…Готов ли наш рабочий класс к тому, чтобы теперь же провозгласить свою диктатуру?
Всякий, кто хоть отчасти понимает, какие экономические условия предполагаются диктатурой пролетариата, не колеблясь, ответит на этот вопрос решительным отрицанием… В населении нашего государства пролетариат составляет не большинство, а меньшинство…
Правда, рабочий класс может рассчитывать на поддержку со стороны крестьян, из которых до сих пор состоит наибольшая часть населения России. Но крестьянству нужна земля, в замене капиталистического строя социалистическим оно не нуждается.
Говорят, то, что начнет русский рабочий, будет докончено немецким. Но это огромная ошибка. Спора нет, в экономическом смысле Германия гораздо более развита, чем Россия. «Социальная революция» ближе у немцев. Но и у немцев она еще не является вопросом нынешнего дня.
Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая, в конце концов, заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года…
Вот почему, дорогие товарищи, меня не радуют, а огорчают недавние события в Петрограде.
1. Какие доводы В.И. Ленина о предпосылках социалистической революции и социализма Вы считаете верными?
2. Какие из доводов Г.В. Плеханова Вам кажутся справедливыми?
3. Что вызывает возражения в позициях В. Ленина и Г. Плеханова?
4. Чья из высказанных позиций оказалась исторически справедливой?
5. Что подтверждает, а что опровергает опыт нашей страны в доводах спорящих?
При подготовке третьего вопроса обратите внимание на аспекты:
1. Какое значение в эти годы имел внешний фактор для Советской России?
2. В чем причины столь острой борьбы в партии большевиков и в российском обществе по вопросу о Брестском мире? Какое влияние оказало заключение этого мира на последующее развитие событий в России?
3. Что побудило большевиков и поддержавших их «левых» эсеров пойти на разгон Учредительного собрания? Оцените возможности Учредительного собрания в области контроля за ситуацией, сложившейся в России к 1918 г.
4. Каким образом начатый Брестом поворот от «революционного романтизма» к суровой, прозаической борьбе за существование нашел отражение во внутренней политике?
5. Корректно ли ставить вопрос о виновниках развязывания гражданской войны? Охарактеризуйте цели и задачи борьбы противоборствующих сил.
6. Какие социальные и политические силы скрываются под названиями «белые», «красные», «зеленые»? Охарактеризуйте цели и задачи этих сил.
7. Какие исторические факты свидетельствуют о становлении однопартийной большевистской диктатуры?
8. Объясните суть дискуссии в исторической литературе по вопросу – «красный и белый террор». В чем суть террора? Почему так резко девальвируется стоимость человеческой жизни? Определите и аргументируйте свою позицию в споре.
9. Каковы основная сущность «военного коммунизма» и являлось ли его введение следствием лишь утопических воззрений большевиков? Чрезвычайна ли была эта политика с точки зрения марксистской теории и большевистской программы действий? Обоснуйте свое мнение.
10. Кратко охарактеризуйте основные элементы политики «военного коммунизма» в сферах: экономики, социальной, политики, идейно-теоретической, социальной психологии, культурной и духовно-нравственной. Определите степень эффективности этой политики и ее проведения.
11. Самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охарактеризуйте поведение «третьей силы» в ходе гражданской войны.
12. Проследите эволюцию аграрной политики большевиков от октября 1917 г. до июня 1918 г. Какие обстоятельства обусловили столь кардинальные изменения
13. Раскройте суть понятия «демократическая контрреволюция». Как Вы думаете, насколько был реален «третий путь», предложенный эсерами и меньшевиками?
14. Почему гражданскую войну выиграли красные?
15. Какое влияние оказали гражданская война и «военный коммунизм» на российское общество? Последствия и уроки гражданской войны.
Тематика докладов:
1. Сущность двоевластия как исторического явления.
2. Интеллигенция и революция в России.
3. Власть и общество в условиях гражданской войны.
4. Феномен большевизма в России.
5. Первая мировая война и падение самодержавия в России.
Семинар № 9. Советское общество в 20-е-30-е годы: от компромисса к новому штурму. (2 часа)
План занятия.
1. НЭП: причины введения, опыт осуществления, итоги, значение.
2. Политические процессы 20-30-х годов: борьба за власть или выбор модели социализма?
3. Индустриализация страны. Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.
4. Коллективизация сельского хозяйства: достижения и просчеты.
5. Сталинизм: феномен иллюзорного сознания. Экономический облик и социальная структура российского общества в конце 30-х годов.
Логические задания:
1. Сравнить НЭП и политику «военного коммунизма».
2. Доказать, что в СССР в 20-30-х гг. XX в. осуществлялась социалистическая модернизация.
3. Составить логическую схему истоков формирования тоталитарного режима в СССР от падения самодержавия.
4. Составить сравнительную аналитическую таблицу «Правототалитарный режим А. Гитлера и левототалитарный режим И.В. Сталина: истоки формирования, сущность, этапы генезиса и эволюции, экономическая основа системы (форма собственности), социальная база и принцип осуществления власти (класс, нация), цели государства и его функции, идейно-теоретические основы, характерные черты».
При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:
1. Какие изменения произошли в советской внешней политике? Как повлияла международная обстановка на внутреннее развитие СССР?
2. В чем суть и причины «малой гражданской войны»? Как бы Вы определили характер выступления моряков Кронштадта и крестьян Тамбовской губернии? Могли ли восставшие победить? Почему?
