Знатный муж ехал в бой на колеснице с кучером
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Знатные му­жи, ок­ру­жа­ющие ца­ря, так­же про­из­во­ди­ли свой род от бо­гов, но уже в бо­лее от­да­лен­ной сте­пе­ни, так ска­зать, седьмая во­да на ки­се­ле.

На вой­не эти знат­ные му­жи выс­ту­пи­ли впе­ре­ди ос­тально­го вой­ска и от­ли­ча­лись пыш­ностью сво­его во­ору­же­ния. Свер­ху их зак­ры­вал шлем, пос­ре­ди­не пан­цирь и со всех сто­рон щит. Оде­тый та­ким об­ра­зом, знат­ный муж ехал в бой на пар­ной ко­лес­ни­це с ку­че­ром — спо­кой­но и уют­но, как в трам­вае.

Сражались все врас­сып­ную, каж­дый за се­бя, по­это­му, да­же по­беж­ден­ные, мог­ли мно­го и крас­но­ре­чи­во рас­ска­зы­вать о сво­их во­ен­ных под­ви­гах, ко­то­рых ник­то не ви­дал.

Кроме ца­ря, во­инов и на­ро­да, бы­ли в Гре­ции еще и ра­бы, сос­то­ящие из быв­ших ца­рей, быв­ших во­инов и быв­ше­го на­ро­да.

Положение жен­щи­ны у гре­ков бы­ло за­вид­ное по срав­не­нию с по­ло­же­ни­ем ее у вос­точ­ных на­ро­дов.

На гре­чес­кой жен­щи­не ле­жа­ли все за­бо­ты о до­маш­нем хо­зяй­ст­ве, пря­денье, тканье, мытье белья и про­чие раз­но­об­раз­ные хло­по­ты до­мо­водст­ва, тог­да как вос­точ­ные жен­щи­ны при­нуж­де­ны бы­ли про­во­дить вре­мя в празд­нос­ти и га­рем­ных удо­вольстви­ях сре­ди до­куч­ной рос­ко­ши.

Религия гре­ков бы­ла по­ли­ти­чес­кая, при­чем бо­ги на­хо­ди­лись в пос­то­ян­ном об­ще­нии с людьми, а во мно­гих семьях бы­ва­ли час­то и сов­сем зап­рос­то. Иног­да бо­ги ве­ли се­бя лег­ко­мыс­лен­но и да­же неп­ри­лич­но, по­вер­гая вы­ду­мав­ших их лю­дей в го­рест­ное не­до­уме­ние.

В од­ном из древ­нег­ре­чес­ких мо­лит­вен­ных пес­но­пе­ний, до­шед­ших до на­ших дней, мы яв­но слы­шим скорб­ную но­ту:

 

Неужели же, бо­ги,

Это вас ве­се­лит,

Когда на­ша честь

Кувырком, ку­выр­ком

Полетит?!

 

Понятие о заг­роб­ной жиз­ни бы­ло у гре­ков весьма смут­ное. Те­ни греш­ни­ков от­сы­ла­лись в мрач­ный Тар­тар (по-рус­ски — в тар­та­ра­ры). Пра­вед­ни­ки бла­женст­во­ва­ли в Эли­зи­уме, но нас­только скуд­но, что све­ду­щий в этих де­лах Ахил­лес приз­нал­ся отк­ро­вен­но: «Луч­ше быть на зем­ле по­ден­щи­ком бед­ня­ка, чем царст­во­вать над все­ми те­ня­ми мерт­вых». Рас­суж­де­ние, по­ра­зив­шее сво­ей мер­кан­тильностью весь древ­ний мир.

Будущее свое гре­ки уз­на­ва­ли пос­редст­вом ора­ку­лов. На­ибо­лее по­чи­та­емый ора­кул на­хо­дил­ся в Дельфах. Здесь жри­ца, так на­зы­ва­емая Пи­фия, са­ди­лась на так на­зы­ва­емый тре­нож­ник (не сле­ду­ет сме­ши­вать ее со ста­ту­ей Мем­но­на) и, при­дя в ис­ступ­ле­ние, про­из­но­си­ла бес­связ­ные сло­ва.

