Тематика семинарских занятий и объем в часах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Всего 34 часа.

№ п/п Наименование тем занятий. Кол-во часов Форма контроля.
1-2. I семестр – 17 часов Основные черты и особенности формирования российской государственности. Образование Древнерусского государства.     4   Собеседование. Проверка логических заданий, логических заданий. Тесты и задачи. Устный опрос. Дискуссия. Доклады.  
3. Образование и развитие Русского централизованного государства.   2 #-#-#-#-#-#
4. Россия на путях модернизации ( XVIII в.).        2 #-#-#-#-#-#
5. Либеральные и военно-бюрократические тенденции в жизни России (вторая половина XVIII – начало XIX вв.).     3   #-#-#-#-#-#
6. Торжество военно-бюрократического абсолютизма при Николае I. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. и общественно-политические процессы в стране.       3     #-#-#-#-#-#
7. Россия в начале XX в.: на развилке реформ и революций. II семестр – 17 часов.     3   #-#-#-#-#-#
8. Политический кризис и падение самодержавия. Большевики у власти в России: надежды и реалии.       2     #-#-#-#-#-#  
9. Советское общество в 20-30-е гг.: от компромисса к новому штурму.     2   #-#-#-#-#-#
10. Мир в конце 20-х – 30-х гг. и внешняя политика Советского Союза. Власть и народ в Великой Отечественной войне.       2     #-#-#-#-#-#
11-13. Развитие Советского Союза в послевоенный период (середина 40-х – середина 50-х гг.). Кризис и распад тоталитаризма в СССР.   5   #-#-#-#-#-#
14-            15. Основные направления политического и социально-экономического развития России после августа 1991 г.   4     #-#-#-#-#-#     
16. Особенности исторического развития России. Проблема российской ментальности.     2   #-#-#-#-#-#

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСА.

3.1. Учебно-тематические планы семинарских занятий и методические указания к ним.

Семинар № 1-2. Основные черты и особенности формирования российской государственности. Образование Древнерусского государства. (4 часа)

 

План занятия.

1. Особенности геополитического, природно-климатического, религиозного факторов развития России и их влияние на российскую историю. Фактора социальной организации: преобладающая роль государства в регулировании экономических и социальных отношений, специфика сословного строя, роль крестьянской общины:

2. Восточные славяне, их происхождение и общественный строй до
образования Киевского государства.

3. Возникновение Киевского государства. Характерные черты Древнерусской цивилизации.

4. Первые князья Киевской Руси: внутренняя и внешняя политика.

5. Общественный и политический строй Киевского государства. Принятие христианства - важная веха в истории Руси. Культура и быт.

6. Период политического распада Киевского государства.

 

    Логические задания:

1. Сравнить Древнерусскую и Западноевропейскую (католическую) цивилизации.

2. Доказать, что Древнерусская цивилизация имела общие черты с обществом «азиатского» типа.

3. Доказать, что в X в. на Руси существовало государство.

4. Составить хронологическую таблицу: «Русские князья IX - XIII вв.»

 

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на следующие проблемы:

1. Каким образом географический фактор влиял на развитие таких стран как Англия, Франция, Италия и сопоставьте его влияние с действием подобного фактора на историю России.

2. Может ли быть так, чтобы географический фактор, игравший положительную роль в жизни страны, с течением времени начинал оказывать отрицательное влияние на ее развитие? А может ли быть наоборот, когда отрицательный характер географического положения и природы страны начинает играть положительную роль? Как неблагоприятные условия ведения .сельского хозяйства оказали прямое воздействие на тип русской государственности?

4. Почему общинные традиции, земельные переделы, различного рода крестьянские «помочи» сохранились в России вплоть до 1917г.?

5. Как природно-климатический фактор определения особенности национального характера русских?

6. Почему наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для закрепощения значительной массы русского крестьянства?

7. Можно ли связать такие черты русского характера как национальная терпимость, отсутствие национализма, «всемирная отзывчивость» с огромными пространствами русских земель?

8. Как осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель? Какое оказал влияние на формирование российской государственности?

9. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств? Когда и по каким направлениям происходило расселение славян?

10. Как можно прокомментировать слова историка С.М. Соловьева, что «прикрепление крестьян - это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении»? Как их связать с потребностью государства содержать огромную армию в условиях малонаселенных огромных территорий?
       11. Как сказалась оторванность России от морей и морской торговли на экономическом положении страны? Роли государства и армии? Внешней политики России?

      12. Почему, «реки много содействовали единству народному и государственному» (С.М. Соловьев), появлению особых областей, княжеств, городов?

       13. Как можно объяснить зависимость россиян от водного транспорта до II половины XIV в.?

      14. В чем отличие католической и православной церкви?

     15. Как понимать слова И.В. Кириевского, что «богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности - в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там раздвоение сил разума - здесь стремление к их живой совокупности; ...»?

16. Почему, не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие, тем не менее, оказало определяющее влияние на русскую политическую традицию, формирование российской государственности?

17. Почему «общинная психология», преобладание коллектива над личностью стали характерной чертой миропонимания русского крестьянина и глубоко проникли в русское христианство? В чем Вы понимаете социально-психологический смысл русского монашества?

18. Почему под воздействием      природно-климатического геополитического, религиозного факторов в России сложилась специфическая социальная организация?

19. Почему первичной хозяйственно-социальной ячейкой становится корпорация (община, артель, товарищество, кооператив и т.д.), а не частнособственническое образование, как на Западе?

20. Почему Российское государство превратилось не в надстройку над гражданским обществом, как в западных странах, а ее становой хребет?

21. Почему государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна («смута»)?

22. Почему государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны?

23. В чем особенности социальной структуры российского общества?

24. Роль Земских соборов и церкви в осуществлении функций социального контроля? Почему социальная организация российского общества отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя - свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории?

Раскрывая второй вопрос, следует подумать:

1. Кто такие индоевропейцы? Как связаны между собой индоевропейцы и славяне?

2. Что знают современные ученые о происхождении и расселении древних славян?

3. Когда произошло выделение восточных славян из состава славянских народов?

