Сущность модульно-рейтингового обучения заключается в предоставлении обучаемым гораздо более широкие возможности самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой, которая включает в себя план действий, блок информации, методическое руководство по достижению целей обучения. Что позволяет говорить о повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ и о возможности более высокой дифференциации оценки, систематичности контроля и соответствующей коррекции со стороны преподавателя.
Мы уже имеем возможность обозначить, исходя из практики, следующие общие направления модульно-рейтингового обучения:
· Модульность – выделение из содержания обучения обособленных элементов. Весь курс разбивается на модули, для каждого из которого выделяются основные понятия и законы учебного курса, ведущие знания и умения, которые должны сформировать этот курс от модуля к модулю. Надо иметь в виду при этом, что в содержании каждого модуля, на наш взгляд, должна просматриваться интегрированная цель освоения всего материала на основе проблемного подхода к усвоению знаний.
· Динамичность – достижение действенности и оперативности знаний. Здесь важную роль играет преемственность – приращение ЗУН от модуля к модулю, от курса к курсу. В рамках этой данности – междисциплинарные курсы и модули.
· Гибкость – приспособление содержания образования и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Безусловно, в рамках создания условий для самостоятельной систематической работы, при определении видов самостоятельной работы и критериев оценки всех видов учебной и научной деятельности с соответствующей коррекцией в процессе обучения.
· Методическое обеспечение, рассчитанное на разный уровень усвоения и деятельности, и разносторонность методического консультирования.
· Паритетность – обеспечение делового сотрудничества обучаемых и педагогов в рамках субъект - субъектных отношений.
Таким образом, модульно-рейтинговая система создает условия для эффективной организации обучения с учетом интересов и способностей студентов, то есть реализации дифференцированного и индивидуализированного обучения. Данные условия обеспечиваются за счет ряда принципов организации модульно-рейтинговой системы. Обозначим некоторые из них.
· Анализ учебного материала с целью представления в модульном варианте посредством постановки целей и определения планируемых результатов обучения и оценки возможностей реализации целей.
· Разработка дидактического материала по модулям, проектирование деятельности «шагов обучения», отвечающих возможностям студентов. Отсюда – экспериментальная проверка созданной модульной программы с целью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания модулей.
· Ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности студентов, стимулирование познавательной активности, формирование у будущих специалистов навыков самообразования.
· Ориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень компетенций молодого специалиста на основе осознанного целеполагания с иерархией ближних (ЗУН), средних (общеучебные ЗУН), перспективных (развитие способностей личности) целей.
· Систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией обучающей, развивающей, стимулирующей и коррекционной функцией контроля и оценки учебных достижений.
· Отсюда – изменение роли преподавателя в процессе обучения, связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования студентов, анализа результатов обучения и коррекции методики. То есть – из режима информирования в режим консультирования, управления и коррекции.
· Обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм обучения, уровня и темпов учебно-познавательной деятельности, форм и методов обучения.
· Возможность преобразования функции внешнего управления по отношению к учебной деятельности обучаемого в самоуправление.
К числу уже вышеуказанных позитивных сторон использования модульно-рейтинговой системы, включая более эффективную организацию самостоятельной деятельности студентов, следует так же отнести повышение прочности знаний, выработку навыков самоконтроля и самооценки у студентов, увеличение объективности итоговой оценки, повышение уровня здоровой конкуренции среди студентов, обеспечение снятия элементов случайности в оценке знаний, определение индивидуального темпа изучения материала при ориентации на конечный результат.
Однако следует отметить, что данная система может достигнуть максимального эффекта только лишь в случае введения единого рейтингового контроля по всем дисциплинам курса обучения. Кроме того, возрастают трудозатраты преподавателя, что потребует существенного пересмотра подходов к формированию учебной нагрузки ППС.
Прилагаемое проектное положение о рейтинге для студентов может рассматриваться как первый шаг в использовании модульно-рейтинговой системы. С данным положением, включающим перечисление обязательных и дополнительных видов работ с их оценкой в баллах, преподаватель знакомит студентов на первом занятии и корректирует его при необходимости как в групповом, так и в индивидуальном порядке.
Проект.
Положение о рейтинговой оценке по курсу: «Отечественная история».
Для студентов 1 курса очной формы обучения.