Греки, из­ба­ло­ван­ные плав­ной речью с гек­за­мет­ра­ми, сте­ка­лись со всех кон­цов Гре­ции пос­лу­шать бес­связ­ные сло­ва и пе­ре­тол­ко­вать их по-сво­ему.

Судились гре­ки в Ам­фик­ти­оно­вом су­ди­ли­ще.

Судилище со­би­ра­лось два ра­за в год; ве­сен­няя сес­сия бы­ла в Дельфах, осен­няя — в Фер­мо­пи­лах.

Каждая об­щи­на по­сы­ла­ла в су­ди­ли­ще двух при­сяж­ных. При­ся­гу эти при­сяж­ные при­ду­ма­ли очень хит­рую. Вмес­то то­го что­бы обе­щать су­дить по со­вес­ти, взя­ток не брать, ду­шой не кри­вить и родст­вен­ни­ков не вы­го­ра­жи­вать, они да­ва­ли сле­ду­ющую при­ся­гу: «Кля­нусь ни­ког­да не раз­ру­шать го­ро­да, при­над­ле­жа­щие к со­юзу Ам­фик­ти­оно­ву, и ни­ког­да не ли­шать его те­ку­чей во­ды ни в мир­ное, ни в во­ен­ное вре­мя».

Только и все­го!

Но это по­ка­зы­ва­ет, ка­кой не­че­ло­ве­чес­кой си­лой об­ла­дал древ­нег­ре­чес­кий при­сяж­ный. Ка­ко­му-ни­будь да­же са­мо­му за­ва­ля­ще­му из них ни­че­го не сто­ило раз­ру­шить го­род или ос­та­но­вить те­ку­чую во­ду. По­это­му по­нят­но, что ос­то­рож­ные гре­ки не прис­та­ва­ли к ним с клят­ва­ми взя­ток и про­чей ерун­ды, а ста­ра­лись обезв­ре­дить этих зве­рей в глав­ней­шем.

Летоисчисление свое гре­ки ве­ли по са­мым глав­ным со­бы­ти­ям сво­ей об­щест­вен­ной жиз­ни, то есть по Олим­пий­ским иг­рам. Иг­ры эти зак­лю­ча­лись в том, что древ­нег­ре­чес­кие юно­ши сос­тя­за­лись в си­ле и лов­кос­ти. Все шло как по мас­лу, но тут Ге­ро­дот за­те­ял во вре­мя сос­тя­за­ний чи­тать вслух от­рыв­ки из сво­ей ис­то­рии. Пос­ту­пок этот во­зы­мел над­ле­жа­щее дей­ст­вие; ат­ле­ты рас­слаб­ли, пуб­ли­ка, ло­мив­ша­яся до­се­ле на Олим­пи­аду как бе­ше­ная, от­ка­за­лась ид­ти ту­да да­же за деньги, ко­то­рые щед­ро су­лил ей чес­то­лю­би­вый Ге­ро­дот. Иг­ры прек­ра­ти­лись са­ми со­бой.

 

СПАРТА

 

Лакония сос­тав­ля­ла юго-вос­точ­ную часть Пе­ло­пон­не­са и по­лу­чи­ла свое наз­ва­ние от ма­не­ры та­мош­них жи­те­лей вы­ра­жаться ла­ко­ни­чес­ки.

Летом в Ла­ко­нии бы­ло жар­ко, зи­мою хо­лод­но. Это не­обы­чай­ная для дру­гих стран сис­те­ма кли­ма­та, по сви­де­тельству ис­то­ри­ков, спо­собст­во­ва­ла раз­ви­тию жес­то­кос­ти и энер­гии в ха­рак­те­ре жи­те­лей.

Главный го­род Ла­ко­нии без вся­кой при­чи­ны на­зы­вал­ся Спар­той.