4. Что представляли собой восточнославянские племена в VIII-IX в.в.? Особенности их хозяйства и социальных отношений? Развития ремесла? Торговли? Культуры и религии?

 

К третьему вопросу обратите внимание:

1. В чем суть исторического спора о призвании варягов?

2. Научное обоснование норманнской теории в ХУШ в. (Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер)? _

3. Доводы противников этой теории (М. Ломоносов, Д. Иловайский)?

4. Доводы сторонников норманнской теории (В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский)?

5. Общие закономерности и специфические особенности формирования российской государственности: политические, социально-экономические, внутренний и внешний аспекты. Определите истоки этих особенностей и их влияние на формирующийся российский менталитет.

6. Что такое «военная демократия»? Чем она отличается от первобытности и от сложившегося государства с центральной властью?

7. Дайте оценку двух русских государственных центров: Киева и Новгорода. Общее и особенное в их политическом устройстве?

8. Характерные черты Древнерусской цивилизации в сравнении с Западноевропейской и с обществом «азиатского» типа.

9. Почему восточные славяне в своем развитии миновали стадию развития рабовладения? Определите здесь роль и взаимовлияние внешнего и внутренних факторов, в т.ч. возможность и необходимость применения рабского труда.

10. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси.

Раскрывая четвертый вопрос, обратите внимание на следующие аспекты:

1. Особенности внутренней и внешней политики первых правителей Киевской Руси: Олега (882-912), Игоря (913-945), Ольги (945-964), Святослава (964-972), Владимира (980-1015).

2. Как первые Рюриковичи укрепляли государство и распространяли власть внутри страны (расширение своих владений, подчинение племен, выплата им ежегодной дани, власть наместников из Киева, строительство «погостов» - укрепленных городов, торговых дворов)? Полюдье как особая форма русского раннегосударственного управления подвластными территориями.

3. Походы Олега, Игоря и Святослава на Византию и Дунайскую
Болгарию. Их результаты – внешне- и внутриполитические?

4. Создание системы обороны степных границ князем Владимиром.

5. Укрепление Киевского государства при Ярославе Мудром (1019-1054) и Владимире Мономахе (1113-1125).

6. Принятие свода законов - «Русская Правда» - важный шаг в укреплении российской государственности.

7. Раскройте все аспекты понятия – Киевская Русь как раннефеодальная монархия – и дайте им соответствующие определения и характеристики.

При подготовке к пятому вопросу:

1. Охарактеризуйте исторические источники перехода от родовых обычаев и традиций к нормам раннефеодального права, о социальном расслоение общества и положении различных категорий населения, об организации землевладения и крупной вотчины в Х – XII вв., («Русская Правда», «Правда Ярославичей»).

2. Дайте оценку свободного населения Киевской Руси: знать, духовенство, дружинники, гости и купцы, ремесленники посадов и деревень, свободные земледельцы - смерды.

3. Дайте характеристику зависимого населения Древней Руси (холопы или челядь) и полузависимых людей по «Русской правде»: закупы, рядовичи.

4. Определите роль и степень влияния рабовладельческого уклада на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь Киевской Руси.

5. Объясните, в чем состояли особенности государственного механизма Киевской Руси? Государственная структура этого периода: великий князь, Совет при князе, вече, дворцово-вотчинные органы: тиун, казначей, дворской, конюший; местные органы власти и управления: наместники и волостели.

6. Определите особенности организации военных сил в Киевской Руси (княжеская дружина, народное ополчение)?

7. Определите соотношение двух типов отношений в системе иерархического соподчинения класса феодалов на Руси: вассально-сеньориальных и подданства –министериалитета.

8. В чем причина христианизации Руси? Почему князь Владимир выбрал именно православие?

9. С какими трудностями проходило утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси?

10. На какие сферы жизни и деятельности древнерусского общества – в первую очередь и в большей степени - оказало влияние принятие христианства?

11. Какова была роль христианства в объединении русского общества? Как Вы можете определить влияние христианства на складывание российской государственности?

12. Раскройте степень и уровень влияния христианства на формирование великорусского менталитета (национального сознания).

13. Какое влияние христианство оказало на культуру Древней Руси?

14. Быт в Киевской Руси: в чем состояла существенная разница в образе жизни людей различных районов страны, города и деревни, феодальной верхушки и основного населения?

15. Можно ли, по Вашему мнению, отнести русское общество периода Киевской Руси, в общем и целом, к западноевропейскому типу по образу жизни и мышления?

 

По шестому вопросу определите:

1. Основные признаки феодального общественного, экономического, социального, политического устройства.

2. Определите две формы зависимости крестьян (поземельная экономическая, личная внеэкономическая) и две формы земельного владения (вотчина и поместье), формы земельной ренты.

3. Особенности феодализма периода Киевской Руси. Суть вотчинной системы хозяйства.

4. Русь как непрочное конфедеративное государство, в котором формировались раннефеодальные отношения. Оформление трех типов государственного управления на Руси: раннефеодальная монархия, феодальная республика, деспотическая монархия.

5. Причины феодальной раздробленности (объективные и субъективные, внешние и внутренние).

6. В чем сходство и различие перехода к феодальной раздробленности на Руси и в Западной Европе? Какие этапы распада можно выделить? С именами каких князей они связаны?

7. Феодальная раздробленность Древней Руси – историческая случайность или закономерность? Ее особенность на Руси по сравнению со странами Западной Европы.

8. Охарактеризуйте имеющиеся в дискуссионной исторической литературе точки зрения на роль и степень влияния монголо-татарского ига на последующее развитие русского общества, определив к ним свое отношение. Аргументируйте свой ответ.

9. Укажите сферы жизнедеятельности русского общества, которые подверглись наибольшей деформации в период монгольского завоевания. Раскройте позитивность и негативность последствий.

10. Последствия феодальной раздробленности на Руси (внешние – видимые, непосредственные последствия и внутренние – невидимые, долговременные структурные сдвиги).

 

Тематика докладов:

1. Особенности Древнерусской цивилизации.

2. Происхождение термина «Русь».

