Безопасности движения и эксплуатации транспорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под транспортом (от лат. transportare - перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Различают наземный, воздушный и водный транспорт.

К назем­ным видам транспорта относится: железнодорожный, автомобиль­ный и трубопроводный транспорт.

К водному относят: морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный. В зависимости от назначения различают: транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население.

К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.

В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой. Обеспечение безопасного функционирования всех видов транс­порта в современных условиях рассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, его специальных ведомств и общества в целом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодо­рожный транспорт в РФ во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечи­вать потребности физических и юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созда­нию условий для развития экономики и обеспечения единства эко­номического пространства на территории России. В нашей стране принят ряд важных законода­тельных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования всех видов транспорта.

В их числе: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»; Воздуш­ный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международ­ных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»; Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте РФ»; Устав железнодорожного транс­порта РФ от 10 января 2003 г.; Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»; КоАП РФ и др.

Глава 27 УК РФ, посвящена преступлениям против безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта. Она включает восемь составов преступлений. В доктрине уголовного права и следственно-судеб­ной практике такие преступления чаще называются транспортными преступлениями.

Родовым объектом транспортных преступлений является состоя­ние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектом транспортных преступ­лений является состояние защищенности личности, общества и го­сударства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств. Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является защищенность личности, общества и государства от уг­роз в связи с эксплуатацией и пользованием отдельными видами транспорта.

Предметом транспортных преступлений является подвижной со­став железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, ва­гоны и др.), средства воздушного, морского, речного, ав­томобильного транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное обору­дование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магист­ральные трубопроводы.

С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении виновными определенных действий (деятельности) либо в бездействии, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспор­та, автотранспорта и городского электротранспорта, магис­тральных трубопроводов.

Большинство составов транспортных преступлений сформули­ровано по типу материальных, когда в диспозициях соответству­ющих статей (или частей статей) УК указывается на наступление определенных преступных последствий в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства либо иной правонарушающей деятельно­сти.

Уголовная ответственность за транспортные преступления по общему правилу наступает с 16 лет. Однако за приведение в негод­ность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) ответ­ственность наступает с 14 лет. Во всех случаях должно быть установ­лено, что лицо, является вменяемым.

С субъективной стороны большинство транспортных преступле­ний совершаются по неосторожности. Однако некоторые транспортные пре­ступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (ст. 267; ст. 270).

Субъектами транспортных преступлений, предусмотренных ст.ст. 263, 266, 269 и 270 УК РФ могут быть только работники транспортных организаций и объединений (спе­циальные субъекты), прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта.

Субъектами транспортных преступле­ний, предусмотренных ст.ст. 264, 267 и 268 УК РФ могут быть как лица, имеющие специальную профессиональ­ную подготовку и являющиеся работниками транспортных орга­низаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций.

Для удобства изучения транспортных преступлений в учебной литературе их с учетом особенностей объективной стороны составов транспортных преступлений существует следующая классификация:

1) преступления, связанные с нарушением правил безопасности движе­ния и эксплуатации транспортных средств (ст. 263—264, 271 УК РФ);

 2) преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функци­онирования транспорта (ст. 266—268, 270 УК РФ);

3) иные транспортные преступления (ст. 269 УК РФ).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 239.