В Спар­те был ров, на­пол­нен­ный во­дою, что­бы жи­те­ли мог­ли уп­раж­няться в сбра­сы­ва­нии друг дру­га в во­ду. Сам го­род не был ог­раж­ден сте­нам и: му­жест­во граж­дан долж­но бы­ло слу­жить ему за­щи­той. Это, ко­неч­но, сто­ило мест­ным от­цам го­ро­да де­шев­ле са­мо­го пло­хо­го час­то­ко­лиш­ки. Спар­тан­цы, хит­рые по при­ро­де, уст­ро­или так, что у них царст­во­ва­ли всег­да два ца­ря за­раз. Ца­ри грыз­лись меж­ду со­бою, ос­тав­ляя на­род в по­кое. Ко­нец этой вак­ха­на­лии по­ло­жил за­ко­но­да­тель Ли­кург.

Ликург был царс­ко­го ро­да и опе­кал сво­его пле­мян­ни­ка.

При этом он все вре­мя ты­кал всем в гла­за сво­ей спра­вед­ли­востью Ког­да тер­пе­ние ок­ру­жа­ющих на­ко­нец лоп­ну­ла, Ли­кур­гу по­со­ве­то­ва­ли отп­ра­виться пу­те­шест­во­вать. Ду­ма­ли, что пу­те­шест­вие ра­зовьет Ли­кур­га и так или ина­че пов­ли­я­ет на его спра­вед­ли­вость.

Но, как го­во­рит­ся, вмес­те тош­но, а врозь скуч­но. Не ус­пел Ли­кург ос­ве­житься в об­щест­ве еги­петс­ких жре­цов, как со­оте­чест­вен­ни­ки пот­ре­бо­ва­ли его возв­ра­ще­ния. Ли­кург вер­нул­ся и ут­вер­дил в Спар­те свои за­ко­ны.

После это­го, опа­са­ясь слиш­ком го­ря­чей бла­го­дар­нос­ти со сто­ро­ны экс­пан­сив­но­го на­ро­да, он пос­пе­шил сам се­бя умо­рить го­ло­дом.

— Зачем пре­дос­тав­лять дру­гим то, что мо­жешь сде­лать сам! — бы­ли его пос­лед­ние сло­ва.

Спартанцы, уви­дя, что с не­го взят­ки глад­ки, ста­ли воз­да­вать его па­мя­ти бо­жес­кие по­чес­ти.

Население Спар­ты де­ли­лось на три сос­ло­вия: спар­ти­атов, пе­ри­эков и ило­тов.

Спартиаты бы­ли мест­ные арис­ток­ра­ты, за­ни­ма­лись гим­нас­ти­кой, хо­ди­ли го­лые и во­об­ще за­да­ва­ли тон.

Периэкам гим­нас­ти­ка бы­ла зап­ре­ще­на. Вмес­то то­го они пла­ти­ли по­да­ти.

Хуже всех при­хо­ди­лось ило­там, или, по вы­ра­же­нию мест­ных ост­ря­ков, «не­до­экам». Они об­ра­ба­ты­ва­ли по­ля, хо­ди­ли во­евать и час­то вос­ста­ва­ли на сво­их гос­под. Пос­лед­ние, что­бы скло­нить их на свою сто­ро­ну, при­ду­ма­ли так на­зы­ва­емую крип­тию, то есть, поп­рос­ту, в из­вест­ный час уби­ва­ли всех встреч­ных ило­тов. Это средст­во быст­ро зас­та­ви­ло ило­тов оду­маться и за­жить в пол­ном до­вольстве.

Спартанские ца­ри пользо­ва­лись большим ува­же­ни­ем, но не­большим кре­ди­том. На­род ве­рил им только на ме­сяц, за­тем зас­тав­лял сно­ва при­ся­гать за­ко­нам рес­пуб­ли­ки.

Так как в Спар­те царст­во­ва­ло всег­да два ца­ря и бы­ла при­том еще и рес­пуб­ли­ка, то все это вмес­те на­зы­ва­лось рес­пуб­ли­кой арис­ток­ра­ти­чес­кой.

По за­ко­нам этой рес­пуб­ли­ки спар­тан­цам был пред­пи­сан са­мый скром­ный по их по­ня­ти­ям об­раз жиз­ни. Нап­ри­мер, муж­чи­ны не име­ли пра­ва обе­дать до­ма; они со­би­ра­лись ве­се­лой ком­па­ни­ей в так на­зы­ва­емых рес­то­ра­нах — обы­чай, соб­лю­да­емый мно­ги­ми людьми арис­ток­ра­ти­чес­кой склад­ки и в на­ше вре­мя как пе­ре­жи­ток се­дой ста­ри­ны.