3. Кем был Рюрик.

4. Проблемы изучения истории Древней Руси.

5. Особенности феодальных отношений в Древней Руси.

6. «Русская правда» как исторический нормативно-правовой источник.

7. Своеобразие древнерусской культуры.

Семинар № 3. Образование и развитие Русского централизованного государства. (2 часа)

 

План занятия:

1. Причины (предпосылки), этапы и особенности объединения русских земель вокруг Москвы. Начало централизации Русского государства - первые московские князья, их деятельность. Куликовская битва и ее историческое значение для освобождения и объединения русских земель.

2. Дальнейшая централизация Русского государства при Иване III и Василии III.

3. Политика Ивана IV Грозного: цели и приоритеты, периоды и результаты. Кризис российской государственности в конце XVI в.

4. Особенности Московского царства как сословно – представительной монархии. Российская цивилизация в XVII веке.

 

Логические задания:

1. Сравнить Российскую и Западноевропейскую (либеральную) цивилизации.

2. Составить сравнительную таблицу «Российская и западноевропейская сословно-представительная монархия: общее и особенное».

3. Составить хронологическую таблицу «Русские князья и цари в XIV-XVII вв.»

4. Составить хронологическую таблицу «Войны России в XVI-XVII вв.»

 

При подготовке первого вопроса, подумайте:

1. Почему, после длительного периода феодальной раздробленности в XIV в. постепенно начался процесс политического объединения русских земель?
2. Почему в борьбе между феодальными княжествами за политическое преобладание победителем вышло Московское княжество?

3. Назовите политические, экономические, социальные и духовные предпосылки образования Русского централизованного государства? Какой фактор объединения был ведущим, почему и какие это повлекло за собой последствия?

4. Назовите наиболее важные события первого этапа централизации (конец XIII - 80-е гг. XIV в.). Как складывались отношения Северо-восточной Руси и Золотой Орды на этом этапе? Определите особенности начального этапа централизации.

5. Как расширялась территория Московского княжества на рубеже XIII и XIV столетий при сыне Александра Невского Даниле?

6. Роль Юрия Даниловича в дальнейшем укреплении Московского княжества?

7. Развитие Московского княжества при Иване Калите (1325-1340). В чем состояло продолжение политики Ивана I Даниловича Калиты его сыновьями - Семеном Гордым (1340-1353) и Иваном II Красным (1353-1459).

8. Основные направления и результаты деятельности Дмитрия Ивановича, впоследствии названного «Донским», на Московском престоле (1359-1389).

Особенности процесса централизации в этот период.

9. Как изменилось на Руси отношение к татарам в результате усиления Московского княжества? Какова роль московского князя Дмитрия Ивановича в борьбе с Ордой?

10. Определите и раскройте место и роль русской православной церкви в борьбе с Ордой?

11. Почему летописцы называли Куликовскую битву «Мамаевым побоищем», а Димитрию народ дал почетное прозвище «Донской»? Каково политическое и национальное значение Куликовского сражения?

12. Почему, несмотря на победу в Куликовском сражении, Дмитрию Донскому не удалось освободить Русь от монгольского ига? В чем особенности второго этапа централизации Русского государства (80-е г.г. XIVв. – 1462г.)?

 

При подготовке ко второму вопросу определите:

1. Как проходило объединение русских земель под властью Ивана III Ярославского княжества (1463), Пермского края (1472), «Господина Великого Новгорода» (1478), Тверского княжества (1485)?

2. Основные приоритеты и результаты политики Ивана III в отношении Золотой Орды. Аппарат власти и управления при Иване III.

3. Почему Иван III принял титул «самодержец Всея Руси», а в 1485г. присоединил к нему титул «государь Всея Руси»?

4. Охарактеризуйте эволюцию форм земельного владения - оформление поместной системы землевладения: сравнительный анализ вотчины и поместья.

5. Каким образом шло объединение Великороссии при Василии III, сыне Ивана III; присоединение Пскова (1510), Рязанского княжества (1517), Чернигово - Северской земли (1517-1523), Смоленска (1514)?

6. Социально-экономическое развитие Московских земель в этот период. Судебник Ивана III (1497): причины принятия, основные положения, значение. Начало юридического оформления закрепощения крестьян.

7. Роль церкви в усилении власти московских князей. Сохранение религиозной, национальной терпимости и формирование идеи о всемирно-исторической роли Московского царства (Москва - «Третий Рим»). Конфликт в церковной среде: причины и сущность Раскола. Нестяжатели и иосифляне: суть противостояния.

8. Характеристика государственного устройства России в середине XVI в. Особенности централизации завершительного периода (вторая половина XV – начало XVI вв.).

9. Исторические последствия образования Российского централизованного государства: внутриполитические и внешнеполитические.

 

При подготовке к третьему вопросу следует определить:

1. Как шло расширение территории Российского государства в годы правления Ивана IV (Грозного)? Особенности его внешней политики: цели, приоритеты, результаты.

2. Реформы 50-х годов XVI в. (Судебник, Церковный собор 1551г., земельная реформа, реформа управления, военная реформа, губная реформа), их суть, значение и последствия.

3. Какую роль сыграл Судебник Ивана Грозного (1550 г.) в укреплении централизованного государства, дальнейшем закрепощении крестьянства? Ликвидация системы кормления (1555-1556 гг.).

4. Что такое опричнина? Ее объективная суть и последствия? Оценки современников и исследователей, в т.ч. по поводу ее социальной сущности.

5. Дайте характеристику политического строя и административного устройства Московского государства в XVI-XVII вв.

6. Какова в целом роль русской православной церкви в процессе централизации Российского государства? Определите начало процесса превращения ее в государственную церковь.

7. Дайте собственную оценку Ивану Грозному как личности и историческому деятелю.

8. Причины (истоки), факторы и признаки проявления кризиса российской государственности к концу XVI века: объективные экономические, политические, социальные, династические; внешнеполитический и субъективный факторы.

9. Укажите основные тенденции, характерные для развития Западной и Центральной Европы в XVI в. Почему различия с Россией приобрели с этого времени принципиальный характер?

