Эколого-просветительской работы В.А. Тягунин. Хинганский ГПЗ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отдел экологического образования и просвещения заповедника существует 4 года. С первого дня на практике проверяется эффективность различных форм работы в области экологического образования. В полной мере используются традиционные формы - лекции, беседы, экскурсии, средства массовой информации. Причем эти формы работы в современных условиях претерпевают изменения, что вообще-то неизбежно. Основная наша задача - повысить их эффективность.

Специалисты заповедника, работающие в области экообразования, освоили новые методики: интерактивное обучение экологии, цветовая экология, психологические аспекты преподавания экологии различным возрастным группам.

При проведении лекций и бесед используют, как правило, два основных метода - кинолекторий с демонстрацией видео- и слайд- фильмов и игровую форму подачи материала с элементами психологического тренинга. Наиболее эффективна игра, т.к. в ней в легко доступной для усвоения форме наглядно показываются и объясняются достаточно сложные биологические понятия, процессы, происходящие в природе. Многие игры взяты из зарубежных источников, но это не слепое повторение чужого опыта, а адаптированный для наших условий преподавания естественных наук материал.

Работая со средствами массовой информации, мы пришли к пониманию того, что информационный прессинг должен быть постоянным и разноплановым. Наиболее читабельны и надолго остаются в памяти короткие заметки. Так в областной и районной газетах появилась рубрика “Хроника Хинганского заповедника”. Это подборка материалов о жизни заповедника, собранная по типу новостей. Используются и другие формы подачи материала в печати. В частности, научно-популярные статьи по различным проблемам: охрана отдельных видов, экологические проблемы, возникающие в результате разработки различных видов природных ресурсов, борьба с вредителями леса и т.д. За этот период в средствах массовой информации у нас появилось много друзей, которые охотно пишут статьи, делают теле- и радиорепортажи, программы по проблемам охраны природы и работе заповедника, а также о его сотрудниках. Активная работа со СМИ позволила создать положительный имидж заповедника. О заповеднике знают не только узкие специалисты, но и население Амурской области, причем знают не только о том, что есть такой заповедник, но и то, чем занимаются его сотрудники, какие он испытывает трудности, какие программы реализуются заповедником, т.е. заповедник стал ближе к людям и им стали понятны его тревоги и волнения. У части людей появилось чувство гордости, что именно у нас существует такой заповедник, что только при этом заповеднике есть Станция реинтродукции редких видов птиц. Сопричастность к проблемам охраны природы, сохранения биоразнообразия играет огромную роль в изменении с психологической стороны стереотипа поведения людей в отношении к окружающей природе, в первую очередь на бытовом уровне.

Развить и закрепить положительный стереотип поведения помогает работа на экологических тропах. Эта форма работы, рассчитанная на массового посетителя, а не только на специалистов в области охраны природы, применяется сотрудниками заповедника третий год. Пока, в силу необходимости вложения значительных финансовых средств в создание и обустройство экомаршрута, в заповеднике действует только один экомаршрут “Озеро белых птиц”. Создание экомаршрута стало возможным благодаря финансовой поддержке Дальневосточного отделения ИСАР и Амурского областного экологического фонда. Только в 1997 г. на экомаршруте проведено 24 экскурсии на которых побывало более тысячи человек. Надо сказать, что часть людей, посетивших экомаршрут в этом году, побывала у нас уже второй и даже третий раз. Интерес их при этом не иссякает, и они с удовольствием проходят весь маршрут, который рассчитан на 4 часа теоретической и практической работы. Схема работы на экомаршруте построена таким образом, что экскурсант получает теоретические знания в области охраны природы, наблюдает живые природные объекты, знакомится с уникальной работой Станции реинтродукции, существующими глобальными и локальными проблемами сохранения живой природы, учится правилам поведения в живой природе, т.к. в ходе посещения приходится соблюдать ряд правил и ограничений, введенных для экскурсантов, за соблюдением которых следят работники заповедника.

В 1994 г. заповедник оказал помощь в проведении двух детских научно-исследовательских экспедиций: “Малой морской академии” при Институте биологии моря (г. Владивосток) и эколого-туристического клуба “Непоседы” (п. Новобурейский Амурской области). В организации и проведении экспедиций были задействованы научные сотрудники заповедника. Под их руководством ребята занимались сбором материалов для очередного тома “Летописи природы”, оказывали помощь в хозяйственной работе (прорубали учетные маршруты, помогали ремонтировать кордон и др.). Одновременно с проведением двух экспедиций школьники архаринского района (16 человек) на научных стационарах заповедника готовились к исследовательской экспедиции “Величайшие реки мира”, которую проводил Институт водных и экологических проблем ДВО РАН. Отбор и подготовка школьников для этой экспедиции проводились в рамках всего района с участием отдела народного образования и школ, районного комитета экологии и заповедника. Первый этап отбора прошел в школах, победители школьных этапов прошли на районный конкурс, который состоялся во время школьных каникул. Надо сказать, что требования к конкурсантам были очень высокими, т.к. победители получали возможность проводить работы по исследованию экологического состояния бассейна реки Амур от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре под руководством научных сотрудников ИВЭП ДВО РАН и 24 дня отдыха на базе республиканского лагеря “Океан” (г. Владивосток), причем оплату всех расходов производил районный комитет экологии. Конкурсной комиссией было отобрано из более 100 участников районного конкурса 16 человек. Третий этап включал подготовку непосредственно к проведению исследований в ходе экспедиции (как теоретический, так и практический курс). Полученный опыт работы получил свое логическое продолжение: с 1995 г. при заповеднике существует детский экологический лагерь “Страна Хингания”.