3. НЭП - альтернатива или неизбежная реальность? Обозначьте причины перехода к НЭПу, проанализируйте его сущность и основные направления.
4. В чем состояло различие в понимании сущности НЭПа большевиками и их политическими оппонентами? В чем состоят расхождения концепции НЭПа с теорией непосредственного перехода к социализму?
5. Выберите и аргументируйте ваш вариант ответа: НЭП явилась:
а) сугубо экономической политикой;
б) включающей изменения в хозяйственной и социальной сферах.
6. В чем состояли экономические успехи НЭПа? Охарактеризуйте основные противоречия НЭПа во всех сферах жизни общества. Какая проблема НЭПа вызвала наиболее острые дискуссии советских экономистов – суть разногласий между Е.А. Преображенским и Н.И. Бухариным?
7. Как эволюционировали взгляды В. Ленина на сущность НЭПа? В чем состоят расхождения последних ленинских статей и писем с его выступлениями в 1918-1920 гг.? Какую модель дальнейшего развития страны предлагает Ленин? Что такое в его представлении «НЭП всерьез и надолго»?
8. Предпосылки, принципы, условия и этапы образования СССР. Какие межнациональные проблемы новые власти получили в наследство от самодержавия? Сопоставьте ленинский проект советского федерализма и сталинский проект автономизации (культурной автономии). Какой из них представляется Вам наиболее оправданным для нашей страны?
При разрешении второй проблемы подумайте над следующими вопросами:
1. В чем, на Ваш взгляд, заключался политический парадокс НЭПа? Какую роль в политической истории нашей страны сыграла резолюция X съезда РКП (б) «О единстве партии»?
2. Раскройте объективные и субъективные причины, обозначьте участников и их цели политических процессов в СССР 20-30-х годов.
3. Установите связь между политической системой, сложившейся к 1924 г., и той борьбой за власть, которая развернулась в руководстве партии после смерти Ленина. Почему Сталин смог победить своих политических оппонентов?
4. Определите основные этапы, соответствующие особенности и результаты внутрипартийной и политической борьбы 20-30-х годов.
5. Почему в начале 20-х гг. усилились репрессии большевиков против их политических оппонентов и церкви? В чем суть движения «сменовеховства»: можно ли согласиться с аргументами его представителей?
6. Существовала ли (если да, то какая?) взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е годы, и политическим развитием СССР в этот период?
7. На почве каких событий сформировались в конце 20-х гг. альтернативные проекты по выводу страны из кризиса («американский» Бухаринский и «русский» Сталинский варианты) и дальнейшего развития советского общества? Являлись ли эти проекты чисто экономическими, программами за выбор модели социализма? Чей и почему вариант победил?
8. Основные последствия политических процессов 20-30-х годов, их итогов для жизни советского государства и общества.
По третьему и четвертому вопросам:
1. Сравните альтернативные проекты развития советского общества с основными моделями перехода к регулируемой рыночной экономике, которые были использованы в 30-е годы на Западе.
2. Существовала ли взаимосвязь (если да, то какая?) между:
а) форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией;
б) стратегией форсированного экономического роста и формированием
в СССР 30-х годов левототалитарного режима.
3. Особенности и источники, плюсы и минусы, результаты и последствия форсированной индустриализации в СССР.
4. В чем состоят различия между кооперированием и коллективизацией? Какие законодательные акты, принятые сталинским руководством, можно расценить как акты геноцида против крестьянства?
5. Коллективизация сельского хозяйства: основные причины и этапы, пути и методы, объективные и субъективные стороны ошибок и просчетов, «великие достижения» и трагедия русского крестьянства, советской деревни. Проанализируйте причины и масштабы голода 1933г.
6. Охарактеризуйте политические последствия «великого перелома».
7. Командно-административная система управления экономикой: истоки (экономические, политические, социальные, культурно – образовательные); этапы эволюции, характерные черты и проявления, последствия во всех сферах жизни советского общества.
Для самостоятельного изучения вопроса о цене социально-экономической «революции сверху» Вам предлагаются некоторые документы тех лет, которые позволяют ответить на ряд вопросов.
В 1928 г. на пленуме ЦК ВКП (б) И.В. Сталин признавал: «С крестьянством у нас обстоит дело таким образом: оно платит государству не только обычные налоги…но оно еще переплачивает на сравнительно высоких ценах на товары промышленности – это, во-первых, и более или менее недополучает на ценах на сельскохозяйственные продукты – это, во-вторых.
Это есть добавочный налог на крестьянство в интересах подъема индустрии, обслуживающей всю страну, в том числе крестьянство. Это есть нечто вроде «дани», нечто вроде сверхналога, который мы вынуждены брать именно для того, чтобы сохранить и развить дальше нынешний темп развития индустрии…»
Из воспоминаний строителя Уральского завода тяжелого машиностроения Антонова: «Мы работали в цехах, не имевших крыш, а порой и стен. Мы натягивали брезент и трудились под его прикрытием, мерзли в буран и стужу и отогревались у костров. По собственному желанию после трудового дня 4 часа вместе с семьями работали на субботниках. И все это только потому, что одна мысль владела нами, одно желание было у нас: быстрей ввести гигантский машиностроительный завод в строй действующих предприятий страны…»
1. Возможны ли были другие методы проведения индустриализации и коллективизации в нашей стране?
2. Можно ли было избежать тяжелых социальных последствий в условиях проведения «революции сверху»?
3. Какая форма ведения сельского хозяйства наиболее эффективная: коллективная, частная, смешанная?
