Коллоквиум или конференция по теме: «Эпоха и личность»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

        

На основе защиты рефератов на тему: «Эпохальное в личном, личное в эпохальном – взаимовлияние эпохи и личности – роль личности в истории» (на примере проблемного анализа жизни и деятельности конкретной исторической личности).

Студент имеет право индивидуального свободного выбора соответствующей эпохи, исторической личности, государственного деятеля.

 

 

3.2. Методические рекомендации по работе над контрольной

(домашней) работой и рефератом: алгоритм выполнения.

Выполнение реферата является одной из форм самостоятельной работы студентов при изучении данной дисциплины. В то же время, это, можно сказать, первый шаг в научной деятельности студента, ибо выполнение такого вида учебного задания формирует первичные навыки самостоятельного научного творчества, знакомит с правилами поиска научной информации и отбора необходимого материала, порядком подготовки и написания научной работы, способствует повышению его теоретической подготовки и лучшему, осмысленному целостному (через частное) усвоению учебного курса.

Исходя из формулировки темы реферата (к/р), необходимо продумать, какие вопросы и в какой последовательности следует раскрыть в процессе работы. Это поможет составить четкий план реферата (к/р).

Важнейший этап в подготовке – изучение литературы по данной теме: определить основной ее круг (документальные сборники, работы отдельных авторов, в том числе – монографические исследования, справочники и т.д.). Читая выбранные книги и статьи, обратить внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать уже в ходе более детального знакомства с темой. Необходимо сделать определенные выписки. Объем подготовительной работы во многом обуславливается целью реферата (к/р), а также характером затронутых проблем.

Как реферат, так и контрольная работа - элемент самостоятельного изучения и осмысления соответствующего материала, что способствует лучшему усвоению изучаемого курса. Обе работы пишутся по заданной теме и должны иметь законченный характер. Это означает, что следует раскрыть все основные положения заявленной проблематики с достаточной полнотой и сделать соответствующие выводы. В работе должна быть выдержана структурно-логическая схема, отслежены причинно-следственные связи. Проблемно-аналитический характер работы в отличии от повествовательно-описательного предполагает элементы собственного мышления и видения, анализа и выводов. Другими словами, реферат – не простое описание фактов и явлений истории, повторение текста глав учебника или монографии. Работая над рефератом, студент должен показать, насколько он умеет критически проанализировать собранный исторический материал, самостоятельно мыслить и аргументировано излагать свое понимание, свою интерпретацию изучаемой проблемы. Если приводятся цитаты, то следует указать библиографические данные источника.

Реферат следует представить по следующему плану:

I. Во введении необходимо:

· объяснить, чем руководствовался автор, выбирая данную тему исследования, показать ее важность и актуальность, указать причины, в силу которых она представляет научный интерес (практическую значимость) и привлекает внимание исследователей (А).

· Затем заявить цель (авторскую проблему) реферата как самостоятельной творческой исследовательской работы и обозначить вытекающие из нее задачи (круг вопросов); или задачи, необходимые для разрешения поставленной цели (проблемы) работы (Б).  

· Определить и кратко охарактеризовать степень изученности выбранной темы или проблемы, спорные и нерешенные вопросы, различные точки зрения (различные подходы к данной проблеме в существующей научной литературе) или научные школы – историография (В).

· Определить круг использованных в ходе работы литературы и источников (Г).

· Далее во вводной части желательно раскрыть структуру работы: дать перечень структурных элементов-составляющих и обосновать последовательность их расположения (Д).

· В заключение введения определить научно-практическую значимость работы, указать варианты ее использования (Е).

II. Основная часть. Раскрывая содержание темы по предварительно составленному плану (пункты которого должны отвечать и соответствовать заявленным цели и задачам работы), придерживаться логичности и последовательности, анализируя заявленную проблему со всех сторон, отслеживая причинно-следственные связи.

