Под стадиями налоговой ответственности понимаются периоды, отражающие взаимосвязь объема прав и обязанностей субъекта, нарушившего налоговое законодательство, с этапами действий уполномоченных государственных органов по поводу данного нарушения. Разграничение стадий налоговой ответственности позволяет рассматривать содержание налоговой ответственности в динамике, определить процессуальный порядок её реализации и добиться восстановления нарушенных прав государства в налоговой сфере.
1. Стадия возникновения налоговой ответственности начинается с того момента, когда нарушение налогового законодательства было совершено, и длится до момента его обнаружения органами доходов и сборов, иными государственными органами, имеющими соответствующие полномочия, либо добровольного прекращения нарушения со стороны виновного лица.
Следует разграничивать момент совершения и момент обнаружения нарушения налогового законодательства. Они не совпадают по времени до тех пор, пока не последуют активные действия со стороны государства (как правило, в лице органов доходов и сборов) или самого нарушителя с целью выявления или пресечения нарушения законодательства о налогообложении.
2. Стадия конкретизации налоговой ответственности начинается после обнаружения нарушения налогового законодательства, когда происходит определение и доказывание наличия элементов состава нарушения. На этой стадии могут использоваться все допустимые законом способы доказывания элементов состава нарушения налогового законодательства. Целью стадии конкретизации налоговой ответственности является квалификация совершенного нарушения.
Окончание этой стадии знаменуется вступлением в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт нарушения налогового законодательства установленным конкретным лицом и определяющего меру ответственности данного лица.
3. Стадия реализации налоговой ответственности связана с приобретением конкретным нарушителем налогового законодательства специального правового статуса. Собственно реализация налоговой ответственности начинается с момента вступления в законную силу акта применения права, устанавливающего факт совершения установленным лицом (или группой лиц) нарушения налогового законодательства. Данная стадия завершается добровольным исполнением решения органа доходов и сборов либо принудительным исполнением судебного решения о взыскании санкции с нарушителя законодательства о налогообложении.
Согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики о налогообложении мерой ответственности за совершение налогового нарушения является налоговая санкция.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде:
• штрафных (финансовых) санкций;
• конфискации подакцизной продукции, находящейся в незаконном обороте (ст. 207 Закона № 99-IHC).
При совершении одним лицом двух и более налоговых нарушений налоговые санкции применяются за каждое нарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Штрафная (финансовая) санкция – это плата в виде фиксированной суммы и (или) процентов, взимаемая с налогоплательщика в связи с нарушением им требований законодательства о налогообложении и (или) другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов.
Штрафные (финансовые) санкции за нарушение законодательства о налогообложении и (или) другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов, применяются в порядке и в размерах, установленных Законом № 99-IHC, постановлениями Совета Министров, указами Главы Донецкой Народной Республики, контроль за соблюдением которых возложен на органы доходов и сборов.
В случае применения органами доходов и сборов к налогоплательщикам штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов, такому налогоплательщику направляются (вручаются) соответствующие решения, принятые руководителем (его заместителем) органа доходов и сборов.
Форма и порядок принятия решений устанавливается приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.
Суммы штрафных (финансовых) санкций зачисляются в бюджеты, в которые зачисляются соответствующие налоги и сборы.
Конфискация подакцизной продукции, находящейся в незаконном обороте – это безвозмездное изъятие подакцизной продукции за нарушение законодательства о налогообложении и/или других законов, постановлений Совета Министров, указов Главы Донецкой Народной Республики, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов.
В случае применения органами доходов и сборов налоговой санкции в виде конфискации подакцизной продукции, находящейся в незаконном обороте, такому лицу направляется (вручается) соответствующие решение, принятое Министром доходов и сборов (его заместителем).
Форма и порядок принятия таких решений устанавливается приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.
Виды налоговых нарушений и размеры налоговых санкций, предусмотренные Законом № 99-IHC, приведены ниже в табл. 6.1.
Таблица 6.1.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.