Модуль IV . «Перестройка» и Новая Россия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тема № 16.  Кризис «развитого социализма». «Перестройка»

и крах советской системы. (1964 –1991). (2 часа). У.З. – 2.

Современная историография проблемы: 1965-1985 годы – эпоха «развитого социализма» или «годы застоя». Переход к власти Л.И. Брежнева –типичного представителя поколения «выдвиженцев». Экономические и социальные процессы. Власть и общество. Государство и право. СССР в мире.

Экономическая реформа 1965: предпосылки и пределы, содержание и причины неудачи. Управленческий аспект реформы: восстановление отраслевого принципа (министерства) управления экономикой (от территориального – совнархозы). Усиление экономического стимулирования и повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов. Совершенствование системы планирования: введение в качестве основного показателя объема реализованной продукции. Основное противоречие: реформа и директивная экономика. Свертывание реформы (II половина 70-х начало 80-х годов). Реформы и контрреформы. Превращение экономического пространства СССР в единый народнохозяйственный комплекс.

Сельское хозяйство. Программа развития Нечерноземья. Продовольственная программ на 70-е годы и причины ее провала. Нарастание трудностей экономического развития.

Смена политического курса – установление «мягкой модели» сталинизма. Курс на «стабильность кадров» - усиление бюрократизации правящей элиты. Консервация политического режима (реанимация «сталинизма без Сталина»):

1.Усиление контроля партаппарата над всеми сторонами жизни общества.

2. Отмена дотации партноменклатуры как правящей элиты

3. Тенденция неосталинизма, возвеличивание Л. Брежнева.

4. Усиление роли армии и органов безопасности

5. Бюрократизация всей политической системы, государственного      

механизма.

6. Резкое усиление идеологического и административного контроля над

всеми сферами общественной жизни.

7. Нарастание национальных и социальных проблем в республиках и   

регионах.

8. Персонализация власти и дискредитация власти.

      Политический компромисс: косность и консерватизм. Конституция развитого социализма 1977 г. и закрепление руководящего положения КПСС (ст.6) в политической системе общества.

Международные отношения Новая расстановка политических сил в мире. Развитие национальных движений и борьба народов против военно-бюрократических режимов. Отношение с социалистическими странами: вмешательство СССР во внутренние дела («Пражская весна» 1968); отдаление Китая, Румынии, Югославии, выход Албании из ОВД; выступление рабочих (1970), образование «Солидарности», падение коммунистического режима в Польше. Отношения с Западом: достижение военно-стратегического паритета между СССР и США, НАТО и Варшавским договором; политика разрядки начала 70-х. Договор о нераспространение ядерного оружия (СССР, США, Англия). Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (1971-. Договоры ОСВ – 1 (1972), ОСВ – 2 (1979), по ПРО (1972). Признание окончательными послевоенных границ в Европе (договоры СССР, ФГР, Польши, ЧССР – 1970 – 1973). Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975) – СБСЕ (33 государства Европы, США, Канада).

Милитаризация экономики как материальная основа жесткого внешнеполитического курса. Участие СССР и США в региональных конфликтах, локальных войнах и конфронтация. Размещение СССР ядерных ракет средней дальности в ГДР, ЧССР (с 1976 г.). Помощь Вьетнаму в борьбе против американской агрессии (1964-1975). Проарабская позиция на Ближнем Востоке (с 1967). Поддержка Анголы, Мозамбика, Эфиопии в борьбе за независимость. Ввод войск в Афганистан (1979) и начало широкомасштабной войны. Конец разрядки и начало нового витка гонки вооружения: его пагубные последствия для социально–экономического и общественно – политического развития России. Обострение международной напряженности и советско–американского противостояния в начале 80-х гг. Трудности и просчеты советской внешней политики.

Проблемы и противоречия эпохи «застоя».  I . Изменения в общественной жизни: демография и урбанизация, «неформальные структуры» и контроль «общественной активности», формы несогласия и отстранения, попытки реставрации культа личности в теории и общественно – политической практике. II . Социально – экономическая сфера. Упрочнение командно – административной системы управления хозяйством. Резкое падение темпов экономического роста. Экстенсивный характер развития. Физический износ и моральное старение оборудования. Рост незавершенности строительства. Финансирование социальной сферы по остаточному принципу. Утрата стимулов к производительному труду и кризис организации производства. Обеспечение «стабильности» за счет «нефтедолларов». Рост «теневой экономики». Товарный голод. Продовольственная программа на 80-е годы и причины ее провала. Массовая коррупция и разложение руководящих кадров. Запад: качественно новый этап 70-х - переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. СССР: пропустил новый научно – технический и цивилизационный виток развития и развивал отрасли, присущие индустриальному обществу. III . Духовно – идеологическая сфера: власть и общество. Кризис господствующей идеологии: преследование инакомыслия, нарастание догматизма с идейной сфере, идеологизация общественной жизни и ужесточение идеологического диктата, идейная реабилитация сталинизма, идеологизация культурной жизни и «железный занавес» в отношении зарубежной культуры, усиление идеологического контроля за СМИ, нарастание массового скептицизма и политической апатии. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, цели, основные этапы развития.