 

При подготовке четвертого вопроса определите:

1. В чем особенности государственного строя в странах Западной Европы XV-XVI вв.? В чем вы видите особенности государственного Российского государства XVI в.? Как проявлялась гипертрофированная роль Российского государства в общественных отношениях?

2. Роль Земского Собора в развитии российской государственности.

3. Отличие российских представительных органов (Земские Соборы, Боярская дума) от европейских (Генеральные штаты во Франции, Парламент в Англии).

4. Характеристика основных этапов Смуты – первой гражданской войны в России, определите ее последствия.

5. Какие изменения произошли в экономике России в XVII веке: территориальное разделение (специализация) труда (районов), мелкотоварное производство, товарный тип хозяйства, формирование всероссийского рынка, рассеянные и централизованные мануфактуры, процесс первоначального накопления капитала – методы и источники. Формирование экономического базиса единого государства: общие закономерности и особенности (темпы, последовательность, источники).

6. Какие территории вошли в состав Российского государства? Чем объяснялся огромный масштаб колонизации?

7. Российская цивилизация в XVII в.:

              А) эволюция государственного строя в России;

              Б) национально-государственная идея и менталитет;

              В) геополитические интересы и внешняя политика;

              Г) кризис Российской государственности в конце XVII века.

8. «Соборное уложение» 1649 г. как кодекс феодального права. Роль нового законодательства в окончательном закрепощении крестьян и в переходе к абсолютизму.

9. Как складывалось крепостное право в России и в чем его отличия от аналогичных процессов в странах Центральной Европы?

 

Тематика докладов:

1. Византия, Восток, Запад и Россия.

2. Национально-государственная идея в России в XIV – XVI вв.

3. Российский человек и российское общество.

4. Эволюция государственного строя России в XIV – XVII вв.

5. Самодержавие и реформы в России в XVI в.

6. «Смута» в России в начале XVII века.

7. Укрепление самодержавия в России в XVII веке.

8. Церковь и государство в России в XVII веке.

9. Российский менталитет в XVII веке.

Семинар № 4. Россия на путях модернизации ( XVIII в.). (2 часа)

 

План занятия:

1. Вступление России в эпоху раннего капитализма к концу XVII - началу XVIII вв. Потребность модернизации всех сфер Российского общества: альтернативы исторического развития.

2. Внутренняя и внешняя политика Петра I: взаимосвязь и взаимозависимость.

3. Эпоха петровских преобразований: реформы политические, военные, административные, экономические, церковные и культурные. Возникновение абсолютной монархии.

4. Результаты и оценки реформаторской деятельности Петра Великого современниками и потомками.

 

Логические задания:

1. Составить хронологическую таблицу «Русские цари в XVIII в.».

2. Составить хронологическую таблицу «Войны России в XVIII в.».

3. Доказать, что в России в первой четверти XVIII в. возникла абсолютная монархия.

4. Доказать, что Петр I не столь «поднял» Россию, сколь «вздернул ее на дыбы».

5. Составить сравнительную таблицу «Европеизация или вестернизация России при Петре I», соответственно определив в две колонки результаты и последствия петровских реформаторских преобразований.

 

При подготовке первого вопроса подумайте,

1. Что собой представляли европейские страны в области материального производства, культуры и в духовной сфере к концу XVII – началу XVIII в.в.?

2. В чем суть и значение для всего человечества утверждения в этих странах веры в неограниченные силы разумного человека и стремление к рационалистическому устройству жизни?

3. Как шло становление мануфактурного производства в России? Первоначального накопления капиталов? Распространение частного предпринимательства? Наемного труда? Товарно-денежных отношений?

4. Почему к концу XVII – началу XVIII вв. особой остроты достигли социальные противоречия?

5. Что собой представляло Российское общество: с одной стороны - жажда и потребность в знаниях, «преобразовательные» настроения, с другой — стремление жить по старинке, ничего не меняя?

6. Чем была вызвана необходимость модернизации России? Была ли Россия объективно готова к сближению с Европой?

7. Какой, по Вашему мнению, могла быть альтернатива петровским реформам?

 

По второму вопросу обратите внимание на следующие аспекты:

1. В чем суть петровской концепции абсолютизма и его идеологии «общего блага»?

2. Что для Петра I было идеалом государственного устройства?

3. За счет кого и чего Петр I проводил свои преобразования? Источники средств?

4. Современная оценка использования Петром I принципа камерализма в государственном переустройстве (опыт Швеции): усиление бюрократического начала, четкое разделение властей на принципе коллегиальности, строгая регламентация обязанностей чиновников.

5. Как Вы видите роль личности в бюрократическом абсолютистском государстве?

6. Каким образом связана внешняя политика Петра I с внутренней?

7. Как шло расширение российских территорий и сфер влияния в петровский период?

8. Суть превращения России в 1721 г. в империю. Что такое, по вашему мнению, имперское сознание?

9. В чем парадоксальность и несхожесть России с другими государствами?

10. Империя — явление чисто русское? (Аргументируйте свой ответ). Раскройте тезис: «Превращение России в великую европейскую державу».

При подготовке к третьему вопросу обратите внимание на следующие аспекты:

1. В чем суть концепции Петра I изменения всего облика России?

2. Петр I - сторонник трактовки общественной жизни как процесса, близкого к механическому - что это: следствие влияния достижений естественных и технических наук, европейское влияние или свое, российское представление о государственности?

3. «Окно в Европу» - попытка России настойчиво войти в цивилизованный мир или, наоборот, стремление ее во что бы то ни стало противостоять «капиталистическому нашествию» и сохранить самобытность?

4. Ваше отношение к толкованию вопроса о «догоняющей» России?

5. Как Вы относитесь к проблеме внедрения Петром I рационалистического устройства власти, управления на принципах разумности и целесообразности. Как в эту петровскую схему вписывается проведенная им церковная реформа?

 6. Раскройте суть и дайте свою оценку: модернизация и европеизация всех сфер жизни общества; попытка  меркантилизма и протекционизма; создание бюрократического аппарата, стройной системы управления; огосударствление всех сторон жизни российского общества как одна из особенностей развития России.

