное, что он смог сделать, скорее всего, он начнет делать это чаще и чаще. Подход и основная идея программы основаны на том, что участники сами будут менять свое поведение и существующие стратегии взаимодействия - через наблюдение и собственные правки. Поэтому так важно использовать в работе видеозаписи пары взрослый-ребенок и домашние задания с упражнениями, чтобы процесс изменения поведения и обучения новым навыкам позитивного взаимодействия был непрерывным и эффективным.

 

Цикл обучения новым навыкам состоит из следующих компонентов:

- Групповое планирование и выбор задачи для вмешательства

- Начало реализации задачи - знакомство с позитивными стратегиями

- Реализация задачи - реальные пробы

- Отчет о проделанной работе и размышления об этом – домашние задания

- Совместное обсуждение – просмотр видео

- Совместное использование нового опыта с другими в группе

Этот цикл обучения, как правило, способствует построению доверия между ведущими программы и участниками. Решения, которые возникают у родителей, приходят из собственного опыта или опыта других участников, соответственно, риск конфликта или недоверия между специалистами и родителями существенно снижается. Также это позволяет применять программу в любой стране, с любыми культуральными особенностями. Программа основана не на пассивном участии, это не лекционный формат о том, как правильно общаться с ребенком. Это активное обучение, где собственные положительные стратегии подтверждаются и укрепляются при поддержке группы.

 

В программе «Направляемый диалог» делается акцент на:

- Добровольность участия

- Обязательства родителей

- Наделение родителей полномочиями

- Объективное измерение результатов

 

В процессе участия в группе родители получают:

 

- открытую, честную, своевременную и информативную коммуникацию;

- время, проведенное с кем-то, кто слушает, дает обратную связь, информацию, утешение и совет;

- помощь, которая основана на актуальном запросе семьи;

- подход, который подкрепляет, а не разрушает их родительские способности.

 

Данный подход ориентирован на ресурсы самих родителей и позволяет направить внимание на позитивные стороны родительства, повысить гордость за ребенка и любовь к нему, усилить уверенность в себе как в родителе и повысить заинтересованность в ребенке. В итоге, это способствует как развитию самого ребенка, так и профилактике насилия и вторичного сиротства.

 

Для работы ведущих групп были сформулированы следующие принципы:

- относиться к родителям как к равным;

- аккуратно использовать профессиональную дистанцию, быть готовым поделиться личным опытом и впечатлениями;

- обеспечивать безопасность (уважение к стилю диалога, взаимодействия, системе ценностей родителя, отсутствие критики, готовность принимать сильные чувства родителей);

- обеспечивать родителю возможность проявить свою компетентность, убедиться, что он «хороший родитель»;

- ориентировать участников группы не на поиск одного правильного решения проблемы, а на свободный обмен мнениями, размышление над проблемой и поддержку друг друга;

- обеспечивать четкую организацию процесса.

Когда стоит цель актуализации и развития чувствительности и позитивного отношения к ребенку, приблизиться к этому можно, если сам родитель будет отмечать, объяснять и демонстрировать, как он на практике заботится о ребенке. Однако, в начале работы группы родители нуждаются в каких-то простых и конкретных правилах, на которые они могли бы опираться.

Содержание бесед с родителями программы «Направляемый диалог» включает в себя изучение и применение на практике 8 принципов хорошего диалога программы ICDP, различные разминки, темы посвященные истории принятия решения о приемном ребенке, теоретический материал об особенностях развития детей раннего возраста в домах малютки, о процессах адаптации к новой семье.

В процессе развития группы участники начинают сами активно предлагать темы для обсуждения, а ведущие все меньше организуют процесс, а участвуют в обсуждении как равноправные участники. Одним из показателей эффективности работы группы является готовность родителей объединяться для решения возникающих сложностей и оказания друг другу поддержки после окончания программы.

В течение 14 встреч участники группы шаг за шагом изучают и пробуют применить на практике 8 принципов построения хорошего диалога (Описание 8 принципов хорошего диалога см.Приложение1).

Для создания позитивной доверительной атмосферы в группе уже на первой встрече каждая группа вырабатывает свои собственные правила, по которым участники группы будут строить свое общение на последующих встречах, данные правила могут модифицироваться и дополняться по мере необходимости. Такого рода активность создает необходимые границы и структуру и позволяет ведущим и самим участникам группы увереннее регулировать свои отношения.

Вот пример правил одной из групп:

Полная КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Все, что говорится в группе, остается в группе.

Никто не может присоединиться к группе после второй недели, поскольку в группе участники делятся своими личными переживаниями и историями.

1. Члены группы СЛУШАЮТ друг друга и говорят по очереди.

2. Члены группы избегают высказываний, которые задевают людей по расовому, половому, возрастному признаку, по росту и т.д.

3. Делать ошибки НОРМАЛЬНО. Никто из нас не идеален.

4. Начинать и заканчивать вовремя важно для всех нас.

5. Посещаем группу регулярно

6. Поощряем друг друга

7. Обмениваемся телефонами, если нам захочется, чтобы мы могли звонить друг дружке в «плохие» дни

8. Детская группа – если ваш ребенок будет чем-то расстроен, то педагог группы придет и скажет вам об этом.

9. Будьте готовы работать упорно и делать небольшие шаги. Прежде чем станет лучше, может какое-то время быть хуже.

 

Для того чтобы запустить или поддержать тему обсуждения в группе или «разрядить» обстановку и помочь группе переключиться с одной активности на другую часто используются упражнения для разминки.

 

Многим участникам группы бывает неловко обсуждать свои трудности и переживания с другими людьми. И использование такого упражнения как разминки, должно помочь им расслабиться в группе и построить групповой диалог, окунуться в переживания своего опыта или поразмыслить и проанализировать происходящее. Как и с другими групповыми активностями, застенчивым участникам можно помочь включиться, а слишком активных участников сдерживать. Также, разминки – это хороший способ повысить уверенность в себе и понять, что тебя слышат и слушают. Они могут помочь каждому почувствовать, что его ценят. Многие упражнения включают приятные переживания – большой шок для некоторых участников, которые думают плохо о себе и ожидают, что другие тоже будут думать о них плохо. Некоторые активности помогают построить мост между собственным прошлым взрослого и с сегодняшней родительской ролью. А некоторые просто очень весело делать!

 

Часто разминки используют для разогрева в начале дня или сессии, а также, чтобы указать на какой-нибудь конкретный момент, который хотелось бы обсудить. Они могут быть полезными для того, чтобы двигать группу дальше, разрядить трудную ситуацию, или помочь группе «остыть» в конце очень напряженной сессии, перед тем как снова встретиться с детьми.

 

Разминки могут занять целую сессию, а могут быть просто началом для запланированной сессии.

 

Возможные разминки

 

Принесите фотографию себя в детстве.

Принесите что-нибудь, что вы очень цените.

Выберите игрушку из коробки и скажите, почему вы выбрали именно ее.

Выберите картинку из книги или журнала и скажите, почему она вам нравится.

Скажите что-нибудь приятное о человеке слева от вас.

Скажите, почему вы цените каждого члена группы.

Если бы я была (фрукт, цветок или цвет), то я была бы… потому что….

Сделайте пряничные фигурки человечка, по одной на каждого участника. Раскрасьте их, где у вас какие-то чувства.

Нарисуйте ваш самый хороший сон.

Нарисуйте ваш самый страшный кошмар.

Что мне больше всего нравится во мне – это..

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.