 Как правило, по своей структуре основная часть реферативного исследования составляет две – три главы, логически взаимосвязаны и взаимодополняющие друг друга. Каждая глава предполагает разрешение конкретной задачи исследования с соответствующими выводами.

 Не следует стремиться затушевывать сложные, трудные, противоречивые моменты. Напротив, необходимо высказать свое к ним отношение, свою точку зрения, свое видение – сопроводив соответствующей аргументацией.

По каждому пункту плана (главы) следует сделать краткие выводы.

Сноски (в установленном порядке) на весь объем используемых источников и литературы строго обязателен.

 

III .В заключении необходимо сформулировать выводы основные – в соответствии с заявленными (во введении) целью и задачами авторской работы (проблемно-аналитические). Эта часть реферата является итоговой, которая предполагает последовательное, логически стройное изложение автором полученных итогов самостоятельной творческой работы, исторических исследований, обобщенной оценки проделанной работы.

Следует постараться обосновать положение о том, что дала автору работа над данной темой-проблемой. Найти и обозначить пути дальнейшего изучения авторской проблемы.

 

IV . В конце приложите список использованной литературы и источников (с указанием ФИО автора, названия работы, места и года издания) в алфавитном порядке.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

4.1. Общие положения о самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом процесса подготовки специалистов разного уровня профессионального образования. Как правило, согласно учебным планам ее объем определяется не менее 50% от количества аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины.

В то же время самостоятельная работа студента – объективное условие формирования познавательной активности и самостоятельности, критического мышления, творческих способностей (систематизации, концептуализации, формализации) при развивающем обучении и в последующей трудовой деятельности специалиста. В этом смысле работа должна строится на учете познавательных способностей студента, задания должны быть адекватны достигнутому уровню развития и обязательно предусматривать повышение уровня развития обучающегося и его творческих способностей, то есть – разумно и максимально индивидуализирована.

Относительно сущности самостоятельной работы в процессе обучения следует отметить, что самостоятельная познавательно-развивающая деятельность студента должна быть логичной и сопутствовать всем звеньям этого процесса примерно следующим образом:

· постановка познавательной развивающей задачи и осознание ее студентом;

· восприятие учебного материала из различных источников (устное слово преподавателя, печатное слово учебной и другой литературы, наглядные пособия и т.д.);

· систематизация, описание, анализ, синтез, конкретизация, обобщение, концептуализация и формализация этой информации, формирование понятий, суждений, умозаключений и т.д., т.е. приобретение знаний и развитие способностей;

· закрепление знаний и формирование практических умений, а в отдельных случаях и навыков;

· практическое применение знаний, умений (решение ситуаций, выполнение порученной функции в деловой игре и т.д.);

· проверка усвоения знаний и сформированности практических умений, оценка уровня развития предполагаемых способностей.

В качестве признаков, определяющих сущность и цели самостоятельной работы, могут быть приняты:

· вид учебной деятельности (вид работы);

· предполагаемые к развитию способности;

· степень самостоятельной и творческой активности студента;

· характер и сложность заданий, предлагаемых студенту;

· характер действий студента при решении заданий;

· степень руководства действиями студента со стороны преподавателя, отсутствие или степень полноты инструктажа преподавателя и др.

Самостоятельная работа студентов выступает и как форма организации процесса обучения, и как метод, средство обучения и развития. Существенными характеристиками самостоятельной работы студентов и заданий для нее должны быть:

- ориентирование работы студентов на формирование у них при ее выполнении самостоятельности и активности, развитие критического мышления и предполагаемых творческих способностей;

- необходимость систематического внутреннего контроля над ходом и результатами этой работы, так как без умения постоянно контролировать и корректировать свои действия самим студентом нет и его самостоятельности;

- отсутствие, как факта, так и необходимости постоянного непосредственного руководства всеми действиями со стороны преподавателя, его прямых указаний, рекомендаций и т.д., чтобы исключить послушное выполнение действий, предписанных преподавателем.