7. Какую роль сыграли петровские реформы в истории России – были ли решены поставленные задачи или реформы оказались бесплодными? Могли западные по содержанию и восточные (азиатские) по форме осуществления преобразования радикально изменить ход исторического развития России?

8. Почему для Петра I значение государства имело особое значение? Возможно ли было в петровскую эпоху без усилия государства создать российскую науку, промышленность, армию, флот?

9. Какова исторически сложившаяся взаимосвязь в России между законодательством и общественным мнением, общественным сознанием? В чем здесь отличие от Западной Европы? Почему для петровских реформ было характерно игнорирование роли правовой системы?

10. Каким образом Петр Великий разрешил три условия развития капитализма: наличие капитала, свободная наемная рабочая сила, рынок сырья и сбыта?

11. Дайте оценку сформировавшегося российского абсолютизма: суть, социальная опора (база), степень прогрессивности, историческое значение.

По четвертому вопросу:

1. Почему, взяв многое у Запада, Петр Великий «проглядел» новый нарождающийся класс — буржуазию, парламентаризм и политические свободы?

2. Почему в новый период истории России Петр I оставался ревнителем крепостничества и не повел страну по свободному капиталистическому пути развития?

3. Как Вы оцениваете результаты попыток Петра I «модернизировать» Россию? Он все-таки «поднял» Россию или только силой своих талантов, государственного ума, авторитета, воли, социального статуса «вздернул ее на дыбы»?

4. Сравните оценки преобразовательной деятельности Петра Великого его современниками и его потомками.

5. Ваша точка зрения: «цена» петровских образований? Определите Ваше отношение к личности Петра I.

6. Дайте общую характеристику эпохе дворцовых переворотов.

 

Тематика докладов:

1. Внешняя политика Петра I.

2. Российская империя: этапы становления.

3. Российский абсолютизм: этапы становления и развития.

4. Сравнительный анализ оценок преобразовательной деятельности Петра Великого его современниками и его потомками.

Семинар № 5. Либеральные и военно-бюрократические тенденции в жизни России (2-я половина XVIII - начало XIX вв.). (3 часа)

 

План занятия:

1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II, его главные противоречия.

2. Самодержавный деспотизм Павла I.

3. Непоследовательность    и противоречивость    политического курса Александра I: трагедия реформатора. Российская цивилизация в первой половине XIX в.

4. Сперанский М.М., его проекты и пути осуществления либеральных преобразований в России.

5. Движение декабристов и поражение идей реформаторства.

 

Логические задания:

1. Составить хронологическую таблицу «Войны России в первой половине XIX в.».

2. Составить сравнительно-аналитическую таблицу программных требований по «Русской правде» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева.

3. Составить сравнительную таблицу «Внешняя и внутренняя политика Екатерины II, Павла I, Александра I: цели, приоритеты, результаты».

4. Составить сравнительно-аналитическую таблицу «Программы декабристов и проекты М. Сперанского: цели, требования, пути осуществления».

По первому вопросу необходимо выяснить:

1. Как политическая жизнь Европы влияла на эволюцию самодержавия в России?

2. В каком отношении эпоха Екатерины II была «золотым веком» российского дворянства и российской государственности?

3. Что было сделано Екатериной II по решению крестьянского вопроса?

4. В чем существо конституционных проектов Н. Панина и Д. Фонвизина и какова их судьба?

5. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «просвещенный абсолютизм»?

6. «Политика просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой: объективное содержание и субъективные цели императрицы. Обозначьте и охарактеризуйте основные противоречия заявленной политики.

7. Сформулируйте сущность, приоритеты, основные направления и результаты внешней политики Екатерины П.

8. Как на протяжении XVIII в. изменились внешнеполитические интересы и амбиции России?

9. Дайте характеристику отношений церкви и государства на протяжении XVIII в..

10. Проанализируйте основные тенденции и противоречия в развитии России в XVIII в..

11. Какова была реакция Российского руководства   на Великую Французскую революцию?

При подготовке второго вопроса обратите внимание:

1. Чем объяснить крутые повороты во внешней и внутренней политике России в годы правления Павла I?

2. Какую задачу ставил перед своим царствованием Павел I и как он пытался ее решить?

3. Какое значение имел принятый Павлом I Закон о престолонаследии?

4. Что дало России правление Павла I в области внутренней и внешней политики?

По третьему вопросу обратите внимание:

1. Каковы были основные тенденции мирового развития в XIX в.? Какие изменения претерпели территория и население Российской империи?

2. Чем характеризуется начало правления Александра I? Что побудило императора начать поиски путей преобразования России?

3. Как в Негласном комитете решались вопросы о крестьянстве, системе образования, о состоянии администрации? Чем была обусловлена осторожность в решении важнейшего вопроса – крестьянского?

4. Почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции? Какие меры были все-таки приняты?

5. Сравните два периода в деятельности Александра I. Каковы причины поворота от либерализма к консерватизму во внутренней политике и его последствия?

6. В чем суть аракчеевщины?

7. Почему политика Александра I в области преобразования страны носила противоречивый, непоследовательный характер? Объяснение Вы видите в объективных или в субъективных факторах?

В четвертом вопросе:

1. Почему М. Сперанский считал необходимым провести государственные преобразования в России?

2.  Какой орган государственной власти должен был соединять в себе высшую законодательную, исполнительную и судебную власть?

3. В чьих руках оставалась реальная законодательная власть?

4. Какие основные принципы были положены М.М. Сперанским в основу проектов государственной реформы?

5. Кто, согласно проекту, пользовался избирательными правами?

6. Был ли осуществлен проект М. Сперанского? Если нет, то что помешало его реализации? Какова судьба М. Сперанского?

7. Какое определение Вы теперь можете дать «политике государственного либерализма»?

 

При изучении пятого вопроса обратите внимание:

1. Какова была социально-политическая и духовная обстановка в стране после отечественная войны 1812 г.?

2. Назовите истоки формирования мировоззрения декабристов?

3. Какие этапы прошло в своем развитии движение декабристов?

