Психологическое консультирование родителей в ранней помощи: г руппы развития родительской чуткости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Екатеринбург

2018

Услуги ранней помощи.

Психологическое консультирование родителей в ранней помощи: г руппы развития родительской чуткости (на примере программы «Направляемый диалог»)

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Ермолаева Евгения Евгеньевна



Содержание

Введение

1. Общее описание программы «Направляемый диалог»

1.1. Содержание программы

1.2. Общие цели работы программы

2. Область применения программы «Направляемый диалог»

3. Цель и задачи программы «Направляемый диалог».

3.1. Целевая группа.

3.2. Привлечение целевой группы

3.3. Реализация программы

4. Содержание программы «Направляемый диалог»

4.1. Структура программы

4.2. Содержание групповых сессий   

5. Оценка эффективности программы

Выводы

Библиография



Введение

В настоящее время в Российской Федерации интенсивно развивается система ранней помощи. Согласно принятой Постановлением Правительством в августе 2016 г. Концепции развития ранней помощи в РФ до 2020 г., в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и образования, а также в некоммерческом секторе будут создаваться и развиваться структурные подразделения - Службы ранней помощи.

Услуги ранней помощи могут предоставляться в индивидуальной и групповой формах.

В системе ранней помощи групповые формы активностей для детей всегда реализуются совместно с родителями. Это объясняется тем, в раннем возрасте отношения с близкими взрослыми являются для ребенка наиболее значимыми и безопасными. Кроме того, родители имеют возможность улучшать свои воспитательные компетенции и получать поддержку других родителей, что, в итоге, хорошо сказывается на детско-родительских отношениях и снижает количество сурового, ориентированного на наказания и пренебрежение, воспитания.

Программы групповых занятий опираются на научно доказанные теории детского развития и терапевтические методы. Это теория привязанности, модель экологии человека, теория социального научения.

Несмотря на то, что запрос некоторых родителей может быть направлен исключительно на групповую форму занятий с ребенком, в первую очередь проводится первичная индивидуальная консультация с целью принятия решения о включении ребенка в программу ранней помощи. Знакомство с ребенком, оценка уровня его развития, имеющихся трудностей и потребностей в помощи, определение запроса родителей – все это позволяет сориентироваться в целях и задачах помощи, спланировать Индивидуальную программу ранней помощи, подобрать подходящую группу как форму реализации ИПРП, избежать ошибок и неудач в достижении запланированных целей индивидуальной программы.

Основными принципами формирования групп в Службах ранней помощи (далее СРП) являются:

- сходство задач в Индивидуальных программах ранней помощи, которые могут решаться в формате групповой формы занятий. (в отличие от принципа формирования групп по нозологиям. Например, актуальные для всех детей раннего возраста задачи развития коммуникативных навыков);

- возраст развития детей (в отличие от принципа формирования групп по возрастному принципу);

- информированность и готовность родителей.

При организации групповых активностей в программах ранней помощи важно учитывать следующие условия:

- обеспечение безопасности и предсказуемости для всех участников процесса (физической, информационной, психологической);

- организация пространства, подбор оборудования, материалов и игрушек в соответствии с задачами ИПРП и программы группы;

- моделирование игровых и коммуникативных ситуаций;

- добровольность посещения и постоянство состава группы;

- ограничение количества в группе, исходя из условий среды и задач группы;

- ведущие группы - подготовленные специалисты службы ранней помощи.

При неоспоримой пользе и доказанной эффективности для семей участие в групповых активностях оказывается возможным не для всех детей и семей.

Барьерами для семьи, чтобы воспользоваться и успешно завершить групповую программу, зачастую являются:

 - недостаток информации о программах (родители не понимают, какую конкретно пользу принесет их ребенку и семье участие в данной программе);

 - страх стигмы или быть названным «плохим родителем»;

 - несоответствие программы и родителя или ребенка (для этого в ранней помощи существуют разные форматы групповых активностей);

 - проблемы практического характера, такие как транспорт и уход за детьми;

 - конкуренция потребностей повседневной жизни.

Часто наиболее нуждающиеся родители испытывают самые большие трудности с посещением групповых программ. Проблема стоит особенно остро для социально неблагополучных семей и родителей детей со сложными потребностями.

 

Некоторые виды рекомендуемых групповых форм реализации программ ранней помощи:

· лекотека;

· семейный; 

· структурированные занятия «Обучение через игру»;

· группы «Бережное развитие» (на основе PEKIP-групп);

· коммуникативные группы;

· групповая программа сопровождения «Направляемый диалог» (на основе программы ICDP).

 

В данной брошюре подробно рассматривается организация и содержание программы сопровождения в групповой форме «Направляемый диалог».

 

Программа сопровождения в групповой форме «Направляемый диалог» была разработана специалистами АНО ДПО «СПб ИРАВ» для родителей, испытывающих трудности в понимании своего ребенка и сомнения в своих родительских компетенциях на основе норвежской программы поддержки родителей ICDP, одобренной ВОЗ и применяемой во многих странах для помощи семьям и детям.

International Child Development Programme (ICDP) (Международная программа развития ребенка) начала свое существование в 1985 году. Первое время над программой работала небольшая группа специалистов, которую возглавляли Karsten Hundeide и Henning Rye. Группа поддерживала контакты с университетами в Осло и Бергене. Велась активная подготовительная работа. Идея заключалась в том, чтобы на основе научных исследований и экспериментов разработать программу раннего вмешательства.

Так появилась ICDP - International Child Development Programme (Международная программа развития ребенка). Главный акцент был сделан на развитии позитивного диалога и повышении качества взаимодействия между взрослыми и детьми. Была разработана программа поддержки и помощи взрослым, которые заботятся о детях. Программа показала свою эффективность и результативность. Была сформирована международная команда и в 1992 году в Норвегии, в Осло, была зарегистрирована благотворительная организация.

ICDP - это простая общественно-ориентированная программа с целью поддержки и оказания психосоциальной помощи лицам, ответственным за заботу о детях. Программа основана на общепризнанных гуманистических ценностях о значении активизации человеческого сочувствия и сострадания в качестве основы ухода за нуждающимися детьми. Программа ICDP - это другое выражение смысла, содержащегося в Конвенции о правах ребенка.

Программа имеет общественную основу и профилактическое направление. Это означает, что программа, как правило, осуществляется в местном сообществе без конкретного сосредоточения внимания на отдельных субъектах, таких как, например, клинические услуги консультантов.

 

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 251.