Государственно–правовое развитие в 70-х – начало 80-х годах. Преемственность с властными структурами, порожденными Октябрем 1917 г. и оформившимися в 30-е годы: отрицание разделения властей, парламентаризма, буржуазной демократии, монополизм политический и превращение партийных структур в надгосударственные органы. Декларированность и незащищенность прав и свобод человека и гражданина СССР. Правовые нарушения и несоответствие советской правовой системы нормам международного права.

Эпоха «застоя» как частичная, «мягкая» ресталинизация общества: откат к сталинизму без массовых репрессий, без харизматического вождя, а значит – к системе с подорванными несущими конструкциями. Кризис социально – экономического и общественно – политической системы СССР, его сущность и причины. Назревание объективной необходимости изменений в жизни общества.

Период «междуцарствия» и апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС: утверждение М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС и «революция Горбачева». «Перестройка» в СССР как «консервативная модернизация» (1985-1991), первая попытка реформирования и обновления советской системы, ее влияние на общество и государство. «Перестройка»: экономические, социальные, духовные, идеологические, внутри – и внешнеполитические предпосылки, цели и периодизация – основные этапы в экономической и политической системе СССР.

В поисках путей «совершенствования». Курс на ускорение социально – экономического развития страны и доктрина социалистического правового государства, социализма с «человеческими лицами». Поиск путей обновления и выдвижение курса на перестройку при отсутствии ясной программы таковой. Слабость и непоследовательность в реализации целей. Растущее противоречие между объективной потребностью общества в глубокой демократизации и сохранением монопартийного режима в стране, между провозглашавшейся доктриной «реального социализма» и действительностью. Усиление кризисных явлений в экономике и острая политическая борьба по вопросу о различных альтернативах экономического развития страны.

Процесс демократизации общества и его противоречия: попытки модернизации СССР в рамках социалистического выбора. Политические реформы (1988-1991). Политика гласности («раскрепощенное слово»), ее издержки и «революция умов». Кризис коммунистической идеологии – курс на создание социалистического правового государства: симбиоз социалистических ценностей с элементами либерализма. Предложения А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына по переустройству страны. Утверждение принципа разделения ветвей власти. Введение демократических альтернативных выборов. Выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону (1989) и учреждение нового органа законодательной власти – Съезда народных депутатов СССР и республиканских съездов. I съезд – май-июнь 1989. III съезд (март 1990)-избрание М. Горбачева Президентом СССР и складывание президентской системы. Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент. Отмена 6-й статьи конституции. Провозглашение суверенитета союзных республик (1990) и принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990). Начало формирования многопартийной системы: зарождение первых общественно–политических движений и народных фронтов (II половина 80-х) и складывание политических партий – характеристика их целей и программ. Возникновение различных течений внутри КПСС, ослабление ее роли в обществе. Политический плюрализм и развитие демократических движений. Обострение борьбы между демократическими и консервативными силами. Успех демократических сил на выборах и создание президентской власти в государственной системе России: победа Б.Н. Ельцина.

Экономические реформы (1985-1991): этапы и содержание.            I. (1985-1986). Стратегия ускорения социально – экономического развития страны (главные рычаги – НТП, техническое перевооружение машиностроения, активизация «человеческого фактора», введение госприемки.)

II. Экономическая реформа 1987 г. – ориентация на переход от административных методов к экономическим при сохранении централизованного управления: попытка введения хозяйственной самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования: введение госзаказа вместо директив госплана; постепенное возрождение частного сектора через развитие кооперации; отказ от монополии внешней торговли; развитие новых форм хозяйствования на селе (агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства); интеграция в мировой рынок.