4. Как предполагалось по «Русской Правде» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева решить такие вопросы: о будущем политическом устройстве России, о помещичьем землевладении, о судьбе русского крестьянства.

5. Проведите сравнительный анализ Конституции Н. Муравьева, «Русской правды» П. Пестеля, «Введение к уложению государственных законов» М. Сперанского.

6. Почему потерпело поражение движение декабристов? Укажите объективные и субъективные факторы.

7. Ваша оценка событий на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.: мятеж реформаторов, государственный переворот, «революция сверху», дворцовый переворот, военная революция или … (Ваш вариант).

7. Историческая роль и значение движения декабризма, его влияние на лучшие умы России и общественное движение в целом.

 

Тематика докладов:

1. Александр I: мечтатель, реформатор и консерватор.

2. Отечественная война 1812 г.: истоки победы.

3. Декабризм: российский феномен дворянской революционности?

4. М.М. Сперанский: политические идеалы и конкретная российская действительность.

5. Екатерина Великая: мечты и реальность.

 

 

Семинар № 6. Торжество военно-бюрократического абсолютизма при Николае I . Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. и общественно-политические процессы в стране. (3 часа)

 

План занятий:

1. Великий спор о путях развития России - П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Революционные демократы: А.И. Герцен, В.Г. Белинский.

2. Николай I - двойственность его политического курса.

3. «Великая реформа» и другие буржуазные реформы 60-х гг. XIX в., их значение для России и русского общества.

4. Общественно-политическая мысль России в поиске дальнейшего развития страны.

 

Логические задания:

1. Сравнить идеологические взгляды западников, славянофилов, революционеров-демократов, представителей теории «официальной народности» в России.

2. Доказать, что в России в 30-50-х гг. XIX в. наблюдался кризис крепостнической системы.

3. Доказать объективно-буржуазную сущность реформ, проводимых Александром II.

4. Раскрыть взаимосвязь (причинно-следственную) между мировыми процессами и эпохой реформ в России.

 

При подготовке первого вопроса найдите ответы на следующие вопросы:

1. Почему в 30-40-е г.г. XIX в. в общественном движении России возникли споры о путях дальнейшего развития страны?

2. Каким видел будущее России П.Я. Чаадаев?

3. Дайте характеристику взглядов западников и славянофилов? Что у них общего и чем они отличались друг от друга?

4. Какие факторы способствовали возникновению в России революционно-демократических идей?

5. Каково основное содержание и в чем сущность идей русского утопического социализма А.И. Герцена и В.Г. Белинского?

6. Истоки российского нигилизма и радикализма (призывы «к топору»).

 

Раскрывая второй вопрос, ответьте:

1. Что побудило Николая I круто изменить политический курс? Как относился к реформам новый император? Прокомментируйте тезис: стагнация системы – в поисках выхода.

2. Какие цели преследовались при перестройке административного аппарата?

3. Дайте оценку реформам в области финансов и кодификации права.

4. Каким образом решался крестьянский вопрос?

5. В чем сущность политики царского правительства в области просвещения?

6. Почему политический курс Николая I носил двойственный характер?

7. Каковы основные направления внешней политики России? В чем смысл «восточного вопроса»? Почему Крымскую войну принято считать позором русского царизма и трагедией России и ее народа?

8. Присоединение Кавказа: исторические уроки – история и современность.

9. Определите свое отношение к императору Николаю I как к личности и государственному деятелю.

По третьей проблеме обратить внимание на следующие вопросы:

1. Что побудило царизм провести в России буржуазные реформы во второй половине XIX в. – что послужило причинами Великих реформ?

2. На каких условиях было отменено крепостное право? Какие факторы определили условия крестьянской реформы? Могла ли эта реформа быть более радикальной?

3. В чем сущность земской реформы? Какие направления перспективного роста были в ней заложены?

4. Что дала России судебная реформа? Какие основания дают право считать ее самой буржуазной и законченной из всех заявленных реформ?

5. Оправдал ли надежды императора введенный им суд присяжных заседателей, который, оправдав В. Засулич, тем самым, фактически, оправдал и легитимизировал (узаконил) русский террор?

6. Как изменилась российская армия в результате военной реформы?

7. Оцените значение проведенных преобразований в системе образования для истории России.

8. На кого опирался император при проведении Великих реформ? Почему так и не была принята Конституция? Что собой представляла «Диктатура сердца» графа Лорис-Меликова?

9. Что нового появилось в результате преобразований в области образования?

10. Дайте общую оценку реформам 60-70-х гг. XIX в., определив их значение и последствия для исторического развития России.

11. Какое воздействие на развитие страны оказали контрреформы и в целом «патриархальное правление» Александра III?

 

Изучая четвертую проблему, ответьте на следующие вопросы:

1. С чем было связано оживление общественно-политической жизни в России в дореформенный период?

2. В чем заключались причины революционного движения в пореформенной России, его специфика, этапы и воздействие на общество?

3. Дайте характеристику российскому консерватизму. Назовите его идеологов.

4. В чем состояла специфика российского либерализма? В чем состояла его историческая трагедия? Какие шаги он предпринимал на пути к политическому самоопределению?

5. Охарактеризуйте основные (общие и характерные) теоретические воззрения народничества. Какие течения включало народничество и в чем были различия по вопросам: о движущей силе революции, о ее готовности и будущем устройстве общества в переходный период.

6. Раскройте сущность и особенности «хождения в народ», его итоги. Каково историческое значение для России имело народничество? В чем выразился его кризис?

7. Кого в России называли разночинцами? В чем состояла уникальность этой социальной категории?

8. Какова роль группы «Освобождения труда» в распространении марксизма в России?

9. Каковы истоки зарождения в России социал-демократии? Какова была программа и тактика российской социал-демократии в конце XIX- начале XX вв.?

10. Прокомментируйте следующий тезис: «Колесо террора – красного и белого – в России XIX в. начало неотвратимо раскручиваться. Восстание декабристов не идет ни в какое сравнение с «охотой на царя», устроенной народовольцами, террор Николая I меркнет по сравнению с преследованиями революционеров 70-х годов. Но привычным, повседневным преследование инакомыслящих в России сделалось именно в 30-40-х годах».