Предлагаемая модульно-рейтинговая система как комплексное средство контроля учебной деятельности студентов выступает в качестве альтернативной по отношению к традиционной технологии контроля и оценки знаний студента. технология данной системы позволяет контролировать и оценивать знания студента в течение семестра, а так же стимулирует (мотивирует) самостоятельную работу и познавательную деятельность студентов на перспективу: студент, набравший требуемое количество баллов по дисциплине, имеет право автоматически получить соответствующую его знаниям оценку, как по промежуточным аттестациям, так и оценку экзаменационную (согласно общемодульному выходному рейтингу).
Теоретический материал за I - II семестр, согласно рабочей программе курса в модульном построении, предусматривает 4 учебных модуля (логически завершенных теоретических блока, соответствующих так же исторической периодизации), каждый из которых имеет свою «весовую категорию», выраженную в баллах.
Под рейтингом понимается система оценок по итогам изучения соответствующего модуля, включая все виды заданий и работ, выполняемых студентом. Методически выходной рейтинг студента складывается из результатов входного, рубежного, творческого рейтинга и итогового контроля.
Входной рейтинг выставляется по результатам работы студента в I семестре (до 10 баллов).
Рубежный рейтинг складывается из результатов текущего контроля по темам следующих друг за другом модулей. При оценке (в баллах) здесь учитывается ряд факторов (критериев): грамотность и культура речи, полнота ответов, самостоятельность мышления, творческий подход к заданиям и своевременность их сдачи, степень использования дополнительных источников, умения систематизации и формализации учебного материала, познавательный поиск и проблемно-аналитический подход, свободное владение материалом и аргументация собственной точки зрения и т.д.
Творческий рейтинг – это поощрительные баллы, которые вводятся за научную работу по отечественной истории, в том числе за активное участие в научной конференции, за выполнение дополнительных аналитических творческих работ, заданий повышенной сложности и др.
Итоговый контроль предусматривается для повышения выходного рейтинга студентам, претендующим на автоматическую экзаменационную оценку, для желающих повысить сумму баллов в целях получения более высокой экзаменационной оценки, а так же для тех студентов, выходной рейтинг которых не позволяет получить экзаменационную оценку автоматически.
I семестр
№ п/п | Модуль | Вид работы и контроля | Кол-во баллов | Сроки сдачи |
I. | Становление и развитие Русского государства в контексте европейской истории средневековья. | 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Индивидуальная домашняя проблемно-аналитическая творческая работа на тему: «Киевская Русь и Московское царство – две разных цивилизации или прерванная нить развития». (устная форма защиты). 3. Самостоятельная работа (составление опорного плана-конспекта, письменная форма) по темам: а) «Феодальная политическая раздробленность на Руси» ; б) «XVII век в истории России»; 4. Дополнительный материал, доклады, сообщения, тестовый контроль. Итого по I модулю: | 9 - 12 5 - 7 3 – 4 3 – 4 5 – 8 25 – 35 | До 01.11.2005. |
II. | Российская империя в Новое время. | 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Индивидуальная домашняя проблемно-аналитическая творческая работа на тему: «Общественно-политическое развитие России в XIX веке: схема-таблица + теоретический материал». (Устная форма защиты). 3. Самостоятельная работа (составление опорного плана-конспекта с последующим устным ответом) по темам: а) «Россия при преемниках Петра Великого». б) «Внешняя политика России вXVIII – XIX вв.» (таблица) 4. Дополнительный материал, доклады, сообщения, тестовый контроль. Итого по II модулю: | 9 – 12 5 – 7 3 – 4 3 – 4 5 – 8 25-35 | До 15.12.2005. |
III. | Творческий (дополнительный) модуль. | 1. Подготовка реферата с последующей публичной защитой на тему: «Эпохальное в личном, личное в эпохальном: взаимовлияние эпохи и личности. Роль личности в истории.» (Свободный выбор исторической личности). 2.Индивидуальные творческие задания, НИРС. Выходной рейтинг для автоматической зачетной оценки по курсу «Отечественная история»: «удовлетворительно» «хорошо» «отлично» | 5 – 20 5 – 10 75 – 84 85 – 94 95–100 | До 20.12.2005. В течение семестра. |
II семестр
I. | Входной модуль. | По результатам работы в I семестре. | 5 – 10 | |