III. Признание необходимости экономического плюрализма. Курс на переход к регулируемому рынку. Принятие правительством Н.И. Рыжкова «радикально – умеренного» варианта (1990-1991). Непоследовательность и промедление в осуществлении экономических реформы. Углубление экономического кризиса и обострение социальной напряженности.

Реализация во внешнеполитическом курсе «нового политического мышления». Роль М.С. Горбачева. Смягчение международной напряженности, сокращение вооружений, упрочение мира (1985-1991). «Новое политическое мышление»: отказ от вывода о расколе мира на две общественно – политические системы и признание его единым и взаимозависимым; отказ от силовых методов решения международных проблем, признание универсальным способом решения международных вопросов баланса интересов, отказ от принципа пролетарского интернационализма, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Реализация нового курса во внешней политике СССР. Отказ от давления и диктата в отношениях с соцстранами и крах «социалистического содружества»: роспуск СЭВ и ОВД (1991). Крушение тоталитарных режимов в Восточной Европе в ходе «бархатных революций». Нормализация отношений Восток-Запад посредством разоружения: соглашения СССР-США об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987), об ОСНВ-1 (июль 1991), соглашение о значительном сокращении обычных вооружений в Европе (ноябрь 1990), сокращение СССР в одностороннем порядке оборонных расходов и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек (внутриэкономическая обусловленность решения, позитивные и негативные последствия). Согласие М.С. Горбачева на объединение Германии (февраль 1990). Вывод советских войск из Европы. Разблокирование региональных конфликтов и вывод советских войск из Афганистана (май 1988 – февраль 1989). Установление тесных контактов со всеми странами. Итоги и результаты, ошибки и просчеты, значение и последствия нового внешнеполитического курса. Ликвидация биполярной системы международных отношений.

Противоречия и кризис перестройки: общее сокращение производства в с/х 1988 г., общее сокращение производства в промышленности с 1990г., нехватка продуктов питания и введение нормированного распределения, усиление инфляционных тенденций и дефицит бюджета, первые массовые забастовки 1989 г., нарастание социальной напряженности и обострение национальных конфликтов, конфронтация: Россия (Б. Ельцин)- Центр (М. Горбачев).

Национальный вопрос в условиях перестройки. Исторический аспект и эволюция проблемы. Углубление национальных противоречий и усиление центробежных тенденций в СССР. Причины, предпосылки дезинтеграции СССР и роль в этом процессе внешнего фактора. Проекты преобразования СССР в новое союзное государство, предложения о новом характере взаимоотношений между республиками и причины неудач реализации этих проектов. «Новоогаревский процесс».

Августовский политический кризис 1991 г. его последствия. 19-21 августа 1991г – попытка консервативных сил в высшем руководстве СССР (ГКЧП) взять реванш и не допустить подписание Союзного договора (22 августа). Введение ЧП, расформирование структур власти, контроль за СМИ, ввод войск в Москву. Причины провала: внутри – внешнеполитические. Последствия: утрата М. Горбачевым власти, ускорение распада СССР, усиление авторитета Б. Ельцина, полное обновление руководства, запрещение деятельности КПСС. Августовский путч и приход к власти демократический сил во главе с Б. Ельциным. Распад СССР: причины, этапы, последствия (политические, социально–экономические, духовно- психологические). «Беловежское соглашение» (8 декабря 1991 г.) и образование СНГ: предпосылки, этапы, проблемы, значение и роль России, ее интересы в новом государственном союзе. Сложение М. Горбачевым функций и полномочий Президента СССР (25.12.1991).

Объективные и субъективные причины неудач реформирования общества на путях перестройки. Серьезные просчеты, ошибки М.С .Горбачева и его окружения во внутренней и внешней политике в процессе «обновления». Эйфория надежд и утрата иллюзий. Современная оценка драматического финала: от Ново–Огарева до Беловежской Пущи. Роль внешнего фактора. Политическая борьба трех сил: консерваторы, радикал – демократы, центристы (Горбачев). Необратимый характер перемен в обществе и раскрепощения сознания. Диалектика реформ, традиции и новаторство, достижения и издержки. «Перестройка» и крах советской системы. Дискуссии в современной исторической науке по проблеме существования «социалистической цивилизации».

                     

Тема № 17.      Новая Россия. Основные тенденции

развития государства и права РФ в 90-е годы. (3 часа). У.З.-2.

Переход развитых стран Европы, Азии и Америки в постиндустриальную стадию развития. Изменение геополитической ситуации в Европе и мире. Радикальное изменение принципов социально – политического устройства общества. Переход ведущих европейских стран на новый уровень государственной интеграции - Европейский Совет. Преемственность политического развития разделение ветвей власти – краеугольный камень системы сдержек и противовесов, гарантия стабильности и недопущения диктатуры. Выбор освободившимися странами путей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации.