4. Как Вы оцениваете значение стахановского движения и других починов 30-х годов? Чем был вызван подобный трудовой энтузиазм?
5. Каков был морально-психологический настрой в обществе в 30-е гг.? каковы были идейные установки этого времени?
6. Можно ли построить социалистическое общество без массовых репрессий?
7. Что представлял собой «архипелаг ГУЛАГ»? Какую роль он сыграл в экономике страны, «в буднях великих строек»?
По пятому вопросу обратите внимание на указанные аспекты и выполните задания:
1. В чем Вы видите социально-политический смысл установления культа личности Сталина и массовых репрессий?
2. При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е гг. в состоянии повышенной мобилизационной готовности?
3. Почему одним из существенных признаков сталинского режима стали открытые массовые репрессии и политические процессы над «врагами народа»? Мог ли этот режим существовать без системы террора и страха? Какую цель преследовал Сталин, формулируя тезис об «обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму и коммунизму»?
4. Определите сущность сталинизма. Почему подобный режим смог установиться в нашей стране? Каковы его исторические корни, объективные и субъективные предпосылки? Какова здесь роль СМИ, кинематографа, литературы?
5. В 30-е гг. был сформулирован тезис: «Сталин – это Ленин сегодня». Как Вы полагаете, сталинизм генетически вытекает из ленинизма или же представляет собой качественно иную систему?
6. Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х гг., по сравнению с западно-европейскими моделями)? Под воздействием каких факторов и традиций она сформировалась? Можете ли Вы согласиться с теми историками, которые считают, что на новом витке развития были воспроизведены характерные черты «самодержавно – государственно – крепостнического феодализма»? Аргументируйте свой ответ.
7. Какая существовала взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг., и социально-экономическим, политическим развитием СССР в этот период?
8. Дайте характеристику основных составляющих экономического облика СССР, его особенностей и специфики.
9. Каковы были основные социально-экономические проблемы в 20-е гг., а так же характерные особенности большевистского режима в экономической сфере? Какие изменения здесь произошли в 30-е гг.?
10. Раскройте суть понятий «культурная революция», «идеологизация советской культуры», «политизация науки», «утверждение принципа социалистического реализма», «свет» и «тени» духовной жизни советского общества.
11. Как изменяется социальная структура Страны Советов в годы НЭПа? Кто такие «совбуры», «нэпманы», «совслужащие»? Какую опасность представляла бюрократизация для судеб страны? Что собой представляла советская номенклатура?
12. Прокомментируйте тезисы: социальная система – новая иерархия; рабочий класс – политика «кнута и пряника»; крестьянство – колхозная модификация крепостного права; социальная «прослойка» – к эре массового производства советской интеллигенции. Какие новые социальные группы появились в СССР в 30-е гг.? Какие функции выполнял «спецконтингент»?
13. В чем заключалась противоречивость Конституции СССР 1936 г.? Какая роль отводилась этой конституции?
14. «Умеренность» и террор: результаты сосуществования во всех сферах жизнедеятельности советского общества.
Тематика докладов:
1. Лидеры крестьянского движения 1920-1921 гг.: Антонов, Махно.
2. Внутрипартийная борьба в 20-х гг. XX в. по вопросам НЭПа.
3. Внутрипартийная борьба в 20-30-х гг. XX в. по вопросам социалистического строительства.
4. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны: стратегия и тактика.
5. Эпоха массовых репрессий и феномен иллюзорного сознания.
Семинар № 10. Мир в конце 20-х-30-х годов и внешняя политика Советского Союза . Власть и народ в Великой Отечественной войне. (2 часа)
План занятия:
1. СССР и мир накануне 2-ой мировой войны. Истоки мирового конфликта. Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе. Мюнхенский сговор.
2. Советско-германский договор о ненападении и договор о разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов. Начало второй мировой войны.
3. Нападение фашисткой Германии на СССР: трудности и неудачи первого периода Великой Отечественной войны. Создание антифашистской коалиции.
4. От поражений к Победе. Разгром фашизма Европе. Победа над Японией. Итоги и уроки войны. Цена победы.
Логические задания:
1. Составить аналитическую таблицу «Советско-финляндская война: причины войны, ход военных действий, итоги войны».
2. Составить хронологическую таблицу «Периодизация второй мировой войны».
3. Составить хронологическую таблицу «Основные военные операции Великой Отечественной войны: дата, сражение, результаты и значение сражения».
4. Составить аналитико-логическую схему, раскрывающую причинно – следственные связи истоков мирового конфликта.
5. Обозначить критерии и провести соответствующее сравнение международной картины мира до и после второй мировой войны.
По первому вопросу обратите внимание на следующие аспекты:
1. Каковы были основные причины второй мировой войны? В чем их сходство и отличие по сравнению с первой мировой войной?
2. Почему глобальный кризис международных отношений 20-30-х годов стал важной предпосылкой победы большевистского и фашистского режимов?
3. Какие факты свидетельствуют об обострении международной обстановки в конце 30-х гг.? Какую стратегическую роль сыграла политика «умиротворения», проводимая Англией и Францией по отношению к Германии? Можно ли назвать ее преступной? Докажите это.
4. Какое влияние оказал СССР на формирование международной политики накануне второй мировой войны?
5. Как зарождался фашизм. Причины прихода Гитлера к власти. Каким образом начинает свое движение «маятник фашистской агрессии»?