II. | Россия, СССР в XX веке. | 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Устная защита самостоятельной работы: «Общественно-политическое развитие России XIX– начала XX вв.» (схема + теоретический материал). 3. Индивидуальная проблемно-аналитическая работа: «Этапы становления тоталитарного режима в СССР. Сталинизм: природа, эволюция, сущность, характерные черты» (письменно). 4. Составление опорного хронологического плана-конспекта на тему: «Вторая мировая война 1939-1945. Цена Победы». 5. Дополнительный материал, доклады, сообщения. Итого по II модулю: | 8 - 10 1 - 2 5 - 7 2 - 3 2 - 3 18 - 25 | До 01.04.2006. |
III. | «Перестройка» и Новая Россия. (1985-2006) | 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Самостоятельная работа – логическая цепочка на тему: «Проблемный анализ процесса дезинтеграции СССР». 3. Индивидуальная проблемно-аналитическая работа на тему: «Эпоха перестройки: периодизация, анализ причин, итогов и последствий» (письменно). 4. Контрольная работа по теме: «Особенности исторического развития России. Проблема российской ментальности» (письменно с устной защитой). 5. Использование дополнительного материала, доклады, сообщения. Итого по III модулю: | 8 – 10 2 – 3 3 – 5 3 – 4 2 – 3 18-25 | До 15.05.2006. |
IV. | Дополнительный и творческий модуль | ***Тестовый контроль. ***Аннотация и рецензирование монографии по тематике отечественной истории. ***Индивидуальные задания (творческий рейтинг). Итого по IV модулю: Выходной рейтинг для автоматической экзаменационной оценки по курсу «Отечественная история»: «удовлетворительно» «хорошо» «отлично» | 12 - 15 8 - 10 10 - 15 30 - 40 70-79 80-89 90-100 | В течение семестра До 01.06.2006. В течение семестра |
4.3. Примерные задания для самостоятельной работы.
Задание № 1.
Дать определение понятий:
История, локальная цивилизация, общественно-экономическая формация, православие, эволюционный путь развития, государство, строй военной демократии, первобытнообщинный строй, родовая община, соседская община, рабовладельческий уклад, раннефеодальная монархия, дворцово-вотчинная система управления, «Русская правда», вече, республика, крестьянин, смерд, закуп, рядович, холоп, полюдье, дань, уроки и погосты, вотчины, поместья, вотчинник, помещик, инновационный путь развития, государственность, мобилизационный путь развития, этатизм, патернализм, реформа, натуральный тип хозяйства, феодальная республика, феодальные повинности, азиатский способ производства, традиционное общество, норманнская теория, политическая раздробленность, национально-государственная идея, военно-национальное государство, вотчинное государство, сословно-представительная монархия, централизованное государство, Земский собор, Боярская дума, опричнина, крепостничество, система кормлений, местничество, «Смутное время», система вассалитета, отношения подданства – министериалитета, бояре, приказы, дворяне, династический кризис, двоевластие, гражданская война, феномен самозванничества, национальная идея, всенародное ополчение, Судебник, Соборное уложение, Юрьев день, заповедные годы, церковный раскол, старообрядцы, крестьянская война, объективные и субъективные причины исторического явления, экстенсивное развитие, интенсивное развитие, мануфактура, всероссийский рынок, империя, модернизация, вестернизация, абсолютная монархия, самодержавие, Табель о рангах, бюрократия, индустриальное общество, секуляризация, «Эпоха дворцовых переворотов», «кондиции», «бироновщина», политика меркантилизма, политика протекционизма, альтернативы исторического развития, коллегии, Сенат, «политика просвещенного абсолютизма», буржуазия, пролетариат, товарный тип хозяйства, политика призрения, благотворительность, фаворитизм, государственный либерализм, «революция сверху», декабризм, экономический кризис, революционная ситуация, сословие, патриархальный консерватизм, стагнация системы, западники, славянофилы, либеральная модернизация, мессианско-патерналистские трактовки свободы, «американский» путь развития капитализма в с/х, «прусский» путь развития в с/х, реакционеры, революционеры, либерализм, консерватизм, революционеры-демократы, народничество, нигилизм, терроризм, «теория официальной народности», социал-демократы, марксизм, неонародничество, «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля», «Группа освобождения труда», общественное движение, идеология, кризис крепостнической системы, «просвещенный консерватизм», капитализм, община, выкупные платежи, отрезки, земства, Государственная дума, отруб, монополия, империализм, неоабсолютизм, политика бонапартизма, политическая партия, большевики, меньшевики, парламент, парламентаризм, конституционная монархия, октябристы, кадеты, эсеры, «Союз русского народа», «Тройственный союз», «Антанта», революция, буржуазно-демократический характер революции, движущие силы и гегемон революции, интеллигенция, оппозиция, «Манифест 17 октября», третьиюньская политическая