Лагерь работает уже три года, его емкость 25 человек, хотя обычно в смену мы принимаем 40-50 человек (только детей). Материальная база лагеря создана за счет средств Амурского областного экологического фонда, Архаринского районного экологического фонда и Дальневосточного отделения ИСАР. В сезон проводится две смены лагеря: творческая и научная (каждая сроком по 10 дней). Работать с творческими детьми мы начали с 1993 г. Большую помощь и толчок в развитии этого направления мы получили от преподавателей Хабаровского архитектурно-художественного лицея, которые в 1993 г. организовали два пленара со своими воспитанниками и положили начало художественной экспозиции о природе заповедника. В 1994 г. кроме пленара в дни школьных каникул была проведена встреча лицеистов с ребятами, занимающимися в художественной студии Дома детского творчества п. Новобурейский. Часть работ студии была отобрана на конкурс “Дети русского Севера и Аляски за безопасный мир”, который проводит Магаданский областной комитет экологии. Работа С. Кортылева из с. Малиновка Бурейского района была отмечена дипломом этого конкурса. В этом же 1994 г. в Доме культуры п. Архара была открыта выставка работ преподавателей и воспитанников лицея, посвященная природе заповедника, которая пользовалась большой популярностью среди жителей и гостей поселка; ее посетило более 1500 человек. Опыт работы заповедника в этом направлении был использован в 1995 г. при организации областного творческого конкурса “Журавль - птица мира”, одним из учредителей которого выступил заповедник. Победители областного конкурса “Журавль - птица мира” стали участниками первой смены экологического лагеря “Страна Хингания” при заповеднике. Ежегодно в одну из смен нашего эколагеря мы принимаем детей творчески одаренных. Учитывая, что емкость эколагеря невелика, пришлось ввести систему конкурсного отбора. С 1996 г. в дни школьных каникул заповедник проводит школьную научно-практическую конференцию “Я изучаю и сохраняю природу родного края”. Предпочтение отдается работам, имеющим практическую направленность, основанным на личных исследованиях и наблюдениях. Увлеченные творчеством имеют возможность принять участие в конкурсе “Природа и человек”, причем ограничений по жанрам нет. На конкурс представляются художественно-графические работы, поделки из природного материала, литературные произведения. Подведение итогов проводится на традиционном весеннем празднике “День журавля”, который проходит в апреле и посвящен прилету журавлей в Амурскую область.

Система работы в лагере:

Þнаучный блок - теоретические, практические занятия, экскурсии под руководством сотрудников научного отдела. Занятия - обязательный элемент лагеря.

Þигровой блок - интерактивные игры, направленные на закрепление полученных знаний, умений, навыков, понятий. К таким играм можно отнести: построй гнездо, слепая прогулка, ареал и т.д.

Þконтроль полученных (имеющихся) знаний в игровой, соревновательной форме. Это такие формы, как экологическая биржа, экологический брейн-ринг, экологический звездный час и т.д.

Проводя разноплановую эколого-образовательную работу среди населения, по-своему достаточно эффективную и по большей части приносящую пользу нашему заповеднику, “головокружения от успехов” мы не испытываем. И вот почему.

Мы хотим достичь сверхцели, чтобы заповедники в частности, а особо охраняемые территории в целом стали предметом национальной гордости если не России, то хотя бы того региона, где расположены эти ООПТ. Эта задача не выполнима силами одних только сотрудников заповедника. Достижение такой масштабной цели возможно только в результате массовой “экологизации” сознания людей, т.е. реализации на практике системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования, в основу которого положены указанные ранее принципы. Отсюда логически напрашивается вывод о необходимости интеграции планов и программ экологического образования, реализуемых заповедником, в общегосударственную систему экологического образования населения. Это не единовременная акция, а ежедневная, постоянная и планомерная работа. До проявления ее результатов пройдет достаточный период времени, но их эффективность будет гораздо выше той, которую мы имеем сегодня, т.к. объединятся потенциал, методические и методологические подходы различных направлений науки, культуры, системы общего, профессионального, высшего образования, СМИ.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.