6. Почему фашистский режим можно назвать тоталитарным режимом. Докажите это конкретными примерами.
7. Приход Гитлера к власти историческая случайность или закономерность для Германии 20-30-х годов?
8. Существует ли разница между тоталитарными режимами Гитлера и Сталина?
9. Почему Мюнхенский сговор явился крупнейшим стратегическим просчетом западной дипломатии? Докажите это.
Разрешая вторую проблему, найдите ответы на следующие вопросы:
1. Что подтолкнуло Сталина к сближению с Гитлером? Можно ли было этого избежать?
2. Основное содержание советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г. и секретного дополнения к нему о разделе сфер интересов Германии и СССР в Европе.
3. Можно ли сказать, что эти документы кардинально изменили советскую внешнюю политику и ситуацию в Европе в целом?
4. Дайте оценку договоров «О дружбе и границах» с Германией и секретные дополнения к нему от 28 сентября 1939 г.
5. Как началась вторая мировая война?
6. События в Прибалтике в конце 30-х начале 40-х годов. Современная оценка этих процессов.
7. Советско-финскую войну называют «забытой войной» из-за долгого замалчивания ее истории в обществе. В чем причины этой войны? Кто виноват в ее развязывании? Каковы ее результаты, значение, последствия?
8. Почему война на западном фронте получила название «странной войны»?
9. Охарактеризуйте дальневосточное направление внешней политики СССР в 30-е гг.
10. Какие территориальные изменения претерпевает СССР в 1939-1940 гг.? Каким способом обеспечиваются эти приращения?
11. Оцените роль СССР на первом этапе второй мировой войны.
По третьему вопросу:
1. Имело ли советское руководство информацию о планах гитлеровцев и как оно оценивало эту информацию? Каковы причины такого отношения к поступающим сведениям?
2. Согласны ли Вы с версией В. Суворова о начале Великой Отечественной войны? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Каким образом была обеспечена внезапность нападения Германии на СССР? Какую роль в этом сыграло сообщение ТАСС от 14 июня 1941 г., объявляющее предположение близости войны с фашизмом «бессмысленной и неуклюже состряпанной пропагандой»?
4. В чем вы видите трудности и неудачи первого периода Великой Отечественной войны?
5. Почему огромные усилия, предпринятые для наращивания военно-промышленного комплекса накануне войны, не были доведены до конца?
6. Как сказались на боеспособности армии потери высшего командного состава в результате репрессий? Чем объяснялись массовые репрессии в армии?
7. В чем вы видите истоки трагических просчетов советского руководства в 1939-1941 гг.?
8. Как складывалась антифашистская коалиция накануне и в первые годы войны?
9. В чем заключалось сходство и различие причин поражений Красной Армии в 1941 г. и весной-осенью 1942 г.? Расскажите о значении Смоленского сражения.
10. Что изменилось в управлении страной в военное время? Обозначьте особенности контрнаступлений советских войск под Москвой?
11. Как развивалась советская экономика в годы Великой Отечественной войны? Как ковалось «оружие победы»? Какой вклад внесли ученые и конструкторы в дело победы над врагом?
12. Почему и каким образом эволюционировал сталинский режим в годы войны? В то же время, объясните, почему именно в войну смогли реализоваться все возможности тоталитарной системы?
По четвертому вопросу следует учесть следующие моменты и аспекты:
1. Дайте определение «коренного перелома» в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны. Определите место и значение в нем битв за Москву, за Сталинград, на Курской дуге, за Днепр. Каковы особенности контрнаступлений советских войск под Сталинградом и Курском?
2. Как Вы оцениваете положения о штрафных батальонах, и какие можно сделать выводы из его содержания?
3. Решающие победы советской армии в 1944-1945 гг. (назовите крупнейшие наступательные операции в 1944-1945 гг.).
4. Как формировалась антигитлеровская коалиция в годы войны? Расскажите о ее деятельности. Какую роль сыграла помощь союзников по ленд-лизу в упрочении военной мощи СССР?
5. Почему высадка союзников во Франции произошла только в 1944 г.
6. Определите значение «освободительной миссии» Советской армии в Европе. Правомерны ли обвинения Советской Армии в «экспорте революции», в том, что на своих штыках наши солдаты несли в Европу коммунизм? Свою точку зрения аргументируйте.
7. Как была разгромлена квантунская армия Японии?
8. В чем причина колоссальных потерь народов СССР в Отечественной войне 1941-1945 гг.?
9. Какие изменения в сознании советских людей, их морально-психологическом облике происходят в годы войны? Укладываются ли эти изменения в сталинскую концепцию «человека-винтика»?
10. Укажите причины победы советского народа в Великой Отечественной войне. Какое значение для судеб страны и мира имела эта победа? Можно ли назвать ее «триумфом и трагедией советского народа»?
11. Итоги, последствия и уроки войны. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «цена победы»? Какова была цена победы для советского народа?
12. Какие договоренности были достигнуты на переговорах «большой тройки» в Ялте и Потсдаме? Насколько эти решения соответствовали интересам СССР? Как они воплощались в жизнь?
Тематика докладов:
1. Планы «Барбаросса» и «Ост».
2. Партизанская война в тылу врага: традиции и эволюция.
3. История создания антигитлеровской коалиции и открытия второго фронта.
4. Приказ № 227 «Ни шагу назад»...
5. Великая Отечественная война – триумф и трагедия советского народа.