Самостоятельная работа и формирование у студентов самостоятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Самостоятельная работа является обязательным условием формирования самостоятельности, но ее результаты прямо зависят от степени сформированности самостоятельности. Задания для самостоятельной работы должны быть такого характера, чтобы усвоение учебного материала приводило к целостному развитию личности и ее способностей, овладению приемами умственной и практической деятельности, самообразования и творчества.

Основными направлениями самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине могут быть:

· усвоение новых знаний, углубление и повторение ранее приобретенных знаний с целью их обобщения, систематизации, концептуализации, формализации;

· развитие конкретных предполагаемых творческих способностей;

· формирование практических умений по курсу;

· практическое применение знаний, умений, способностей с целью углубления, расширения и приобретения новых знаний, а так же усовершенствования умений и развития способностей;

· научно-исследовательская работа.

Направление самостоятельной работы и ее предполагаемая цель определяют конкретный вид задания, ее форму и контроль-отчет, аттестационный рейтинг.

Контроль за ходом и результатами самостоятельной работы студентов должен носить систематический характер и может осуществляться в виде рецензирования письменных работ студентов (рефератов, планов, творческих заданий и т.д.); бесед индивидуальных или с группой студентов (фронтальные); проведение контрольных работ по результатам самостоятельной работы; защита на занятиях докладов, обзоров, анализов и др., подготовленных студентами индивидуально или в группе в ходе самостоятельной работы; проведение деловых игр, конкурсов, дискуссий, «круглых столов» и пр.

Контроль может осуществляться в разных формах: устно или письменно; индивидуально или в группе; сплошной или выборочный контроль и др.

Следует отметить примерный ряд требований, которым должен отвечать контроль самостоятельной работы студентов:

· необходимое и достаточное методическое обеспечение;

· наличие четко разработанных критериев оценки в рамках модульно-рейтинговой аттестации результатов самостоятельной работы, которые должны быть понятны и доступны студентам (своевременная информированность студентов о порядке модульно-рейтинговой системы);

· систематичность проведения контроля;

· максимальная его индивидуализация;

· системность и логичность характера заданий для контроля результатов самостоятельной работы студентов;

· разумное сочетание различных форм и методов контроля;

· выявление уровня знаний, умений, самостоятельно сформированных, оценка развития способностей, а так же установление характера отношения студента к выполнению заданий, степени его ответственности и др. личных качеств.

Оценка результатов самостоятельной работы каждого студента или группы студентов должна быть прокомментирована преподавателем на занятии или во внеучебное время.

Отставание в выполнении графика самостоятельной работы по дисциплине, неполное, некачественное выполнение заданий всеми студентами группы или большей ее части свидетельствует об ошибках преподавателя при определении объема самостоятельной работы студентов, степени сложности заданий, нечеткой постановке проблемы, установлении сроков выполнения и др.. Что должно стать основанием для переработки, пересмотра, изменения методики организации самостоятельной работы студентов, форм, методов контроля ее результатов.

В то же время, систематическое отставание и низкие оценки результатов самостоятельной работы отдельных студентов требует от преподавателя усиления индивидуальной работы с этими студентами (консультации, дополнительные встречи для контроля выполнения части задания и т.д.).

Самостоятельная работа студентов как компонент образовательного процесса предполагает обязательное ее планирование преподавателем и условия организации. Последние могут быть:

· объективные, включающие как материально-техническое, так и учебно-методическое обеспечение;

· субъективные, зависящие как от преподавателя (осознание значимости этой работы, уровень профессионализма и педагогического мастерства, личностные качества), так и от студента (уровень его общей подготовки и развития, владения приемами самостоятельной работы, развития соответствующих способностей, осознание целей и значимости данной работы).

В заключение следует отметить, что документальное оформление самостоятельной работы студентов по дисциплине является одним из условий ее успешных результатов, а так же средством планирования и контроля ее хода и результатов, эффективности системы модульно-рейтинговой аттестации.