 

Тематика докладов:

1. Феномен русского террора: истоки, этапы генезиса, сущность и роль в российской истории.

2. П.Я. Чаадаев: общественно-политические взгляды.

3. А.С. Хомяков: общественно-политические взгляды.

4. С.С. Уваров: общественно-политические взгляды.

5. Российское «народовольчество»: историческая случайность или закономерность.

Семинар № 7. Россия в начале XX века: на развилке реформ и революций. (3 часа)

 

План занятия:

1. Россия на рубеже веков. Основные черты и особенности развития капитализма.

2. Кризис самодержавия и обострение политических, экономических и социальных противоречий в российском обществе в начале столетия.

3. Первая буржуазно-демократическая революция в России: классы и партии в революции.

4. Эволюция социально-политической системы в России в ходе и после революции 1905-1907 гг. Российский парламентский эксперимент (опыт работы четырех Государственных Дум).

5. П.А. Столыпин и его программа модернизации России как последний исторический шанс русского самодержавия. Современная оценка деятельности П.А. Столыпина.

 

Логические задания:

1. Доказать, что в конце – начале в России шел процесс модернизации.

2. Составить хронологическую таблицу «Россия в первой мировой войне»

3. Сравнить политсистему России до и после революции 1905-1907 гг..

4. Составить сравнительно-аналитическую таблицу программных требований основных ведущих партий России начала XX в. «Альтернативы исторического развития России».

 

По первому вопросу обратить внимание на следующие положения:

1. Отличие России от западноевропейских империй в начале XX века. Каковы особенности России как страны «второго эшелона» мирового капитализма?

2. Обозначьте основные правительственные попытки социально-экономической модернизации России.

3. Каким образом научно-технические открытия и достижения изменили облик России к началу XX в.?

4. Чем характерна складывавшаяся в России модель индустриализации? Как Вы считаете, от чего зависело дальнейшее развитие страны?

5. Что представлял собой в этот период коллективный портрет населения? Как повлиял на российское общество поворот к мировой цивилизации?

6. В чем, на Ваш взгляд, заключались отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны?

7. В чем Вы видите специфику монополистического капитала в России?

8. Какое явление русской жизни начала XX в. было названо современниками «оскудением центра»?

9. Раскройте основные положения программы С.Ю. Витте.

10. Какова Ваша точка зрения на определение места России в «концерте мировых держав» (аргументируйте свой ответ).

По второму вопросу:

1. Насколько правительственная политика учитывала новые явления в социально-политической жизни Европы и России?

2. Какие мероприятия входили в программу реформ, предложенных П.Д. Святополк-Мирским? Почему его правление было названо современниками «весной» или «эрой доверия» и почему она оказалась столь скоротечной?

3. Объясните, чем был вызван интерес царского правительства к дальневосточному региону? Какие цели преследовал В.К. Плеве, выдвигая идею «маленькой победоносной войны», и почему против нее выступил С.Ю. Витте?

4. Что такое полицейский социализм? Кто был его инициатором? Цель зубатовского эксперимента? Подумайте, какую роль сыграл полицейский социализм в рабочем движении?

5. Укажите основное содержание политической борьбы в 1894-1904 гг. и ее главных действующих лиц.

6. В чем выявились разногласия между социал-демократами, социал-революционерами и либеральной оппозицией по вопросу выхода страны из экономического и политического кризиса.

7. Обозначьте и охарактеризуйте ведущие (ключевые) признаки и проявления кризиса самодержавия в обозначенный период. Какие альтернативы Вы можете определить, исходя из сложившейся ситуации?

 

При подготовке к третьему вопросу обратите внимание на аспекты:

1. Причины, характер, движущие силы, основные этапы, особенности первой русской революции.

2. Причины появления политических партий в России, специфические особенности их образования и роль в революционных событиях 1905-1907 годов.

3. Особенности российской многопартийности начала XX в. Дайте характеристику основных политических партий (год образования, лидеры, основные программные требования в области государственного устройства, аграрного, рабочего и национального вопросов, формы и методы борьбы, тип партии).

4. Определите схожесть и различие политических установок октябристов, кадетов, большевиков и других партий.

5. Назовите и охарактеризуйте основные результаты революции. Были ли устранены породившие ее противоречия? Можно ли сказать, что она продвинула общество вперед?

6. Историческое значение первой российской революции.

По четвертому вопросу:

1. Какие изменения в политическом строе Российской империи произошли после опубликования Манифеста 17 октября 1905 г.? 

2. Начало российского парламентаризма: особенности, расстановка партийных сил, суть политики «российского бонапартизма».

3. Сравните I и II Думы в отношении состава и хода деятельности: в чем сходство и различие? Почему не получилось сотрудничества между правительством и Думой первых двух созывов?

4. Какое событие и почему получило в русской истории название «третьиюньский государственный переворот»? Почему власть пошла на подобные меры? Охарактеризуйте российскую «третьиюньскую монархию» (неоабсолютизм).

5. Какой исторический опыт мы можем извлечь из деятельности III и IV Государственных Дум? Сравните опыт российского парламентаризма начала и конца XX в.

 

По пятой проблеме продумайте ответы на следующие вопросы:

1.Обозначьте основные составляющие реформаторского курса П.А. Столыпина. Как Вы понимаете его политическое credo: «сильная власть и либеральные меры», «власть и порядок»? Насколько соотносится credo и практическая деятельность?

2.Почему проводимый Столыпиным курс называли «тихой революцией»?

3.Содержание и направленность аграрной реформы и думских мероприятий столыпинского правительства. Какие задачи должна была решить реформа?

4.Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завершины? Можно ли считать аграрную реформу в целом успешной? Почему?

5.Насколько соответствует действительности тезис о том, что проект столыпинских преобразований являлся последним историческим шансом самосохранения российского самодержавия? Аргументируйте свой ответ.

6.Какова современная оценка реформ П.А. Столыпина и личности реформатора? Определите собственную точку зрения и оценку.