Семинар № 11-13. Развитие Советского Союза в послевоенный период (середина 40-х – середина 50-х гг.). Кризис и распад тоталитаризма в СССР. (5 часов)
План занятия.
1. Геополитические последствия второй мировой войны. Новая расстановка сил на международной арене. Начало «холодной войны».
2. Восстановление и развитие народного хозяйства. Усиление тоталитарно-бюрократического режима в стране. Возобновление репрессий.
3. Советское общество после смерти Сталина. Попытки демократизации общественно-политической системы в середине 50-х первой половине 60-х годов: хрущевская «оттепель». Политическая установка на развернутое строительство коммунизма. Неудачи в осуществлении этого курса.
4. Смещение Н.С. Хрущева с партийных и государственных постов. Приход к власти Л.И. Брежнева. Противоречия и трудности основных проблем социально-экономического и духовного развития общества. Новые попытки модернизации страны.
5. Перестройка и крах советской системы. Объективные и субъективные причины неудач реформирования советского общества на путях перестройки, выдвинутой М.С. Горбачевым.
Логические задания:
1. Составить сравнительно-аналитическую таблицу «Альтернативы развития СССР после смерти И. Сталина: Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев».
2. Провести сравнительный анализ позитивных и негативных последствий эпохи хрущевских реформ.
3. Соотнесите в виде логической схемы причинно-следственных связей объективные и субъективные факторы как причин политики перестройки, так и причин ее неудач.
4. Докажите необратимость реформирования (модернизации) советского общества и государства.
При подготовке первого вопроса обратите внимание на аспекты:
1. Каковы геополитические последствия второй мировой войны? Как изменился баланс сил на мировой арене после войны?
2. Почему не оправдались надежды на нормализацию отношений со странами Запада в послевоенный период? Причины обострения противоречий между участниками антигитлеровской коалиции после войны.
3. Какое влияние обострение международной обстановки оказало на внутриполитические процессы в стране?
4. Что представлял собой план Маршалла? Почему советское руководство отказалось от участия в нем и не позволило принять его ряду стран Восточной Европы?
5. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»? Как это произошло?
6. Причины создания военных блоков в Европе после войны? Что такое «биполярная система мира»? Какие «полюса силы» формируются в мире? В каких формах разворачивается их противостояние?
7. В чем заключались отличия основных общественно-политических процессов, происходивших после войны на Западе и в СССР? Были ли между ними отдельные черты сходства?
8. Каковы были основные цели внешней политики СССР после войны? Чем можно объяснить рост экспансионистских настроений в сталинском руководстве после войны?
По второму вопросу:
1. Последствия войны в народном хозяйстве СССР. Дать общую характеристику.
2. Какие новые тенденции наметились в экономике СССР в 1945-1949 гг.? Почему они были свернуты?
3. Международная комиссия определяла строки восстановления советской экономики в 40-50 лет. Какие факторы позволили достичь довоенного уровня производства уже к 1948-1949 гг.?
4. Каковы были основные задачи экономической политики после войны? За счет чего были достигнуты успехи в развитии промышленности?
5. Какие тенденции проявлялись в массовом сознании после войны?
6. В чем причины развертывания Сталиным нового витка репрессий? Для чего понадобилось сталинскому руководству нагнетать атмосферу недоверия и страха в СССР?
7. Какие идеологические кампании и новые чистки в этот период были развернуты и какую роль они сыграли? Какова суть национальной политики в послевоенные годы?
8. Что помогло Сталину еще больше укрепить свою власть?
9. Какие изменения произошли в архитектурном облике Москвы в послевоенные годы? В чем состоял «генплан Кагановича»? Символом чего должен был стать новый облик столицы?
Разрешая третью проблему, ответьте на следующие вопросы:
1. Коллективное руководство и борьба за лидерство: Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев. Причины победы Н.С. Хрущева над соперниками в борьбе за власть.
2. Чем была обусловлена необходимость реформирования общественно-политической и социально-экономической модели развития советского общества в начале 50-х гг.? Какие альтернативы развития открывались перед страной в марте 1953 г.?
3. Охарактеризуйте предпосылки, итоги, историческое значение XX съезда КПСС в жизни советского народа и его влияние на международной арене. В чем Вы видите противоречивость документов XX съезда и с чем она связана? Какое влияние на общественное сознание оказало развенчание культа личности Сталина?
4. В чем проявилась либерализация в общественно-политической сфере 1953-1964 гг.? Какова суть реабилитации жертв репрессий и депортаций.
5. «Оттепель» в духовной сфере. Каков морально-психологический облик поколения «шестидесятников»? В чем проявилась двойственность и противоречивость культурной политики Н. Хрущева?
6. Реорганизация административной системы управления народным хозяйством: оцените реформу управления экономикой, обозначив ее положительные и отрицательные стороны.
7. Объясните и оцените основные тенденции социально-экономического развития – системо-улучшающие реформы: политика подъема сельскохозяйственного производства, курс на ускорение научно-технического прогресса, повышение жизненного уровня населения.
8. Порассуждайте на тему о вступлении СССР в эпоху НТР. Можно ли говорить о полноценном развертывании в стране НТР?
9. Какие изменения произошли в партийной жизни, государственном строительстве произошли в 1953-1964 гг.?
10. Охарактеризуйте основные приоритеты внешней политики хрущевского руководства, дайте оценку ее результатам. Карибский кризис 1962 г. и его уроки. Почему на рубеже 50-60-х гг. Запад так и не откликнулся на советские предложения о сокращении вооружений и разоружении?