Глобальные проблемы мирового сообщества и пути их разрешения. Совет безопасности ООН – «мировой полицейский». Демографический портрет планеты в конце XX века. Очаги напряжения и локальных конфликтов. Контроль над оружием массового поражения. Экономические проблемы. Экология. Миграция. Системы связи. Цивилизационное единство. Территория, формы его проявления и международный характер. Информационная революция.

Разработка модели общества будущего. США – пионер постиндустриального мира. Пять исходных специфических измерений и компонентов постиндустриального общества: 1) сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг; 2) сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников; 3) осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе; 4) предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности; 5) процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии». Поворот к новой системе социально – экономических и политических ценностей. Приоритет малого и среднего бизнеса, малого предпринимательства, местной общины. Инициатива и самодеятельность, идущая снизу. Власть и общество: пределы государственного вмешательства. Гражданское общество и правовое государство. Формирование международно–правового базиса защиты прав и свобод человека: теория и практика. XX век: изменения в общественном сознании – наука, культура, искусство, многообразие форм массовой культуры, технотронная революция и изменение «лица» общества. Люди и события.

Августовский путч и приход к власти демократических сил во главе с Б. Ельциным. Цели и программные установки политических сил, возглавивших страну на историческом повороте развития.

Россия в 90-е годы: поиск путей рациональной модернизации. Выбор варианта перехода от командно – административной к рыночной экономике из двух известных в мировой практике – социал-демократического (постепенного) или либерально-демократического (радикального через «шоковую терапию»): основания, обусловленность и последствия выбора. Роль внешнеполитического фактора. Становление конкурентной экономики в 90-е годы и либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства.

Расстановка социально-политических сил: движение, партии, программы. Е.Т. Гайдар, Б.Н. Ельцин, Г.А. Зюганов, А.И. Лебедь, Г.А. Явлинский.

Экономическая реформа: этапы (во взаимосвязи с государственно-политическими и социально-правовыми аспектами), трудности и противоречия. Осуществление программы реформаторского правительства Е.Т. Гайдара («шоковой терапией») с 1992г.: либерализация цен, демонтаж централизованно – фондовой системы распределения ресурсов, этапы приватизации и акционирования государственной собственности (1-ый этап – на основе ваучеров), всемерное укрепление финансовой системы и сокращение необоснованных расходов, создание элементов рыночной инфраструктуры (бирж, банков, страховых компаний и др.), налоговая политика и ее последствия, адресная система социальной помощи, разрушение «железного экономического занавеса» в отношениях с миром. Социально-экономические проблемы: спад производства, сокращение потребления продуктов питания, инфляция, усиление социальной напряженности.

Становление суверенной российской государственности и президентской республики в 90-е годы. Избрание Б. Ельцина президентом РСФСР (12.06.1996). Национальное устройство: подписание Федеративного договора о взаимоотношениях между субъектами Российской Федерации (31.03.1992). Глубокий политический кризис осени 1993г: объективные и субъективные факторы. Указ президента о поэтапной Конституционной реформе (борьба двух проектов – парламентской республики и президентской республики), о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета (противостояние законодательной и исполнительной власти), выборах новых органов государственной власти, референдуме о новой Конституции.(21.09.1993).

Октябрьские события 1993 г. и оценка их сути (дискуссия): а) противостояния двух ветвей власти, олицетворяющих собой соответственно демократические и консервативные силы; б) верхушечная борьба за власть двух группировок; в) острый фрагмент гражданской войны. Демонстрация через трагические события отсутствия готовности ведущих социальных и политических сил общества к осуществлению коренных преобразований на основе цивилизационных процедур взаимного поиска и компромиссов, торжества традиционной для России конфронтационной политической культуры со всеми сопутствующими чертами политического мышления и социального развития.

12 декабря 1993 г. – референдум и принятие новой Конституции РФ, выборы в Государственную Думу. РФ как правопреемница СССР. Черты переходного периода и определенных компромиссов, которые несет в себе Конституция РФ 1993 г. Проблемы формирования новой политической системы: истоки и перспективы разрешения, трудности (их характер) и противоречия перехода к демократии советского государства и общества. Законодательство и правовая культура, правовой нигилизм и идеализм. Проблемы становления гражданского общества и создание правового государства. Выборы в Государственную Думу 1995г., 1999г., 2003г. Президентские выборы 1996г. (Б.Н. Ельцин), 2000г. (В.В. Путин). Политическая палитра современной России: расстановка сил, партий, движений, блоков; их программные установки, стратегия и тактика.