7.Можно ли оценить итоги первой русской революции как очередной шаг России к гражданскому обществу и правовому государству? Аргументируйте свой ответ.

 

Тематика докладов:

1. Реформатор С.Ю. Витте.

2. Реформатор П.А. Столыпин.

3. Сравнительный анализ опыта российского парламентаризма начала и конца XX века.

4. Российская политическая палитра начала XX в.

5. Особенности и историческое значение первой русской «Конституции».





Коллоквиум № 1.

       План занятия:

1. Киевская Русь и Московское царство – две разные цивилизации или прерванная нить развития.

2. Борьба за различные альтернативы развития России: реформы и революция.                     

II семестр.

Семинар № 8. Политический кризис и падение самодержавия. Большевики у власти в России: надежды и реалии. (2 часа)

 

План занятия:

1. Россия на пути к политическому распутью 1917-го. Февральская буржуазно-демократическая революция: причины, альтернативы развития, итоги. Сущность двоевластия как исторического явления и его опыт в России 1917 г.

2. Борьба основных политических партий и сил России за свои программы. Причины, предпосылки и последствия захвата политической власти большевиками. Воздействие Октябрьских событий на мир.

3. Обострение политической ситуации в стране. Гражданская война в России: ее причины и последствия. Власть и общество в условиях гражданской войны.

 

Логические задания:

1. Составить хронологическую таблицу «Россия в первой мировой войне».

2. Провести аналитическое сравнение двух российских революций 1905 г. и 1917 г.: причины, характер, движущие силы, этапы, итоги, значение.

3. Составить сравнительную таблицу «Белый и красный террор»: истоки, социальный состав, идеология и политическая ориентация, военная организация и боеспособность, причины победы (поражения), итоги и уроки.

По первому вопросу обратить внимание на следующие положения:

1. Мировой политический кризис 1914 года. Причины мировой войны, расстановка противоборствующих стран и их цели.

2. Участие России в мировой войне. Последствия этого участия. Как повлияла затяжная война на жизнь людей и их психологию?

3. Сравните предпосылки и революционизирующие факторы революций 1905 г. и 1917 г. Какие из факторов явились наиболее значимыми в 1917 г.? в чем выразился системный кризис общества? Проведите анализ всех групп противоречий.

4. Американский историк Э. Кэрр охарактеризовал Февральскую революцию в России как «стихийный взрыв толпы»; историк Г. Аронсон отметил, что «самое поразительное в Февральской революции – это ее неожиданность. Все революционеры, все участники каких-либо социалистических кружков были застигнуты ею врасплох». Согласны ли Вы с этими мнениями? Каким было соотношение стихийного и сознательного факторов в февральских событиях?

5. Почему Николай II не нашел поддержки в стране, армии, даже среди высшего генералитета. В чем Вы видите характерные особенности февральской революции 1917г.

6. Какими причинами было обусловлено установление двоевластия, в чем его сущность и феномен как историко-политического явления? Историки оценивают ситуацию в стране весной 1917 г. как «двоевластие», «многовластие», «безвластие». Каким образом можно аргументировать эти оценки?

7. Дайте характеристику кризисам Временного правительства. Чем они были вызваны? Каковы были итоги этих кризисов? Почему ВП так и не сумело стать сильной сластью в стране?

8. «Апрельские тезисы». Их основные положения. Дискуссии вокруг них.

8. Определите место и роль Советов, дайте оценку их значимость в общей системе демократических органов власти.

9. Почему Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским смогло воспрепятствовать корниловскому перевороту и оказалось бессильно перед выступлением большевиков?

10. Проследите за эволюцией взглядов большевиков по вопросу власти с марта по октябрь 1917 г. В чем причины радикализации масс весной – осенью 1917 г.?

11. Какие реальные альтернативы исторического развития страны существовали в феврале – октябре 1917 г.? Проанализируйте их шансы, реальные возможности, перспективы осуществления.

Разрешая вторую проблему, найдите ответы на следующие вопросы:

1. В каком состоянии находились основные политические партии накануне свержения царизма? Проведите анализ их программ.

2. Имелись ли условия для их консолидации в борьбе за демократию или социализм?

3. Чем большевики отличались от других революционно- демократических партий? В чем Вы видите причины их победы?

4. В чем заключались основные причины дискуссии среди большевистского руководства осенью 1917 г. по вопросу о взятии власти?

5. Историк Дм. Волкогонов полагает, что Ленин убедил российское общество в необходимости новой революции. Опираясь на известный вам теоретический и фактический материал, сопоставьте субъективные и объективные революционизирующие факторы Октября 1917 г.

6. Историки по-разному определяют характер и значение («классификация») октябрьских событий 1917 г.: социальная революция, социалистическая пролетарская революция, крестьянская революция, мелкобуржуазная революция, люмпен-пролетарская (маргинальная) революция, «жидомасонский заговор», государственный переворот, «революция сверху»… Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Аргументируйте свое мнение.

7. Октябрь 1917 г. - случайность, неизбежность, закономерность? А с другой стороны: являлся ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?

8. Соответствует ли Декрет о земле большевистской программе решения аграрного вопроса? С чем связаны изменения? Дайте оценку первым декретам советской власти.

9. Генерал А.И. Деникин назвал свою книгу воспоминаний о революции и гражданской войне в России «Очерки русской смуты». Он не выделяет отдельно Февраль 1917 г., Октябрь, борьбу «белых» и «красных», рассматривая все это как этапы единого процесса, генетически связанные друг с другом. Разделяете ли Вы подобный подход? Аргументируйте свое мнение.

10. М. Волошин в марте 1917 г. написал: «Внезапно и до ужаса отчетливо стало понятно, что это только начало, что Русская революция будет долгой, безумной, кровавой, мы стоим на пороге новой великой разрухи Русской земли, нового смутного времени». Какие симптомы, по Вашему мнению, могли вызвать пессимизм автора этих строк?

    Для самостоятельного анализа закономерности победы большевиков в России и наличия в стране необходимых предпосылок Вам предлагаются фрагменты работ В.И Ленина и Г.В. Плеханова. После их изучения вам надо ответить на ряд вопросов.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.