11. Насколько реальными были намеченные цели и неудачи (объективные и субъективные) их осуществления? Прокомментируйте оценки, относящиеся к хрущевской эпохе: «реформаторство и догматизм», «пределы и перехлесты «оттепели», «волюнтаризм», «десакрализация вождя и десакрализация коммунистической идеи».
По четвертому вопросу остановитесь на следующих аспектах:
1. Смена политического курса. Установление «мягкой модели» сталинизма: на основании каких фактов можно сделать вывод о ресталинизации советского общество при Брежневе?
2. Курс на стабильность, усиление бюрократизации. В чем Вы видите особенности общественно-политического развития СССР в средине 60-х – середине 80-х гг.? Почему этот период называют «золотым веком номенклатуры»?
3. Дайте характеристику Конституции 1977 г. Какие ее положения могли вызвать у Брежнева опасения в их «либеральной» ориентации? Чем бы Вы объяснили тот факт, что Всеобщая декларация прав человека не была опубликована в СМИ СССР?
4. Определите цели, задачи и направления реформ А.Н. Косыгина. Почему в 1966-1970-х гг. СССР смог добиться наивысших успехов (8% прироста национального дохода ежегодно)? Определите суть «экономического эксперимента». Почему не произошла его трансформация в экономическую политику? С чем связано свертывание экономических реформ? Каким образом их дальнейшее осуществление отразилось бы на судьбах номенклатуры?
5. Что позволяло обеспечивать достаточно высокий уровень жизни в СССР в 70-е – начало 80-х гг.?
6. Усиление консервативного курса во внутренней и внешней политике. Иллюзии концепции «развитого социализма». Нарастание кризиса советской модели социализма и варианты выхода из него.
7. Почему последние годы правления Л. Брежнева называли геронтократией? О чем это свидетельствует?
8. Кризис господствующей идеологии. Диссидентское движение: чем можно объяснить нарастание сопротивления властным структурам со стороны различных слоев населения? Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы?
9. В чем заключались особенности и противоречивость внешней политики СССР в конце 60-х – начале 80-х гг.? Могла ли «разрядка» международной напряженности быть продолжительной? Что явилось поводом для ее завершения и кто несет ответственность за это? Покажите позитивные и негативные стороны сотрудничества в рамках СЭВ.
10. Правомерно ли называть весь период 1964-1984 гг. периодом «застоя»? Итоги (и отрицательные и положительные), уроки эпохи «развитого социализма».
Разрешая пятую проблему, обратите внимание на следующие вопросы:
1. СССР в мировом сообществе в начале 80-х годов.
2. Обозначьте причины (экономические, социальные, политические), цели и основные этапы (их специфические отличия) «перестройки» экономической и политической системы в СССР. Как Вы думаете, какой характер должны были принять изменения общественной системы: эволюционный или революционный?
3. Попытки М.С. Горбачева, направленные на демократизацию политической системы в Советском Союзе. Прокомментируйте тезис: «Раннеперестроечные годы – эйфория надежд и утрата иллюзий».
4. Как Вы понимаете суть идеи конвергенции (сближения) социалистической и капиталистической систем, выдвинутой А.Д. Сахаровым в 1989 г.?
5. Углубления политического и идеологического кризиса советского общества. Прокомментируйте тезис: «Период «бури и натиска» – за власть Советов против власти КПСС». Насколько необходим был отказ партии от монополии на власть? Политический плюрализм и развитие демократических движений: дайте оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки.
6. Охарактеризуйте нарастание конфликта между обществом и властью с 1989 по 1991 гг. Какие альтернативы открываются перед страной в эти годы?
7. Какие альтернативы экономического реформирования существовали на разных этапах перестройки? Кто из экономистов и политиков их представлял? В чем Вы видите главную причину неуклонного ухудшения экономического развития СССР в 1990-1991 гг.? Что следовало предпринять для выправления ситуации, по Вашему мнению?
8. Что такое «гласность», и чем она отличается от свободы слова? Прокомментируйте тезис: «Политика гласности – достижения и издержки».
9. Диалектика «нового политического мышления» и изменение внешнеполитического курса: оцените итоги этого курса политики и изменения геополитического положения нашей страны за годы перестройки (покажите плюсы и минусы).
10. Объясните истоки и оцените характер процессов нарастания социальной напряженности, обострения национальных конфликтов.
11. Конфронтация Россия (Ельцин Б.Н.) – Центр (Горбачев М.С.): суть, характер, расстановка сил и предполагаемые последствия.
Тематика докладов:
1. Н.С. Хрущев: границы «оттепели» и непредсказуемость политики.
2. Л.И. Брежнев - деградация за ширмой «стабильности».
3. Политический портрет М.С. Горбачева.
4. 70-летний «большевистский эксперимент». Что это было? Исторический тупик или особая модель развития процессов индустриализации, формирования государственности в России?
5. Российская и советская наука и культура в XX в. («оружие победы», «создание ядерного щита», освоение космического пространства, трагедия генетики и т.д.).
Семинар № 14-15. Основные направления политического и социально-экономического развития России после августа 1991 г. (4 часа).
План занятия.
1.События августа 1991 г. Приход к власти демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным. На пути к президентской республике.
2. Распад СССР: причины и последствия. Образование Союза Независимых Государств. Роль России в СНГ.
3. Проблемы формирования новой политической системы. События октября 1993 г. Принятие новой Конституции РФ. Сентябрьско-октябрьская политическая система.