Любимое ку­шанье их сос­тав­ля­ла чер­ная пох­леб­ка, при­го­тов­ляв­ша­яся из сви­но­го от­ва­ра, кро­ви, ук­су­са и со­ли. Пох­леб­ку эту как ис­то­ри­чес­кое вос­по­ми­на­ние слав­но­го прош­ло­го и до­се­ле еще при­го­тов­ля­ют у нас в гре­чес­ких кух­мис­терс­ких, где она из­вест­на под наз­ва­ни­ем «бран­дах­лыс­та».

В одеж­де спар­тан­цы бы­ли так­же очень скром­ны и прос­ты. Только пе­ред бит­вою на­ря­жа­лись они в бо­лее слож­ный ту­алет, сос­то­яв­ший из вен­ка на го­ло­ве и флей­ты в пра­вой ру­ке. В обыч­ное же вре­мя от­ка­зы­ва­ли се­бе в этом.

 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 

Воспитание де­тей бы­ло очень су­ро­вое. Ча­ще все­го их сра­зу уби­ва­ли. Это де­ла­ло их му­жест­вен­ны­ми и стой­ки­ми.

Образование они по­лу­ча­ли са­мое ос­но­ва­тельное: их учи­ли не кри­чать во вре­мя пор­ки. В двад­цать лет спар­ти­ат сда­вал эк­за­мен по это­му пред­ме­ту на ат­тес­тат зре­лос­ти. В трид­цать лет он де­лал­ся суп­ру­гом, в шестьде­сят ос­во­бож­дал­ся от этой обя­зан­нос­ти.

Девушки спар­танс­кие за­ни­ма­лись гим­нас­ти­кой и бы­ли столь прос­лав­ле­ны сво­ей скром­ностью и доб­ро­де­телью, что вез­де бо­га­тые лю­ди ста­ра­лись на­пе­ре­рыв за­по­лу­чить спар­танс­кую де­вуш­ку в кор­ми­ли­цы для сво­их де­тей.

Скромность и ува­же­ние к стар­шим бы­ло пер­вым дол­гом мо­ло­дых лю­дей.

Самым неп­ри­лич­ным у спар­танс­ко­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка счи­та­лись его ру­ки. Ес­ли он был в пла­ще, он пря­тал ру­ки под плащ. Ес­ли он был го­лым, то за­со­вы­вал их ку­да ни по­па­ло: под ска­мей­ку, под куст, под со­бе­сед­ни­ка или, на­ко­нец, са­дил­ся на них сам (900 г. до Р. Х.).

Они с детст­ва при­уча­лись го­во­рить ла­ко­ни­чес­ки, то есть ко­рот­ко и сильно. На длин­ную ви­ти­ева­тую ру­гань вра­га спар­та­нец от­ве­чал только: «От ду­ра­ка слы­шу».

Женщина в Спар­те пользо­ва­лась ува­же­ни­ем, и ей раз­ре­ша­лось из­ред­ка то­же по­го­во­рить ла­ко­ни­чес­ки, чем она пользо­ва­лась, вос­пи­ты­вая де­тей и за­ка­зы­вая обед ку­хар­ке-илот­ке. Так, од­на спар­тан­ка, от­да­вая щит сы­ну, ска­за­ла ла­ко­ни­чес­ки: «С ним или на нем». А дру­гая, от­да­вая ку­хар­ке пе­ту­ха для жа­ре­ния, ска­за­ла ла­ко­ни­чес­ки: «Пе­ре­жа­ришь — вздую».

Как вы­со­кий при­мер му­жест­вен­нос­ти спар­танс­кой жен­щи­ны при­во­дит­ся сле­ду­ющая ис­то­рия.