 Характеристика системы и органов (структура) государственной власти новой России. Президент РФ как глава государства. Высший законодательный орган – двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Высшая исполнительная власть: Правительство РФ. Высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Прокуратура. Россия как демократическое государство со смешанной формой республиканского правления (полупрезидентская, полупарламентская). Федеративное устройство РФ. Становление системы местного самоуправления. Изменения в правовой системе, оформление новых отраслей права, обновление законодательной базы и приведение ее в соответствие нормам международного права. Гражданский Кодекс РФ (в 3-х частях – 1994,1996,2001). Уголовный Кодекс РФ (1995). Изменение и дополнение КоАП. (1999). Налоговый Кодекс РФ (в 2-х частях – 1998, 2000). Семейный Кодекс РФ (1995). Таможенный Кодекс РФ. Трудовой Кодекс РФ (2001). Земельный Кодекс РФ и ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2001-2002). ФЗ РФ «О гражданстве РФ» (2002). Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (1993,1995). Основные направления, результаты и проблемы развития российского права на современном этапе. Введение федеральных округов.

Корректировка курса реформ правительство Черномырдина В. С. (с декабря 1992 г.): ставка на поддержку государственных предприятий, кредиты правительства топливно-энергическому и оборонному комплексам, принятие единой тарифной системы (ЕТС) оплаты труда бюджетникам, денежная реформа 1993 года. С 1994 года: стратегия активной стабилизации экономики, умеренно жесткая финансовая политика, подавление гиперинфляции экономическими методами (с 40 % 1993 года до 1% 1997года), выборочная поддержка перспективных отраслей н/х и стимулирование предпринимательской деятельности, привлечение иностранных инвестиций, курс на стабилизацию уровня жизни населения, адресная социальная поддержка незащищенных слоев населения, завершение массовой приватизации (ваучерного этапа), начало второго этапа приватизации – через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий (с осени 1994).

Правительство С.В.Кириенко (с июня 1998): получение «стабилизационных» кредитов от Международного финансового фонда, дефолт 17 августа 1998 года (введение Россией одностороннего моратория на банковские расчеты с Западом и выплату дивидендов ГКО) и девальвация рубля.

Правительство Е.М. Примакова (с сентября 1998): жесткий режим экономики, борьба с коррупцией и преступностью в обществе, попытки оживления реального сектора экономики.

Правительство С.В. Степашина (с мая 1999): решение проблемы внешнего долга, внедрение механизма экономической стабилизации, антимонопольное регулирование.

Правительство В.В. Путина (с августа 1999): стимулирование динамичного экономического роста и создание равных конкурентных условий для всех участков экономического процесса, проведение активной промышленной политики и формирование эффективной финансовой системы.

Правительство М.М. Касьянова (с мая 2000): создание механизма саморегулирования экономики, условия для экономического роста и благоприятного инвестиционного климата, модернизация российской экономики и решение проблемы обновления производственной базы российских предприятий (износ оборудования – 60-70%), поэтапное снижение инфляции, постепенный переход от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения (2002), реформа системы образования, обновление налогового законодательства, поэтапный перевод армии на контрактную основу, реформы ЖКХ, меры по повышению жизненного уровня населения.

Правительство М. Фрадкова (с февраля 2004): реформирование высшего органа исполнительной власти – Правительства РФ – сокращение Кабинета министров с 30 министерств до 17.

Первые итоги экономических реформ. Демонтаж директивной экономики. Переход к преимущественно экономическим методам регулирования. Осуществление разгосударствления и приватизации, формирование конкурентной среды в экономике. Формирование потребительского рынка. Перемещение потребительской активности в негосударственный сектор. Обеспечение внутренней конвертируемости рубля (свободного обмена на др. валюту). Правовая защита разных форм собственности, свободы предпринимательства и конкуренции. Постепенная интеграция в европейскую и мировую экономику. Пополнение золотого и валютного запасов. Постепенный рост производства.

Десятилетие поэтапного процесса приватизации: 1) приватизация доходов; 2)приватизация собственности - ваучеризация; 3)залоговая приватизация; 4)долговая приватизация; 4)приватизация власти.