4. Становление рынка и рыночной экономики. Социальные проблемы развития России.
5.Внешняя политика России в ближнем и дальнем зарубежье.
Логические задания:
1. Составить таблицу «Реформы 90-х гг. XX в. в России»
2. Доказать, что в современной России закладываются основы для гражданского общества.
3. Отследить причинно-следственные связи трансформационных процессов российского общества на рубеже XX– XXI веков.
Разрешая первую проблему, ответьте на следующие вопросы:
1. Августовский путч: чем был вызван, суть событий («дворцовый переворот»?), причины провала (внутри - и внешнеполитические), историческое место событий.
2. Обозначьте и раскройте последствия вышеозначенных событий. Является закономерным и неизбежным приход к власти демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным.
3. Цели и программы установки политических сил, возглавивших страну на историческом повороте (или зигзаге?) развития.
По второму вопросу обратите внимание на следующие аспекты:
1. Предпосылки дезинтеграции СССР и роль в том процессе внешнего фактора. Какие социальные и политические силы были заинтересованы в распаде СССР?
2. Раскройте причины, обозначьте этапы и охарактеризуйте политические, социально-экономические и духовно-психологические последствия распада (развала?) СССР.
3. Образование Союза Независимых Государств: предпосылки, этапы, проблемы и значение. Раскройте роль и обозначьте интересы России в этом государственном союзе.
По третьему вопросу:
1. Раскройте объективные и субъективные факторы глубокого политического кризиса к осени 1993 г.
2. Объясните суть октябрьских событий в Москве: верхушечная борьба за власть двух группировок или же острый фрагмент гражданской войны, или…
3. Что продемонстрировали трагические события: историческую готовность ведущих социальных и политических сил общества к осуществлению коренных преобразований на основе цивилизованных процедур взаимного поиска и компромиссов или же торжество традиционной для России конфронтационной политической культуры со всеми сопутствующими чертами политического мышления и социального развития? Аргументируйте свой ответ.
4. Обозначьте и раскройте черты переходного периода и определенных компромиссов, которые несет в себе Конституция РФ 1993 г. Как Вы считаете, нужен ли России институт президентства? Обоснуйте свою позицию.
5. Проблемы формирования новой политической системы: истоки и перспективы разрешения.
6. Охарактеризуйте основные политические партии и движения в современной России, проанализируйте их программные положения по экономическим и политическим вопросам. Какие партии Вы бы назвали экстремистскими? Подумайте, каковы перспективы в современном политическом пространстве России центристских партий и движений – возможно ли создание сильного политического центра в условиях растущего социального расслоения и нестабильности? Обоснуйте свое мнение.
7. Обозначьте трудности (каков их характер?) и противоречия (в чем их истоки?) перехода к демократии советского государства и общества. Насколько реальна , на Ваш взгляд, угроза авторитаризма в современной России?
8. Каковы особенности строительства Российской государственности в 90-е гг.? Охарактеризуйте систему и структуру органов государственной власти Новой России. Определите их особенности в настоящее время. Проанализируйте материалы периодической печати о развитии государственных институтов на сегодняшний день.
9. Каковы причины, характер, этапы развития и пути разрешения чеченской проблемы? Сопоставьте в этом отношении уроки истории и современность.
10. Власть и общество: до и после «Норд – Оста».
По четвертому вопросу обратите внимание на следующие аспекты:
1. Какой вариант перехода от командно-административной к рыночной экономике из двух известных в мировой практике — социал-демократический (постепенный) или либерально-демократический (радикальный через «шоковую терапию») – был выбран правительством России? Чем был обусловлен данный выбор?
2. Обозначьте и охарактеризуйте этапы перехода к рыночной экономике (во взаимосвязи с политическими и социальными аспектами). Каков должен быть конечный социальный результат согласно экономической реформе? Продвинулись ли мы в решении этой задачи? Какие и почему были внесены коррективы?
3. Охарактеризуйте социально-экономическую политику, учитывая следующие составляющие: политика либерализации цен, приватизация торгово-промышленных предприятий, многоукладность в экономике, формирование рыночных отношений, падение производства, рост инфляции, нарастание социальной напряженности.
4. В чем, на Ваш взгляд, состоят основные достижения и провалы российских реформ команды Б. Ельцина? В чем состоит, по Вашему мнению, суть так называемой «второй либеральной революции» с начала 1998 г.?
5. Существует ли на данном этапе у российского правительства разработанная и перспективная программа выхода страны из экономического кризиса? Каковы альтернативы разрешения данной проблемы?
6. Оцените главные итоги социально-политического развития российского общества на сегодняшний день. Согласны ли Вы с утверждением Б. Немцова, что в России построен «бандитский капитализм»? Аргументируйте свою позицию.
7. Какие меры по преодолению кризисных явлений в нашей стране вы бы определили как неотложные, а какие – как долговременные?
При разрешении пятой проблемы обратите внимание на аспекты:
1. Какие изменения на международной арене произошли под влиянием перестройки и распада СССР, последующих реформ России? Каким Вы видите новое лицо России в мировом сообществе?
2. Каковы основные направления внешней политики России на современном этапе?
3. Что Вы видите общего и в чем обнаруживаете различия при сравнении внешнеполитического курса СССР периода перестройки, внешней политики России при Б. Ельцине, приоритетов, стратегии и тактики руководства В. Путина?