О новом качестве самостоятельной работы студентов.

 

Следует признать, что по своей сути, Болонская декларация 1999 г., провозгласившая формирование единого европейского образовательного и исследовательского пространства, является ответом европейского сообщества на вызов времени. Однако для нас признание общих европейских принципов образования не исключает сохранения национального своеобразия образовательных систем.

В активе системы российского высшего образования – особое внимание к фундаментальной стороне знаний, особый интерес к философским аспектам исследуемых проблем, изучение первоисточников научных идей, активная роль семинаров в закреплении знаний и приращении новых и т.д. Тем не менее, следует отметить жесткую нормативность, императивный характер нашей традиционной образовательной методики. Но само время диктует потребность инвариативности, творчества, конструкторского характера.

Новые задачи для российской образовательной системы в целях формирования всесторонне развитого компетентного и конкурентоспособного специалиста касаются и учебных планов, и содержания учебных курсов, и методики преподавания дисциплин, и систем оценки знаний студентов, и новизны в функциях вузовских преподавателей. Один из многих желаемых и первостепенных результатов – активность получаемых студентами знаний и навыков. Стремительно нарастающая информация, быстрое моральное «устарение» (обесценение) полученных ранее знаний и появление новых делает особенно важным умение получать новые знания самостоятельно. Только это обеспечивает адаптивность будущих специалистов к неизбежным переменам в профессии, специальности, специализации.

Таким образом, основные базовые принципы современного конкурентоспособного образования могут быть эффективно реализованы лишь на основе нового качества, новых подходов к роли и месту (начиная с соотношения в учебных планах аудиторных часов и часов, отводимых на самостоятельную работу), содержанию и формам самостоятельной работы.

Преодолевая некую консервативность традиционного российского образования, следует обратить внимание на позитивные позиции самостоятельной работы студентов (СРС) в системе образования европейского. Последняя предусматривает не «точечный» подход к СРС в рамках и на уровне одной отдельно взятой дисциплины, а «сферический», причем как в горизонтальной (междисциплинарной) плоскости, так и в плоскости вертикальной (межуровневой). Методика СРС ориентирована не только и не столько на результат, сколько на процесс.

Болонский процесс фактически означает существенное изменение образовательных технологий. Успешная организация самостоятельной работы, как всякая новая технология, требует ресурсного обеспечения. Кратко обратимся к трем составляющим (условиям) последнего: преподавательские кадры (кадровое обеспечение), методическое обеспечение и требуемое изменение подходов к формированию учебной нагрузки ППС (материальное обеспечение).

Прежде всего, следует отметить высокие новые требования к знаниям, квалифицированности, качественным способностям преподавателя. Преподаватель должен не только сам в совершенстве знать то, что задает студентам (начиная с навыков грамотного поиска литературных источников по индивидуально заданной теме), но и, что еще более важно – уметь «научить учиться» студента. Профессионализм, творческая активность, неординарность подхода к собственному делу, коммуникабельность, самостоятельный поиск, критическое мышление и т.д. То есть все те качества и требования, которые предъявляются к преподавателю в рамках развивающей парадигмы образования. Кроме того, изменяется функциональная роль ППС – акцент переносится от лекторских как первоочередных, ведущих, определяющих функций, на консультативные, координирующие, корректирующие функции. Трудоемкость при этом возрастает, безусловно. Тем более, что новые функции ориентированы, в основном, на индивидуализацию образовательных услуг.

Что касается методического обеспечения СРС, то об этом было достаточно оговорено выше. Напомним о необходимости четкой постановки проблемы или задания, понятных требований и указаний направлений, заданий по силам студентам (а не Интернету), инвариативности, заявленных критериев оценки и т.д. Кроме того, всегда следует помнить, что «любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее» (И.-В. Гете).

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что новое качество СРС поможет нам преобразовать самостоятельную работу в сотворческий процесс преподавателя и студента, когда все участники испытывают приятное удивление от горизонтов познания.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.