система, «Прогрессивный блок», общенациональный кризис, радикализация масс, Временное правительство, Советы, предпарламент, Декрет, Учредительное собрание, государственный переворот, социализм, левые эсеры, правые эсеры, мировая война, отечественная война, политика «военного коммунизма», экстремизм, леворадикализм, продразверстка, продналог, «красногвардейская атака на капитал», белое движение, контрреволюция, красный и белый террор, социалистическая модернизация, НЭП, диктатура пролетариата, Брестский мир, революционное оборончество, Лига наций, Коминтерн, идея «большого скачка», идея мировой революции, «великий перелом», идеологизация общественой жизни, маргинализация, индустриализация, коллективизация, культурная революция, левая оппозиция, правая оппозиция, генезис, тоталитаризм, иллюзорное сознание, административно-командная система, фашизм, холодная война, «кулачество», депортация, политические репрессии, ГУЛАГ, Варшавский договор, НАТО, СЭВ, ЕЭС, ООН, биполяризация мира, «оттепель», волюнтаризм, партноменклатура, десталинизация, шестидесятники, «эпоха застоя», диссиденты, трансформация общества, догматизм, десакрализация, менталитет, «развитой социализм», перестройка, социализм с «человеческим лицом», новое мышление, гласность, политический плюрализм, унитарное государство, федерализм, Конституция, гражданское общество, правовое государство, социальное государство, система сдержек и противовесов, разделение властей, внутренняя политика, внешняя политика, экономическая реформа, демократия, национальные конфликты, международный терроризм, сепаратизм, приватизация, ваучеризация, рыночная экономика, СНГ, Совет Европы, ЕЭ, конфронтационная политическая культура, правовой нигилизм, постсоветское общество, постиндустриальная стадия развития, глобализация.
Задание № 2.
Составить планы – конспекты ответов на вопросы:
1. Принятие христианства на Руси.
2. Киевская Русь – раннефеодальная монархия.
3. Период политической раздробленности на Руси.
4. Образование Московского государства.
5. «Смута» в России в начале XVII века.
6. Церковный раскол в России.
7. Реформы Петра I.
8. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
9. Отечественная война 1812 года.
10. Отмена крепостного права.
11. Альтернативы развития России в начале XX века.
12. Столыпинская реформа в России.
13. Образование СССР.
14. НЭП.
15. Коллективизация в СССР.
16. Сталинский тоталитаризм.
17. Перестройка в СССР.
18. Распад СССР.
19. Принятие Конституции Российской Федерации.
20. Реформы в современной России.
***Примечание. При выполнении этого задания следует придерживаться следующей схемы:
1. Хронология.
2. Историография.
3. Теория вопроса.
4. Причины события.
5. Ход события.
6. Значение события.
Задание № 3.
Доказать, что:
1. В IX в. у восточных славян возникло государство.
2. Политика опричнины Ивана Грозного была направлена на укрепление режима личной власти.
3. В стране к концу XVI века сформировался особый тип российского феодализма.
4. В России в начале XVIII в. сложился абсолютизм.
5. Екатерина II проводила политику «просвещенного абсолютизма».
6. В конце XIX – начале XX вв. в России шел процесс модернизации.
7. Западники в России были либералами.
8. Реформы 60-70-х гг. XIX в. создавали благоприятные условия для развития в России капиталистических отношений.
9. В начале XX века Россия шла к конституционной монархии.
10. В современной России существует многопартийная политическая система.
***Примечание. Для доказательства надо использовать следующий алгоритм: 1. дать определение того, что надо доказать;
2. выявить, исходя из определения, основные направления поиска
доказательства;
3. найти согласно этим направлениям конкретно-исторические
факты доказательства.
Задание № 4.
Сравнить:
1. Российскую и Западноевропейскую цивилизации.
2. Сословно-представительную монархию в России и в Западной Европе.
3. «Русскую правду» П. Пестеля «Конституцию» Н. Муравьева.
4. Взгляды западников и славянофилов на перспективы развития России.
5. НЭП и политику «военного коммунизма».
6. Процесс индустриализации в России и в странах Западной Европы.
7. Политическую систему России до и после революции 1905-1907 гг.
8. Политические режимы в СССР при Н. Хрущеве и И. Сталине.
9. Политическую систему в СССР в 80-х гг.XX в. и в современной России.
10. Программные установки КПРФ и СПС.
***Примечание. При сравнении следует использовать следующий алгоритм:
1. дать определение сравниваемых исторических явлений;
2. выделить, исходя из определения, параметры сравнения;
3. установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.
Задание № 5.
Заполнить таблицы.
Таблица 1. Правители России.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.