Статья 263 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.
Объектом преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Предметом преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.
Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить и отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.
Под воздушными транспортными средствами понимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т. п.).
К водным транспортным средствам относятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства делятся на речные и морские.
Под морс кими транспортными средствами понимаются различные виды водного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные суда, ледоколы, баржи и другие плавучие средства).
Реч ными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера).
Водные пути — это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других работ. По смыслу ст. 263 не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила.
Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.
Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами.
Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т.д.).
Нарушение правил эксплуатации выражается в использовании транспортного средства с отступлением от технических требований его обслуживания (использование подвижного транспорта на неисправных путях, при поврежденной сигнализации, выпуск в рейс воздушного, морского или речного судна при метеорологических условиях, исключающих их эксплуатацию и др.).
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. При этом между названными последствиями и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь.
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст. 111 УК РФ).
Субъектом преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее последствия, указанные в ч. 1—3 ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263 УК РФ.
Данное преступление без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 263 УК РФ) относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ч. 3 ст. 263 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака данного преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступление.
Статья 264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Общественная опасность заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения, и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.
Основным объектом преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.
Предметом преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. В ПДД РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изм. по сост. на 25 сентября 2003 г.), сказано, что под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
Автомобиль представляет собой безрельсовую машину, главным образом на колесном ходу, приводимую в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым) и подлежащую регистрации в Государственной автомобильной инспекции.
Трамвай — это поезд городской наземной железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров (а иногда и грузов). Согласно примечанию к ст. 264 УК, под другим механическим транспортным средством понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.
Троллейбус представляет собой многоместную пассажирскую машину с электрической тягой. Разновидностью городского электротранспорта является фуникулер (подвесной электротранспорт).
Трактор — это самоходная машина на гусеничном или колесном ходу, предназначенная для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин-орудий (сельскохозяйственных, дорожных и т. п.), а также привода стационарных машин или буксирования прицепов.
Иные самоходные машины представляют собой самодвижущиеся транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных трудоемких дорожных, строительных, уборочных, сельскохозяйственных и других работ (самоходный комбайн, водополи-вочная машина, мусоросборщик и т. д.).
Мотоцикл — это одноколейное двухколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания.
Иные механические транспортные средства сходны с перечисленными, но отличаются от них меньшей двигательной мощью (однако с рабочим объемом двигателя не менее 50 куб. см), конструктивной скоростью (не менее 40 км/час) и имеют более ограниченное функциональное значение (мопеды, мотоколяски, мотонарты и т. д.). Транспортные средства, не оборудованные двигателем (гужевой транспорт, велосипеды, самокаты и т.д.), предметом рассматриваемого преступления быть не могут.
С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью. Состав по конструкции материальный.
В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в ПДД названы: нарушение герметичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств суды обязаны указывать в приговорах, какие именно пункты правил ПДД им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение (п. 3 Постановления).
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 УК речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства может быть сознательным, однако, отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным транспортным средством.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. № 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 УК РФ»[9] внес определенные изменения в ст. 264 УК РФ. В частности часть 2 предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 ст. 264 УК, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, относящееся к преступлениям средней тяжести. Часть 3 предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 ст. 264 УК, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Часть 4 предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 ст. 264 УК, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Часть 5 предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 ст. 264 УК, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Часть 6 предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 ст. 264 УК, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Статья 271 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил международных полетов. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате таких действий нарушается полный и исключительный суверенитет Российской Федерации над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосударственных конфликтов.
Основной непосредственный объект - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Д ополнительным непосредственным объектом может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имущество государственных коммерческих организаций, в том числе иностранных.
Предметом преступления выступает пилотируемое воздушное судно.
Совершать международные полеты может воздушное судно России, занесенное в государственный реестр гражданских воздушных судов, и только после соответствующего разрешения Министерства гражданской авиации РФ.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России производятся по соглашениям, заключенных Россией и иностранными государствами, и специальным разрешениям на разовые полеты, выдаваемым указанным Министерством. Если перелет границы выполняет беспилотный летательный аппарат, ответственность несут лица, управляющие ими.
С объективной стороны преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности разработаны определенные правила международных полетов.
В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем, чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации.
В РФ такие участки воздушных трасс для международных полетов определены Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 515-р.
Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом считается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов в воздушном пространстве РФ определяются в ст. 79-82 Воздушного кодекса РФ.
Маршрутом полета признается заранее намеченный или установленный путь следования. Под местом посадки понимается заранее намеченный или установленный промежуточный или конечный пункт посадки.
Воздушные ворота означают заранее намеченный или установленный воздушный коридор, в пределах которого прокладывается маршрут полета воздушного судна. Высота полета (эшелон) — заранее намеченные или установленные минимальные и максимальные параметры высоты, в пределах которых прокладывается маршрут полета воздушного судна.
К иному нарушению правил относится, в частности, изменение типа воздушного судна, пересекающего границу, перерыв радиосвязи с наземными службами России, несанкционированное сбрасывание с парашютами, погрузка в самолет без соответствующих разрешений, изменение сроков перелета, отсутствие системы опознания, передача шифрованных радиосообщений из российского воздушного пространства, невключение опознавательных знаков, неподчинение требованию совершить посадку и т. п.
Уголовную ответственность по ст. 271 УК влечет любое из перечисленных форм нарушения правил международных полетов. Вместе с тем если указанные нарушения совершаются на внутренних авиалиниях, то при соответствующих обстоятельствах возможна квалификация содеянного по ст. 263 УК.
Не могут быть расценены как преступление случаи вынужденной посадки, вызванные объективными обстоятельствами (сложные метеоусловия, стихийное бедствие, технические неполадки) и другими происшествиями, которые угрожают гибели судна, экипажа, пассажиров и груза (захват самолета и др.).
Деяние с формальным составом и окончено с момента нарушения соответствующих правил таких полетов воздушным судном. В случае преступных последствий содеянное квалифицируется по совокупности: как нарушение правил международных полетов и, при соответствующих условиях, как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна (ст. 263 УК).
С субъективной стороны данное преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. При умышленном нарушении правил международных полетов мотивами содеянного могут быть хулиганские побуждения, соображения корыстного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другие соображения.
Субъектом преступления может быть как командир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства. Нарушение правил международных полетов относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Таким образом, к преступлениям, связанным с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, относятся только деяния, совершаемые в сфере движения транспортных средств. Они могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами этих преступлений могут быть как работники транспортных организаций, так и иные лица.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 347.