Однажды жен­щи­на по име­ни Лэ­на, знав­шая о про­ти­во­за­кон­ном за­го­во­ре, что­бы не вы­дать слу­чай­но име­ни за­го­вор­щи­ков, от­ку­си­ла се­бе язык и, вып­лю­нув его, ска­за­ла ла­ко­ни­чес­ки:

 

Лэна откусила себе язык.

 

— Ми­лос­ти­вые го­су­да­ри и ми­лос­ти­вые го­су­да­ры­ни! Я, ни­же­под­пи­сав­ша­яся спар­танс­кая жен­щи­на, имею честь ска­зать вам, что ес­ли вы ду­ма­ете, что мы, спар­танс­кие жен­щи­ны, спо­соб­ны на низ­кие пос­туп­ки, как-то:

а) до­но­сы,

б) сплет­ню,

в) вы­да­чу сво­их со­общ­ни­ков и

г) кле­ве­ту,

то вы сильно оши­ба­етесь и ни­че­го по­доб­но­го от ме­ня не дож­де­тесь. И пусть стран­ник пе­ре­даст Спар­те, что я вып­лю­ну­ла здесь свой язык, вер­ная за­ко­нам о гим­нас­ти­ке сво­его оте­чест­ва.

Ошеломленные вра­ги вста­ви­ли в Лэ­ну еще од­но "э", и она ста­ла Лэ­эна, что зна­чит «льви­ца».

 

УПАДОК СПАРТЫ

 

Постоянное ку­панье и ла­ко­ни­чес­кий раз­го­вор сильно ос­ла­би­ли умст­вен­ные спо­соб­нос­ти спар­тан­цев, и они зна­чи­тельно отс­та­ли в раз­ви­тии от дру­гих гре­ков, ко­то­рые за лю­бовь к гим­нас­ти­ке и спор­ту проз­ва­ли их «спор­тан­ца­ми».

Спартанцы во­ева­ли с мес­се­ня­на­ми и од­наж­ды так стру­си­ли, что пос­ла­ли за по­мощью к афи­ня­нам. Те, вмес­то во­инс­ких ору­дий, прис­ла­ли им в по­мощь по­эта Тир­тея, за­ря­жен­но­го собст­вен­ны­ми сти­ха­ми. Ус­лы­шав его дек­ла­ма­цию, вра­ги дрог­ну­ли и об­ра­ти­лись в бегст­во. Спар­тан­цы ов­ла­де­ли Мес­се­ни­ей и за­ве­ли у се­бя ге­ге­мо­нию.

 

АФИНЫ

 

Вторая зна­ме­ни­тая рес­пуб­ли­ка бы­ла Афи­ны, окан­чи­вав­ша­яся мы­сом Су­ний.

Богатые за­ле­жи мра­мо­ра, год­но­го для па­мят­ни­ков, ес­тест­вен­но, по­ро­ди­ли в Афи­нах слав­ных му­жей и ге­ро­ев.

Все го­ре Афин — рес­пуб­ли­ки в выс­шей сте­пе­ни арис­ток­ра­ти­чес­кой — зак­лю­ча­лось в том, что жи­те­ли ее де­ли­лись на фи­лы, ди­мы, фрат­рии и под­раз­де­ля­лись на па­ра­ли­ев, пе­ди­аков и ди­ака­ри­ев. Кро­ме то­го, они де­ли­лись еще и на эв­пат­ри­дов, ге­ома­ров, де­ми­ур­гов и раз­ную ме­лочь.

Все это вы­зы­ва­ло в на­ро­де пос­то­ян­ные вол­не­ния и сму­ты, ко­то­ры­ми пользо­ва­лись вер­хи об­щест­ва, раз­де­ляв­ши­еся на ар­хон­тов, эпо­ни­мов, ба­си­лев­сов, по­ле­мар­хов и тес­мо­те­тов, и уг­не­та­ли на­род.

Один бо­га­тый эв­пат­рид Пи­лон по­пы­тал­ся ула­дить де­ло. Но афинс­кий на­род от­нес­ся столь не­до­вер­чи­во к его на­чи­на­ни­ям, что Пи­лон, по при­ме­ру про­чих гре­чес­ких за­ко­но­да­те­лей, пос­пе­шил отп­ра­виться пу­те­шест­во­вать.