Социально-экономические потери и проблемы в ходе реформирования. Обесценивание денежных сбережений населения. Резкий рост цен на товары первой необходимости. Рост безработицы. Высокий уровень инфляции 1992-1995. Сокращение объема промышленного и с/х производства. Государственный долг (внешний и внутренний). Дефицит бюджета. Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение. «Утечка мозгов» и талантов из России. Ухудшение криминогенной обстановки. Проблемы налоговой политики, чрезмерное налоговое бремя на мелкое и среднее предпринимательство, отсутствие действенной поддержки и защиты малого бизнеса. Вывоз капиталов. Усиливающееся социальное расслоение общества и маргинализация. Долги государства по выплате зарплаты. Власть и общество, власть и бизнес: политика и правовое поле. Недостаточная гарантированность и защищенность в юридической практике прав и свобод человека и гражданина, низкая правовая культура и правовой нигилизм.

Основные направления государственно–политического и социально–экономического развития России на современном этапе, пути и попытки разрешения проблем реформирования.

Геополитическая ситуация в мире к концу XX века. Россия в системе международных отношений и внутриполитические конфликты. Россия – США (Кэмп – Дэвидская декларация 1992 г. – окончание «холодной войны», доверие и партнерство; 1993 г. – ОСНВ-2). Россия – Европа (вывод российских войск из Восточной и Центральной Европы; принятие России в Совет Европы 1996 г. Активное участие в примирении противоборствующих сторон в Боснии и поддержка Россией Югославии 1999г.: участие в Договоре о всеобщем запрещении ядерных испытаний 158 государств 1996г.; вступление России в «семерку» развитых стран мира 1997). Россия - НАТО (две волны расширения НАТО; программа «Партнерство во имя мира» 1995г.; принятие «Основополагающего акта о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности» 1997 г.). Россия – Восток (АСЕАН). Россия – СНГ (Договор о коллективной безопасности 1992, Устав СНГ, стратегия равноправного партнерства, двусторонние соглашения, Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии). 1-ая и 2-ая чеченские войны. Контртеррористические операции и восстановление правопорядка в Чеченской Республике. Террористический акт на Дубровке в Москве 23 октября 2002г. Власть и общество: до и после «Норд - Оста». Внешняя политика России в ближнем и дальнем зарубежье в наши дни.

Основные итоги (баланс плюсов и минусов) первого президентского срока В. Путина. В активе президента: - восстановление управляемости, укрепление единства России; - рост пенсий, зарплат, сокращение задолженности; - один из самых высоких в мире темпов экономического роста; - обеспечение бюджетного профицита и рост резервов Центрального банка (4-е место среди стран «Большой восьмерки»); - снижение налогов; - укрепление курса рубля; - начало выплат старшему поколению «сгоревших» вкладов в Сбербанке; - активная внешняя политика, рост влияния России в мире; - начало формирования профессиональной армии; - частный сектор России уже дает почти 80% ВВП, тогда как в начале реформ на его долю приходилось всего 10%. Что не удалось: - уменьшить разрыв между богатыми и бедными; - снизить сырьевую ориентацию экономики; - обеспечить заметное превышение роста зарплат и пенсий над ростом цен; - прекратить бегство капиталов из страны; - существенно увеличить инвестиции в промышленность; - покончить с чеченским терроризмом; - искоренить коррупцию, сдвинуть с места административную и судебную реформы; - создать условия для среднего и мелкого бизнеса (он составляет только 30% ВВП); - улучшить здоровье нации, снизить уровень смертности; - преломить традиционное использование административных методов при решении политических проблем. Изменение расстановки политических сил. Усиление президентской власти и власти федерального центра.

Особенности исторического развития России и проблема российской ментальности. Менталитет как историческая и культурная самоиндентификация, ведущие факторы формирования российского менталитета: природно–климатический, геополитический, религиозный. Формирование и борьба в современном российском менталитете двух основных тенденций – консервативной (антиличностная социальная установка, комплекс социально – государственной неполноценности и боязни перемен, дефицит моральных регуляторов поведения, недостаточная развитость нормальной трудовой этики, квазиэтатизм – фетишизация власти, консервативный национализм, «стихийный народный капитализм», корпоративное мышление, система моральных установок самооправдания) и модернистской (индивидуализм, стремление самостоятельно планировать свою жизнь и работу, готовность много работать на себя и рисковать во имя возможности получения высоких доходов, идеологическая индифферентность, прагматическое отношение к политике, умеренность в национальном вопросе). Следствия и перспективы этих процессов.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.