4. Усилилась или ослабла, на Ваш взгляд, угроза военной опасности для России за последние годы? В чем вы видите причины этого? Охарактеризуйте взаимоотношения Россия – НАТО, Россия – Европа, Россия – США, Россия – Восток.
5. Сопоставьте интеграционные и дезинтеграционные процессы в политическом пространстве СНГ. Как Вы оцениваете возможность реинтеграции союзного государства? Какие проблемы в отношениях между странами СНГ? В чем Вы видите их причины?
6. На каких принципах строятся отношения России со странами Запада в последние годы? Какие события свидетельствуют о новом характере отношений? В чем они проявляются?
7. Обозначьте основные внешнеполитические проблемы России на современном этапе. Какие Вы видите пути их разрешения?
Тематика докладов:
1. Драматический финал: от Ново-Огарева до Беловежской Пущи.
2. Б.Н. Ельцин: политический портрет.
3. В.В. Путин: политический портрет.
4. Актуальные проблемы и перспективы развития России на современном этапе.
5. Судьбы реформ и реформаторов в России.
Семинар № 16. Особенности исторического развития России. Проблема российской ментальности. (2 часа)
План занятия.
1. Особенности исторического развития России: уроки прошлого и современность.
2. Содержание понятия «менталитет». Историческая и культурная самоидентификация. Ведущие факторы формирования российского менталитета.
3. Формирование и борьба в современном российском менталитете двух основных тенденций - консервативной и модернистской. Следствия этих процессов.
Логические задания:
1. Составьте сводную таблицу «Основные этапы развития исторического России: экономика, политика, социальная структура, правовая система».
2. Сопоставьте в схематической форме соотношение внутренних и внешних факторов на формирование специфических особенностей исторического развития России.
При разрешении первой проблемы вспомните, что история позволяет нам искать и находить ответы на жгучие вопросы времени, мыслить о настоящем и будущем своей страны.
Порассуждайте о судьбах России вместе с мыслителями прошлого:
1. А.С. Пушкин: «Если и есть в России европеец, то это наше правительство».
Маркиз де Кюстин: «Россия – страна этикеток. Названия такие же, как в Европе, а суть совершенно иная».
П. Щербина: «Мы – европейские слова и азиатские поступки».
На основании приведенных высказываний сформулируйте историко-философскую проблему. Раскройте ее на примерах отечественной истории XX в.
2. М. Волошин: «Революции – это биения кармического сердца – идут ритмическими скачками и представляют собой непрерывную пульсацию катастроф и мировых переворотов».
К. Маркс: «Революции – локомотивы истории».
Сформулируйте свое видение сути революционных изменений в обществе. Каким представляется Вам феномен российской революции?
3. М. Салтыков-Щедрин: «В России перепутали цивилизацию с «Табелью о рангах». «Несовершенство законов российских искупается только дурным их исполнением».
Как Вы оцениваете эти подходы к определению специфики российской государственности? На какие особенности указывает автор этих строк? Актуальны ли они для современной России?
4. Д. Мережковский: «Не быть собой, уйти в себя, раствориться, исчезнуть в народе, как капля в океане, - такова неутолимая жажда русской интеллигенции».
П. Ткачев: «Интеллигенция – цивилизованная толпа – находит силу преобразования в самой себе, своих знаниях…Она – вождь народа, подает «сигнал к нападению», «своим только словом сообщает смысл бессмысленной машине».
В. Белинский: «Мы для себя не решили вопрос о бытии бога, а вы просите есть».
Сформулируйте на основании предложенных отрывков историко-философскую проблему. Определите роль русской интеллигенции в судьбах России в XX в.
5. Д. Писарев, рассуждая о прекрасной и разумной природе человека, писал, что, даже разрушая, человек избавляется только от ненужного, неразумного, препятствующего совершенствованию общественных институтов. Согласны ли вы с Писаревым в его оценке феномена «разумного разрушения»? Свой ответ проиллюстрируйте на примерах из истории российских революций XX столетия.
Чтобы ответить на второй вопрос:
1. Охарактеризуйте ведущие факторы формирования российского менталитета:
а) Природно-климатический. Почвы центральной России, цикл сельскохозяйственных работ, результативность крестьянского труда и влияния этих факторов на тип русской государственности. Общинные институты, суть общинной психологии, соотношение коллективизма и индивидуализма.
б) Геополитический. Особенности территории народонаселения и границ России, ведение войны, роль государства.
в) Религиозный. Основные характеристики византийского православия и общества в целом. Столкновение (и результат его) влияний - византизма, западноевропейской цивилизации и Востока (воплотившегося в монголо-татарском иге).
Для раскрытия третьего вопроса:
1. Оцените основные характерные составляющие тенденций:
а) Консервативной: антиличностная социальная установка («незаменимых людей у нас нет!»); комплекс социально-государственной неполноценности и боязни перемен; дефицит моральных регуляторов поведения; недостаточная развитость нормальной трудовой этики; квазиэтатизм (фетишизация власти); консервативный национализм, «стихийный народный империализм»; система моральных установок и самооправданий.
б) Модернистской: индивидуализм, стремление самостоятельно планировать свою жизнь и работу, готовность много работать на себя, рисковать во имя возможности получения высоких доходов, идеологическая индифферентность, прагматическое отношение к политике, умеренность в национальном вопросе.
Тематика докладов:
1. Россия и мировое сообщество в современном мире. Влияние российской истории на мировой исторический процесс.
2. Российская реформа сегодня: особенности и ориентиры в аспекте уроков прошлого и специфики российского менталитета.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 368.