 

СОЛОН

 

Солон, че­ло­век не­бо­га­тый и за­ни­мав­ший­ся тор­гов­лею, при­об­рел опыт­ность в пу­те­шест­ви­ях и по­то­му, не опа­са­ясь дур­ных для се­бя пос­ледст­вий, за­ду­мал об­ла­го­де­тельство­вать стра­ну, на­пи­сав для нее проч­ные за­ко­ны.

Чтобы зас­лу­жить до­ве­рие граж­дан, он прит­во­рил­ся су­мас­шед­шим и стал пи­сать сти­хи про ост­ров Са­ла­мин, о ко­то­ром в по­ря­доч­ном гре­чес­ком об­щест­ве го­во­рить бы­ло не при­ня­то, так как ост­ров этот с большим кон­фу­зом для афи­нян был за­во­еван Ме­га­рой.

Прием Со­ло­на имел ус­пех, и ему по­ру­чи­ли сос­тав­ле­ние за­ко­нов, чем он и вос­пользо­вал­ся очень ши­ро­ко, под­раз­де­лив жи­те­лей, кро­ме все­го про­че­го, еще на пен­та­ко­зи­оме­дим­нов, зе­оги­тов и те­тов (зна­ме­ни­тых тем, что «рос­кош­ные брил­ли­ан­ты, сто­ящие че­ты­ре руб­ля, про­да­ют за один рубль только еще не­де­лю»).

На се­мей­ный быт Со­лон так­же об­ра­тил серьезное вни­ма­ние. Он зап­ре­тил не­вес­те при­но­сить му­жу в при­да­ное бо­лее трех платьев, за­то пот­ре­бо­вал от жен­щи­ны скром­нос­ти уже в ко­ли­чест­ве не­ог­ра­ни­чен­ном.

Юноши афинс­кие до шест­над­ца­ти лет вос­пи­ты­ва­лись до­ма, а вой­дя в зре­лый воз­раст, за­ни­ма­лись гим­нас­ти­кой и умст­вен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, ко­то­рое бы­ло столь лег­ко и при­ят­но, что да­же на­зы­ва­лось му­зы­кой.

Кроме вы­ше­из­ло­жен­но­го, афинс­ким граж­да­нам вме­ня­лось в стро­гую обя­зан­ность по­чи­тать ро­ди­те­лей; при изб­ра­нии граж­да­ни­на на ка­кую-ли­бо вы­со­кую го­су­дарст­вен­ную долж­ность за­кон пред­пи­сы­вал на­вес­ти пред­ва­ри­тельную справ­ку, по­чи­та­ет ли он ро­ди­те­лей и не ру­га­ет ли их, и ес­ли ру­га­ет, то ка­ки­ми имен­но сло­ва­ми.

Человек, пре­тен­до­вав­ший на чин древ­нег­ре­чес­ко­го статс­ко­го со­вет­ни­ка, дол­жен был вып­ра­вить сви­де­тельство и о поч­ти­тельнос­ти в от­но­ше­нии сво­их те­ток и сво­яче­ниц. Это по­рож­да­ло мас­су не­удобств и зат­руд­не­ний для за­мыс­лов чес­то­лю­би­во­го че­ло­ве­ка. Сплошь и ря­дом че­ло­век при­нуж­ден был от­ка­зы­ваться от ми­нис­терс­ко­го порт­фе­ля бла­го­да­ря кап­ри­зу ка­ко­го-ни­будь ста­ро­го дядьки, тор­гу­юще­го на ба­за­ре гни­лым ра­хат-лу­ку­мом. Тот по­ка­жет, что его не­дос­та­точ­но ува­жа­ли, и всей карьере ка­пут.

Кроме то­го, выс­шие влас­ти долж­ны бы­ли пос­то­ян­но справ­ляться, чем за­ни­ма­ют­ся граж­да­не, и на­ка­зы­вать лю­дей празд­ных. Час­то слу­ча­лось, что пол­го­ро­да си­де­ло без слад­ко­го блю­да. Воп­ли нес­част­ных не под­да­ва­лись опи­са­нию.

 

ПИЗИСТРАТ И КЛИСФЕН

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.